Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды дерматитов  /  Дюрренматт биография

Дюрренматт биография

Дюрренматт Фридрих Йозеф (Friedrich Josef Dürrenmatt ) - швейцарский писатель, один из крупнейших драматургов XX века, писал на немецком языке.
Родился 5 января 1921, Конольфинген близ Берна. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Дюрренматт, смеясь, говорил потом, что работа отца определила частое присутствие в его произведениях смерти: все время кого-то отпевали, кого-то хоронили. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей.
Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом — склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе. Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.
В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Beobachter»
Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964—1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…

В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари — Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Невшателе. Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.
В России Дюрренматт известен с середины 1950-х годов. Переводилась его проза, ставились и издавались пьесы, по его произведениям снимались фильмы. В нашу культуру он вошел в послесталинское время и сразу внес в нее нечто ей заведомо чуждое и даже враждебное — озорство, игру, яркую театральность, гротескно-шутовское изображение мира, застрявшего где-то на полпути к катастрофе. Неоднократно бывал в России, еще во времена СССР. Оставался, однако, непримирим к марксистской идеологии, что затрудняло издание его книг.

Фридрих Райнхольд Дюрренматт (нем. Friedrich Reinhold Dürrenmatt; 1921 - 1990) - швейцарский немецкоязычный прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива.

Ранние годы. Живопись

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт - протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони.

В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей.

Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.

Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом - склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюстрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе.

Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.

Начало литературной карьеры

В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на Бильском озере (Bielersee). Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач », который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах.

Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным.
В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter».

В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Нёвшателе.

Признание как драматурга

В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра.
Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы » (1956). «Физики », пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов.

Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания.

Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись премьеры двух его пьес - «Портрет планеты» и «Тит Андроник» (Titus Andronicus). Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964-1965) в Вене.

В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера...

Публицистика

Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим. Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».

Последние годы

В 1983 году умерла жена Дюрренматта Лотти. В 1984 году он женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари - Шарлотте Керр (1927-2011). Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры».

Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.

Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив.

Художественные особенности творчества

В некоторых произведениях Дюрренматта (как отмечается в некоторых источниках, «последовательно от произведения к произведению», прослеживается антибуржуазный и антифашистский характер. В частности, в повести «Авария » один из персонажей, адвокат, в суде говорит следующее о своём подзащитном Трапсе: «Он не преступник, а жертва эпохи, западной цивилизации, которая, увы, всё больше и больше теряет веру (она становится всё туманнее) и которая настолько погружается в хаос, что человек уже не может различить никакой путеводной звезды. В итоге - полная растерянность, одичание, торжество кулачного права и отсутствие подлинной нравственности».

Публицистика

1990 «Надежда Канта»
1976 «Соответствия»
1973 «Я ставлю себя позади Израиля»

Сборники

1955 «Проблемы театра», сборник статей
1952 «Город», сборник рассказов

Сценарист

2008 Визит старой дамы / Der Besuch der alten Dame (ТВ) ... пьеса
2006 Визит старой дамы / Vana daami visiit ... пьеса
2000 Обещание / The Pledge ... книга
1999 Визит / The Visit ... пьеса
1999 Návsteva staré dámy (ТВ) ... пьеса
1997 Es geschah am hellichten Tag (ТВ)
1996 La dama regresa ... пьеса
1996 Холодный свет дня / The Cold Light of Day
1993 Правосудие / Justiz ... роман
1992 Гиены / Hyènes ... пьеса
1990 Szürkület
1989 Визит дамы (ТВ) ... пьеса
1989 Физики (ТВ) ... пьеса
1989 Achterloo IV (ТВ) ... и пьеса
1988 Физики / Fysikerne (ТВ) ... пьеса
1988 Abendstunde im Spätherbst (ТВ) ... роман
1985 Забавная суббота / Drôle de samedi ... рассказ
1982 Визит старой дамы / Der Besuch der alten Dame (ТВ)
1982 Смертельная игра / Deadly Game (ТВ) ... роман
1979 La promessa (ТВ) ... роман
1975 Судья и его палач / Der Richter und sein Henker
1974 Авария (ТВ) ... повесть
1974 Судья и его палач / Le juge et son bourreau (ТВ) ... роман
1972

Гражданство:

Швейцария

Род деятельности:

публицист, драматург, художник

Язык произведений:

немецкий

Произведения на сайте Lib.ru

Фридрих Йозеф Дюрренматт (нем. Friedrich Josef Dürrenmatt ; 5 января , Конольфинген - 14 декабря , Невшатель) - швейцарский немецкоязычный прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива .

Ранние годы. Живопись

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене , деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт - протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн . Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.

