Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Строение органов дыхания. Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

Строение органов дыхания. Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. <Рисунок 1>

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.<Рисунок 2>

2. Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха , а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)

Конспект урока по биологии на тему «Органы дыхания» (9 класс VIII вид)

Цель урока:
1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.
2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по разделам: «Система органов кровообращения» и «Опорно-двигательная система».
- изучить с учащимися систему органов дыхания, ее части;
- продолжить формировать интерес к строению своего организма;
- продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов,
-расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;
- корректировать и развивать память, зрительно-моторную реакцию учащихся;
-развивать речь учащихся, мышление, внимание;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями
(фото) к тексту;
- на примере презентации показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные:
- мотивация здорового образа жизни,
- воспитывать интерес к изучению жизнедеятельности своего организма на примере системы дыхания
- заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности,
-воспитывать самостоятельность при подготовке презентаций, сообщений.
Оборудование к уроку:
1. Презентация на тему: «Органы дыхания».(слайды).
2. Таблица: «Органы дыхания, строение».
3. Таблица: «Выбери правильный ответ».
4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.
5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организация учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Анализ и оценка работы на уроке.
VIII. Рефлексия
IX. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.
У:Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.
Вы готовили мини-проекты по темам: «Опорно-двигательная система» и «Система органов кровообращения».
Проверим знания.Слово для защиты мини-проекта по теме: «Опорно-двигательная система»предоставляется представителю 1 группы учащихся.
Слово для защиты мини-проекта по теме: «Система органов кровообращения»предоставляется представителю 2 группы учащихся.
У:Вопросы к классу:
1)Назовите органы опорно-двигательной системы.
Ответы:К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.
2)Назовите органы кровеносной системы.
Ответы:К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.
3)Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.
Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.
4)Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.
Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.

III. Изучение новой темы. (сл.1)
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв.(сл.2).

Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания.
Тема нашего урока «Органы дыхания». (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.
План.(сл.№4)
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания и их функция.
3. Гигиена дыхания.
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи
он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Дыхание состоит из вдоха и выдоха. (сл.5).Процессы вдоха и выдоха. (сл.6).
Механизм вдоха.(сл.7) Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека. Механизм выдоха(сл.8). Во время выдоха воздух удаляется из организма.
Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой (сл.№9).
Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№10).
Значение дыхания.
1. Поступление кислорода.
2. Удаление углекислого газа.
3. Удаление паров воды.
Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких, он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания (сл.№11). Органы дыхания представлены верхними дыхательными путями (носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка) и нижними дыхательными путями (гортань, трахея, бронхи, лёгкие).
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость (сл.№14,15,16.17).
Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Почему не рекомендуется дышать ртом?
Почему нельзя кричать на морозе?
Почему на морозе нос красный?
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку (сл.18).

Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№19,20,21,22) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань.
Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею.
(сл.№23,24).
Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.

Нижняя часть трахеи делится на два бронха(сл.№25). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.
Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.
Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.
Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие (сл.№26)
В легких происходит
Газообмен (сл.№27)

После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Назовите органы, по которым проходит воздух при выдохе?

IV.Физкультминутка. Релаксационная пауза .(сл.28)

Проведем наблюдения.
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№29)

Что мы наблюдаем?

Проведем наблюдения.
Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох.
(сл.№30)
Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод из полученных наблюдений.

V. Закрепление изученного материала.
Дать определение дыханию.
Какое значение имеет дыхание?
Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.
Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.

Следующее задание связано с определением органов дыхания на иллюстрации.
Определить под какими цифрами обозначены органы дыхания. (сл.31,32)

Следующее задание. По особенностям строения и выполняемым функциям определить орган дыхательной системы.(сл.№33)

Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки №1.
Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию (сл.№34,35).

Карточки №2.
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов дыхания.
Какой процесс в организме называется дыханием?
Перечислить органы дыхания.
И в заключении хочется напомнить еще раз, что здоровье надо беречь
смолоду. Помнить, что курение – самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе.
Сравните легкие курящего и некурящего человека(сл.№36). Надеюсь, что каждый сделает для себя вывод. Тот, кто не начинал и не начинайте курить, а тот кто курит, тот обязательно должен бросить эту пагубную привычку.