Признание как драматурга

В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи », которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы » (1956). «Физики », пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте . В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии , также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце . В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта , перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха , и в конце концов в Дюссельдорфе . Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964-1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…

Публицистика

Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США , в 1974 в Израиль , в 1990 в Польшу и Освенцим . Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву , которые появились под заголовком «Надежда Канта».

Последние годы

Художественные особенности творчества

Антибуржуазный и антифашистский характер

В некоторых произведениях Дюрренматта (как отмечается в некоторых источниках, «последовательно от произведения к произведению» , прослеживается антибуржуазный и антифашистский характер. В частности, в повести «Авария » один из персонажей, адвокат, в суде говорит следующее о своём подзащитном Трапсе:

Он не преступник, а жертва эпохи, западной цивилизации, которая, увы, всё больше и больше теряет веру (она становится всё туманнее) и которая настолько погружается в хаос, что человек уже не может различить никакой путеводной звезды. В итоге - полная растерянность, одичание, торжество кулачного права и отсутствие подлинной нравственности.

В повести писателя «Подозрение », рассказывающей о деятельности комиссара бернской полиции Берлаха, подчёркивается, что современная Швейцария стала прибежищем бывших фашистов .

Сочинения

Пьесы

  • 1947 - «Ибо сказано» («Es steht geschrieben» )
  • 1948 - «Слепой» («Der Blinde» )
  • 1949 - «Ромул Великий» («Romulus der Grosse» )
  • 1952 - «Брак господина Миссисипи» («Die Ehe des Herrn Mississippi» )
  • 1953 - «Ангел приходит в Вавилон» («Ein Engel kommt nach Babylon» )
  • 1954 - «Операция «Вега» («Das Unternehmen der Wega»)
  • 1957 - «Визит старой дамы » («Der Besuch der alten Dame» )
  • 1959 - «Франк V: Опера частного банка» («Frank der Fünfte: Oper einer Privatbank»). Пьеса для музыкального театра.
  • 1962 - «Физики »
  • 1970 - «Играем Стринберга» («Play Strindberg» )
  • «Titus Andronicus»
  • 1972 - «Сообщники»

Романы

  • 1952 - «Судья и его палач » («Der Richter und sein Henker» )
  • 1953 - «Подозрение » («Der Verdacht» )
  • 1958 - «Обещание», («Das Versprechen» )
  • 1985 - «Правосудие»
  • 1989 - «Ущелье Вверхтормашки» («Durcheinandertal» )

Повести

  • 1955 - «Грек ищет гречанку», («Grieche sucht Griechin» )
  • 1956 - «Авария » («Die Panne (Eine noch mögliche Geschichte)» )
  • 1971 - «Падение»
  • 1981 - «Лунное затмение» («Mondfinsternis»)
  • 1981 - «Зимняя война в Тибете» («Der Winterkrieg in Tibet»)
  • 1988 - «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями» («Der Auftrag oder vom Beobachten des Beobachters der Beobachter. Novelle in vierundzwanzig Sätzen»)

Публицистика

  • 1973 - «Я ставлю себя позади Израиля»
  • 1976 - «Соответствия»
  • 1990 - «Надежда Канта»

Сборники

  • 1952 - «Город», сборник рассказов
  • 1955 - «Проблемы театра», сборник статей

Другое

  • «Старик», («Der Alte» ), проза, 1945 г.
  • «Записки из Америки», («Sätze aus Amerika» ), эссе, 1970 г.
  • «Шахматист».
  • «Тоннель» («Der Tunnel» ).
  • «Сын».
  • «Двойник»
  • «Портрет планеты».
  • «Пилат»
  • «Город» (незаконченный роман)
  • «Сведения о состоянии печати в каменном веке»
  • «Собака»
  • «Из записок охранника»
  • «Остановка в небольшом городе»
  • «Мистер Ч. в отпуске»
  • «Смити»
  • «Смерть пифии»
  • «Бунтовщик»
  • «Минотавр»

Экранизации

  • «Это случилось при свете дня» - режиссёр Ладислао Вайда, 1958.
  • «Визит» - режиссёр Бернхард Викки , 1964.
  • «Последнее дело комиссара Берлаха » - режиссер Василий Левин, 1972.
  • «Авария» - режиссер Витаутас Жалакявичус, 1975.
  • «Судья и его палач» - режиссёр Максимилиан Шелл, 1975.
  • «Физики » - режиссёр Олег Рябоконь, 1988.
  • «Визит дамы » - режиссёр Михаил Козаков, 1989.
  • «Обещание » - режиссёр Шон Пенн, 2001.

Постановки

  • «Двойник» - театр Синематографъ , режиссёр Аида Хорошева, 2012.