VII. Анализ и оценка работы.
Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Рефлексия (сл.37).
Продолжите предложение:
1.Мне на уроке понравилось…
2.Я на уроке запомнил…
3.Я научился…

IX. Объяснение домашнего задания. 1.Учебник, стр.77-80,читать, пересказывать
2.Творческое задание:
1. Найти на своем теле места, где расположены органы дыхательной системы.
2.Приготовить сообщения, презентации на темы:
Действие табачного дыма на организм человека,
Заболевания дыхательной системы (туберкулёз, пневмония).
(сл.№38)
X.Спасибо за внимание.(сл.39)

Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Провести аналогию: дыхание – жизнь;

Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы

Учитель формулирует цель урока:

    изучить особенности строения органов дыхания;

    раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

    обмен газов между воздушной средой и легкими;

    обмен газов между легкими и кровью;

    транспорт газов кровью;

    газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы газообмена : легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека

Где расположен

Особенности строения

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка

Соединяет носовую полость и гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена

4. Закрепление.

    Почему нужно дышать через нос, а не через рот?

    Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

    Как возникает и формируется звук?

    Задание 138 стр. 91 в рабочей тетради.

    Задание 142 стр. 93 в рабочей тетради.

5. Домашнее задание:

1. Изучить текст и рисунки учебника на стр. 158-161.

Урок по окружающему миру. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Цели: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания, предупредить о вреде курения; формировать навык сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте; развивать воображение, умение находить аналогии; воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
Оборудование: иллюстрации (растения, животные, человек); кроссворд «Спорт», таблица «Органы дыхания».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Животные, растения, человек.)
– Что мы не видим ни на этих картинках, ни в реальной жизни? А между тем это непременное условие жизни и растений, и животных, и человека? (Воздух.)
– Все живое дышит. Дышат растения, животные и человек.
Ребенок появился на свет. Раздался первый крик нового человека – это первый вдох, значит, он будет жить. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет легкие.
Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4–7 минут! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде? (Потому что в организме нет запаса кислорода.)
– О чем мы сегодня будем говорить?
– Тема урока: «Органы дыхания». Мы узнаем, для чего необходимы органы дыхания.
– С помощью чего мы дышим?
– Как мы дышим?
– Чем дышим?
– Что опасно для органов дыхания?
II. Проверка домашнего задания.
Ответы на кроссворд (задание 11).
1. Плечо. 2. Вода. 3. Борец. 4. Сила. 5. Скорость. 6. Болтовня. 7. Кость. 8. Выносливость. 9. Кощей. 10. Волокно. 11. Сухожилие. 12. Ловкость. 13. Смекалка. 14. Смех. 15. Спорт. 16. Бицепс. 17. Шахматист. 18. Тренировка.
Вопросы (учебник, ч. 2, с. 19, 20).
– Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие». Как вы понимаете смысл высказывания? (Ответы детей.)
Кроссворд «Спорт»
1. Упражнение для развития физической силы и ловкости.
2. Человек крепкого телосложения и большой силы.
3. Спорт на воде.
4. Прыжок через голову.
5. Добывание диких зверей и птиц.
6. Потеря боксером сознания в результате полученного удара.
7. Физические упражнения и игры, укрепляющие организм.
8. Дорожка для велосипедных гонок.
9. Спортивная игра с мячом.
10. Бег по пересеченной местности.
Ответы: 1. Гимнастика. 2. Атлет. 3. Плавание. 4. Сальто. 5. Охота. 6. Нокаут. 7. Спорт. 8. Трек. 9. Баскетбол. 10. Кросс.
III. Изучение нового материала.
Зачем, как и с помощью чего человек дышит
– Зачем мы дышим? (Питаем мозг кислородом, иначе он становится вялым и начинает гибнуть.)
– Что называется дыханием? (Ответы детей.) Сравните свои ответы с определением в учебнике (ч. 2, с. 21).
– Давайте посмотрим, какие органы осуществляют процесс дыхания.