Произведения на русском языке

  • Комедии. Перевод с немецкого под редакцией К. Богатырева. Послесловие Ю. Архипова. Примечания Э. Красновской. М., Искусство, 1969.
  • ВЗАИМОСВЯЗИ. Эссе об Израиле. Концепция. ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ, в том числе о свободе, равенстве и братстве в иудаизме, христианстве, исламе и марксизме, а также о двух старых мифах. М., Текст , 2009.

Примечания

Ссылки

  • Дюрренматт, Фридрих в библиотеке Максима Мошкова
  • Дюрренматт по-русски - русскоязычное livejournal -сообщество, посвящённое писателю
  • «Физики» - пьеса Фридриха Дюрренматта в электронном виде
  • Фридрих Дюрренматт в «Энциклопедии „Кругосвет“»
  • сайт о Фридрихе Дюрренматте - русскоязычный сайт о творчестве писателя

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 января
  • Родившиеся в 1921 году
  • Родившиеся в кантоне Берн
  • Умершие 14 декабря
  • Умершие в 1990 году
  • Умершие в Невшателе
  • Писатели Швейцарии
  • Художники Швейцарии
  • Драматурги Швейцарии
  • Писатели на немецком языке
  • Авторы детективной прозы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дюрренматт, Фридрих" в других словарях:

    - (Dürrenmatt) (1921 1990), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Острое ощущение неблагополучия мира и сомнение в возможности изменить человека в гротескно фантастической трагикомедии «Визит старой дамы» (1956), музыкальной пьесе «Франк V … Энциклопедический словарь

    Дюрренматт (Dürrenmatt) Фридрих (p. 5.1.1921, Конольфинген, кантон Берн), швейцарский писатель, пишет на немецком языке. Сын пастора. Изучал филологию в Цюрихе и Берне. Его первые пьесы ‒ «Писание гласит» (1947), «Слепой» (1948), «Ромул Великий»… … Большая советская энциклопедия

    Дюрренматт, Фридрих - ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt) Фридрих (1921 90), швейцарский писатель; писал на немецком языке. Острое ощущение неблагополучия мира и сомнение в возможности изменить человека в гротескно фантастической трагикомедии “Визит старой дамы” (1956),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Durrenmatt, Friedrich) (1921 1990), швейцарский драматург и романист. Родился 5 января 1921 в Конольфингене (Швейцария). Изучал литературу, философию и естественные науки в Бернском и Цюрихском университетах. В 1940 е годы, отказавшись от… … Энциклопедия Кольера

    ДЮРРЕНМАТТ Фридрих - ДЮРРЕНМАТТ (Dürrenmatt) Фридрих (р. 1921), швейцарский писатель (на нем. яз.). Драмы «Писание гласит» (1947), «Ромул Великий» (1949, переработ. изд. 1964, п. 1969), «Брак господина Миссисипи» (1952), «Ангел спускается в Вавилон» (1954), «Визит… … Литературный энциклопедический словарь

    Дюрренматт, Фридрих Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения … Википедия

    Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения: 5 января 1921 года Место рождения: Конольфинген, Швейцария Дата смерти: 14 дека … Википедия

    Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef Dürrenmatt Фридрих Дюрренматт, 1989 Дата рождения: 5 января 1921 года Место рождения: Конольфинген, Швейцария Дата смерти: 14 дека … Википедия

ДЮРРЕНМАТТ, ФРИДРИХ (Dürrenmatt, Friedrich) (1921–1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе – Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х) и др.

Родился 5 января 1921 в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

В 1935 семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические «успехи» и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал «самым неприятным временем» свой жизни.

В 1941 поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С.Кьеркегора и французских экзистенциалистов – их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 он оставляет университет и посвятщает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 в.: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).

К 1945–1946 написана первая пьеса Ибо сказано , которая была поставлена в 1947. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы (Слепой, 1948; Ромул Великий , 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете «Швайцер беобахтер», а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.

Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса Ромул Великий . В 1950 этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы – Брак господина Миссисипи , после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии . В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта , однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность – Визит старой дамы (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.

Из других пьес наиболее известны Ангел приходит в Вавилон (1953), Физики (1962), Играем Стринберга (1970).

Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них – сборник рассказов Город (1952), детективные произведения Судья и его палач (1952), Подозрение (1953), Обещание (1958), Правосудие (1985); повести Грек ищет гречанку (1955), Авария (1956), Поручение (1988), сборник статей Проблемы театра (1955), публицистические произведения Записки из Америки (1970), Я ставлю себя позади Израиля (1973), Соответствия (1976). В 1990, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В.Гавелу и М.Горбачеву .

Скончался Ф.Дюрренматт 14 декабря 1990, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.