– Рассмотрите рисунок. (Можно использовать плакат.) Назовите органы дыхания.
– Отгадайте загадку:
На лице твоем
Домик есть.
Два оконца в нем:
Они воздух пропускают
И запахи различают. (Нос, ноздри.)
– Начнем наше «путешествие» с воздушным пузырьком. Из носа в легкие. Для чего человеку нос? (Нос нужен человеку для дыхания и обоняния.)
– Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролером, сторожевым постом организма? Самостоятельно найдите ответ на этот вопрос в учебнике (ч. 2, с. 21). (Ответы детей.)
– Как правильно дышать, через нос или рот? Почему?
– Куда дальше пойдет воздушный пузырек? (Через гортань в трахею.)
– Прощупайте ее в передней части шеи – это жесткая и ребристая трубка. По-другому трахею называют дыхательным горлом. В стенках трахеи расположены с-образные поперечные полоски из прочного хряща, чтобы дыхательное горло всегда было раскрыто.
«…Мы несемся вниз по воздушной трубе к легким. Смотри, какая красота кругом! Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу, как будто ковыльное поле колышется. Но это не ковыль, а малюсенькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают наружу прорвавшуюся сюда через все барьеры пыль. Без этих маленьких ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.
– О-го-го! Значит, легкие – это мешки такие?
– Не совсем, хотя внутри у них «триста миллионов крохотных наполненных воздухом мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы». (Юдин Г.)
– Почему легкие можно сравнить с «виноградными деревьями»? (По внешнему виду: состоят их легочных пузырьков.)
В легких находится около 300 млн легочных пузырьков – альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы человека, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Огромна и общая поверхность альвеол.
– Чем соединяются легкие с трахеей? (Бронхами.)
Работа по тетради № 2 (задание 14, с. 7).
– Мы ответили на вопрос, с помощью чего мы дышим. Как мы дышим?
– Встаньте. Положите руки себе на грудную клетку и проследите, из чего складывается процесс дыхания? (Вдох и выдох.)
– Разрешите спор двух учеников. Один считает, что при вдохе легкие расширяются и потому в них входит воздух. Другой – что воздух входит в легкие, вызывая их расширение. Кто из учеников прав?
Работа по рисунку учебника (ч. 2, с. 21).
– Рассмотрите рисунки. (Вдох, выдох.)
Красная пластинка на рисунке – это диафрагма. Диафрагма – куполообразная пластина, расположенная под легкими. Вместе с реберными мышцами она обеспечивает дыхательные движения. Сокращаясь, диафрагма позволяет легким расшириться – происходит вдох. Для выдоха диафрагма должна расслабиться.
– Дышит ли человек через кожу? (Да.)
– Как дышат разные животные? (Легочное дыхание, жаберное дыхание, трахейное (у насекомых).)
– Какие группы животных дышат легкими? (Млекопитающие, птицы, земноводные, человек.) (См. с. 22 для любознательных.)
– Сделайте глотательное движение. Дыхание в этот момент прекращается. Почему это происходит? (Воздух не попадает в легкие, так как закрывается вход в носовую полость маленьким язычком мягкого нёба, преграждается вход в трахею.)
– Чем мы дышим?
– Почему органы дыхания часто называют воздушными воротами в организм? (Через них в организм поступают воздух, кислород.)
– Мы всегда окружены невидимым облаком пыли, дыма и других вредных веществ. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии, микробы. Подсчитано, что в 1 м3 воздуха школьного класса на начало занятий 2600 микробов, а к концу занятий их количество 13 500.
– Как сохранить воздух в помещении (классе) чистым и свежим? (Проветривать, влажная уборка.)
Работа в тетради № 2 (задание 13, с. 7).
– Рассмотрим, какова потребность человека в кислороде.
Записано на доске:
Сон – 20 л.
Ходьба – 40 л.
Легкая работа – 60 л.
Тяжелая работа – 120 л.
Бегущему человеку необходимо 70 л воздуха в минуту.
Вывод: чем тяжелее работа, тем больше кислорода требуется организму человека, чтобы снабдить интенсивно работающие мышцы.
– Кому требуется больше кислорода, детям или взрослым? (Детям, так как они больше двигаются и чаще дышат.)
– Известно, что нетренированные люди даже при небольшой физической нагрузке начинают учащенно дышать. Тренированные люди дышат ровно и глубоко даже тогда, когда совершают тяжелую физическую работу. Объясните, почему это происходит.
Для любознательных.
У спортсменов емкость легких больше нормы на 1–1,5 л, а с увеличением жизненной емкости легких глубина дыхания увеличивается, реже становятся дыхательные движения. Они совершаются до 6–10 раз в минуту против 14–18 движений у людей, не занимающимся спортом.
Лучше всего умеют дышать певцы, музыканты, спортсмены, йоги. От правильного дыхания зависит здоровье.
Физкультминутка
А вы, наверное, устали? Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
– Что опасно для органов дыхания? (Ответы детей.)
Мы с вами поговорим подробнее о том, что происходит с человеком, если он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают дым от его сигареты.
– Вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? (Человек худеет, цвет лица у него становится некрасивым, волосы – тусклыми.)
– Как изменяется кожа у курящего человека? (Кожа становится тонкой и сухой, морщинистой, цвет кожи у него желтоватый, нездоровый.)
– Что происходит с волосами? (Волосы не блестят – становятся тусклыми, безжизненными, ломкими.)
– Как выглядят глаза курильщика? (Под глазами – темные круги, глаза воспаленные, покрасневшие.)
– Что происходит с зубами? (Зубы желтеют, начинают портиться, изо рта у курящих всегда идет неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают.)
– Как пахнет одежда курящих? (Запах неприятный. Пахнет кислым табачным дымом.)
– Что же делает табакокурение с человеком? (Оно его отравляет и делает больным.)
– Это действительно так: человек заболевает. Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкуривать ежедневно все больше сигарет, и вскоре он уже совсем не может обойтись без табака. Это болезнь.
– Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими? Расскажите, что вы ощущали.
Выслушиваются наблюдения двух-трех детей.
– Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате. Потому что табачный дым неприятен. Он обдирает горло.)
– Табачный дым вреден всем!
– Ребята, в горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие.)
– Как вы думаете, такой дым полезен человеку? (Нет, он загрязняет легкие. Он мешает чистому воздуху поступать в легкие.)
Учитель прикрепляет на доску плакаты «Легкие курящего человека» из серии «Курить – здоровью вредить».
– Рассмотрите первый плакат. Как изменились легкие у курящего человека? (Они почернели.)
– Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все, кто окружает курящего, называются пассивными курильщиками. И хотя сами они не курят, но также вдыхают табачный дым и наносят вред своему здоровью. Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивают знак «Не курить!».
Учитель на доске вывешивает плакат с изображением знака.
– На какой знак он похож?
– В каких местах вы встречали такой знак? Перед вами знак «Место для курения». Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить? (Отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.)
Курение как зло
Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и опасна тем, что многие не принимают курение всерьез.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
Работа по учебнику (ч. 2, с. 23–24).
– Чем опасно курение?
– Что вы узнали о табачном дыме?
– Нужно ли пробовать курить?
– Что нужно сделать, если рядом кто-то курит?
Послушайте одну притчу.
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал:
– Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «божественного листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли люди от купцов, задумавшись...
– Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
IV. Закрепление и обобщение.
– Отразите в тетрадях и на доске путь воздушного шарика по нашему организму.
Нос > трахея > бронхи > легкие.
Кроссворд «Органы дыхания»
По горизонтали:
2. Верхний отдел туловища.
3. То, чем мы дышим.
5. Составная часть воздуха.
7. Растение, в листьях которого содержится никотин.
8. Часть дыхательных путей, которую можно прощупать на шее.
10. Органы дыхания, находящиеся в грудной клетке.
По вертикали:
1, 3. Составные части дыхания.
2. Углекислый…
4. Болезнетворный микроорганизм.
6. Процесс, при котором воздух поступает в организм.
9. Вещество, опасное для организма (общее понятие).
Ответы. По горизонтали: 2. Грудь. 3. Воздух. 5. Кислород. 7. Табак. 8. Трахея. 10. Легкие.
По вертикали: 1. Вдох. 2. Газ. 3. Выдох. 4. Микроб. 6. Дыхание. 9. Яд.
V. Итог урока.
– Долго ли человек может не дышать? (1–1,5 мин.)
– Весь ли воздух пригоден для дыхания? Ученые проделали такой опыт: под большой стеклянный колпак сажали мышь. Некоторое время она там бегала, а потом погибала. Почему?
(Для дыхания нужен кислород. Мышь под колпаком израсходовала на дыхание весь кислород. А затем погибла, ей нечем было дышать.)
Загадка:Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают. (Легкие.)
– Дыхание человека состоит из двух частей: наружного – когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, и внутреннего – когда кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани красными кровяными клетками.
Это интересно!
У человека при чихании скорость передвижения воздуха свыше 160 км/ч.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 12), использовать рисунки в учебнике (ч. 2, с. 23). Учебник (с. 21–24).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Органы дыхания подвержены заболеваниям от простых до сложных и опасных. Их много. Вот некоторые из них:
1. Переохлаждение носа и части дыхательного горла – воспаление слизистой оболочки носа (насморк).
2. Воспаление слизистой оболочки носа болезнетворными микробами – грипп.
3. Переохлаждение бронхов – кашель.
4. Переохлаждение легких – воспаление легких.
5. Туберкулез – опасное заболевание, вызывается микробами, вылечить болезнь очень сложно, в запущенном состоянии невозможно. Раньше его называли чахоткой.
6. Рак. Почти не поддается лечению. Он не ощущается в начале болезни, а когда человек почувствует, что болен, бывает уже поздно.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд


