Татьяна Шабалина

Известный европейский драматург, романист, художник, иллюстратор Фридрих Дюрренматт создал множество литературных произведений. Среди них - рассказы, повести, романы и пьесы. В 60-х годах он стал популярным в нашей стране. Даже несколько раз приезжал в Россию. Переведенные на русский язык литературные труды пользовались большим спросом у советских читателей. Кроме того, по его пьесам ставились спектакли и снимались фильмы.

Начало пути

Биография Фридриха Дюрренматта началась в 1921 году, когда в семье протестантского священника родился мальчик. Это произошло недалеко от Берна. В 1924 году родилась его сестра Врони.

Директора Свободной гимназии, а также Гумбольта выражали неудовольствие тем фактом, что их учеником был Дюрренматт. Фридрих плохо учился, спорил с учителями, критиковал их методы преподавания.

Окончив школу, он решил получить высшее образование. Одним из студентов Цюрихского университета был Дюрренматт. Фридрих изучал там живопись и историю искусства, филологию и философию. Герой нашей статьи всегда любил рисовать карандашом и кистью. Со временем он так овладел этим мастерством, что смог самостоятельно делать иллюстрации к своим произведениям. Иногда делал эскизы костюмов и декораций к своим спектаклям.

Литературная стезя

Неожиданно Фридрих почувствовал в себе склонность к писательству. Первые его рассказы были опубликованы в 1943 году. Это были «Рождество», «Палач», «Сын». Довольно мрачные произведения, соответствующие духу своего времени. Первой пьесой стала «Ибо сказано». Она была издана в 1945 году. А в 1947 ее уже поставили на сцене. Криминальный роман «Судья и палач» Фридрих Дюрренматт написал в Лигерце в 1950 году. В немецких школах это произведение указано в обязательной программе.

В Лигерце Дюрренматт оказался после того, как уехал туда, женившись на актрисе Лотти Гайслер в 1946 году. Однако в 1983 году она умерла, и Фридрих женился повторно на Шарлотте Керр. Она была не только актрисой, но и журналисткой и кинопродюсером. Вместе со своим супругом она занималась постановкой кинофильмов.

Известные произведения

«Визит старой дамы», «Физики», «Ромул Великий» написал Дюрренматт. Фридрих стал мировой знаменитостью после того, как эти пьесы были поставлены на театральной сцене. За годы своей жизни он написал 23 пьесы, несколько новелл, романов, рассказов, эссе и радиопьес. Среди них - «Грек ищет гречанку», «Поручение», «Правосудие», «Обещание», «Судья и его палач», «Подозрение», «Авария». Также он писал публицистические произведения. Среди них - «Соответствия», «Я ставлю себя позади Израиля», «Записки из Америки». Также автором речей адресованных В.Гавелу и М. Горбачеву был Дюрренматт. Фридрих написал их в 1990 году, когда пришла пора социалистическим странам перестраиваться.

Смысл творчества

О чем же писал Фридрих Дюрренматт? Книги его о том, что человек теряет свои духовные корни. Автор описывает хаос нашего мира, его жестокость. Судьба человека трагична, ведь он бессилен что-либо изменить. Но писатель доносит до читателя смысл своих произведений через гротеск. Он не использует приемы трагедии в своей литературе. По мнению Дюрренматта, все эти приемы в прошлом. Поэтому в одном произведении сходятся несочетаемые характеры, странные ситуации, необычные проблемы и способы их решения. Цели героев также способны вызвать недоумение у читателей. В своих произведениях Дюрренматт затрагивает нравственную сторону жизни. Духовная жизнь, моральные принципы человека - вот что волнует его больше всего, в чем он пытается разобраться. Излюбленные темы писателя - это свобода, вина, наказание, предательство, верность, справедливость.

"Визит старой дамы"

Это одно из лучших литературных произведений Фридриха Дюрренматта. Эта пьеса повествует о пожилой американской миллиардерше Клэр Цаханасьян. Однажды она вышла на перрон маленького городишки Гюллена, расположенного в средней Европе. Дама сразу поражает воображение жителей этого городка. Свита, окружающая ее, экстравагантна. Передвигается она на паланкине, который носят два крепких парня. Сопровождают ее бывшие мужья и два странных старичка. Кроме того, вместе с багажом она привезла с собой пустой гроб. Эта ситуация кажется всем очень зловещей. Так оно и оказывается, когда старая дама раскрывает свои намерения наказать человека, совратившего ее в юности. Она дает миллион долларов тому, кто убьет его. Клэр предлагает многим сделать это, но никто не решается. Тем временем действия миллиардерши показывают, что она уверена в том, что это обязательно произойдет. Цаханасьян готовится к траурной церемонии, в гостиницу к ней привозят траурные венки. В своем произведении Дюрренматт демонстрирует, как меняются люди, если им предложить материальное благополучие в обмен на неблаговидный поступок. Хорошо быть благородным, пока нет искушения, считает Фридрих Дюрренматт.