Назад Вперёд

Цель урока: изучить органы дыхания в соответствии с их функциями.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
  • выяснить механизмы голосообразования.

Развивающие:

  • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
  • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Оборудование, материалы, средсва ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация к уроку, ноутбуки на партах, две интерактивные разноуровневые презентации, карточки с разноуровневыми заданиями, материалы для оказания первой медицинской помощи при кровотечениях: бинты, жгут, зелёнка, йод, духи, кусочек ваты на парту каждому учащемуся, свёрнутый жёлтый лист бумаги с текстом Гуманоидов, перевязанный голубой ленточкой.

Ход урока

I. Организационный этап (настрой на урок).

(Слайд 1-2) (Презентация 1)

2. Проверка домашнего задания.

(Слайды 3-6)

Каждое сердце на слайде 3 имеет гиперссылку на задание. Самые большые сердца – задания повышенного уровня сложности, среднего – среднего уровня, маленькие – задания для слабых учеников. 9 учащихся сами определяют уровень сложности задания, которое им надо выполнить. Учащиеся, которые выбрали низкий уровень – выполняют работу за ноутбуками, стоящими на первых партах каждого ряда (Презентация 2), средний уровень – показывают правила оказания первой помощи при различных типах кровотечений (Приложение1) (материалы для оказания первой помощи на столе у учителя), сложный уровень – выполняют работу за ноутбуками, стоящими на вторых партах каждого ряда (Презентация 3)

Пока ребята выполняют задания, остальные играют в игру «Кровеносная система в цифрах» (По управляющей кнопке переходим со слайда 3 на слайд 7) (слайд 7). На слайде появляются цифры, которые имеют отношение к кровеносной системе, а учащиеся определяют, что они означают.

  • 300 – грамм весит сердце
  • 5 – литров крови в организме взрослого человека
  • 120/70 – нормальное артериальное давление у взрослого человека,
  • 0.1 – секунд длится сокращение предсердий
  • 70 – ударов в минуту делает сердце здорового человека в минуту
  • 4 – отдела в сердце или группы крови
  • 20-25 – секунд длится полный круговорот крови по двум кругам кровообращения
  • 0,4 – секунд длится расслабление предсердий и желудочков
  • 0.25 – м/с скорость крови в полых венах,
  • 0,3 – секунд длится сокращение желудочков,
  • 0,5 – мм/с скорость крови в капиллярах.

Затем проверяются правила оказания первой помощи при кровотечениях.

Выставляются оценки.

3. Создание проблемной ситуации .

– Внимание!!! Внимание!!! Чрезвычайное происшествие!!! Сейчас во дворе школы обнаружен неопознанный летающий объект! Информационному центру школы срочно организовать онлайн-трансляцию с места события. Просьба сохранять спокойствие!

Учитель: Ребята, что-то случилось на школьном дворе, давайте посмотрим. (Слайд 8-9)

На слайдах пробегает оператор, высаживается космический корабль, из которого выходят Гуманоиды и оставляют коробку со свёртком во дворе школы. Свёрток (Приложение 3) приносит посыльный. На свёртке текст: «Мы прилетели из звёздной системы Альфа Центавра. Наша планета терпит экологическое бедствие. Мы знаем, что ваша планета заселена живыми существами и, возможно, может быть пригодна и для нас. Но, взяв пробу вашего воздуха, мы обнаружили газ, которого нет на нашей планете. Известно лишь, что его концентрация в атмосферном воздухе составляет примерно 21%. Что это за газ и зачем он нужен? Ребята, помогите разобраться!»

Учитель: Ребята, хватит ли вам знаний, чтобы помочь разобраться братьям по разуму.

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда давайте разбираться вместе. Эпиграфом к нашему уроку могут быть слова древнеримского поэта Овидия: «Пока дышу, надеюсь». (Слайд 10). Наверное, каждый из вас слышал поговорку: «Это нам нужно как воздух». И, действительно, без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Какая система органов участвует в газообмене?

Ученики: Дыхательная.

Учитель: Верно. И тема нашего урока сегодня «Значение дыхания. Органы дыхания». Записываем тему урока в тетрадь. (Слайд 11)

– Как вы думаете, какой незнакомый газ нашли в нашем воздухе жители планеты Альфа Центавра?

Ученики: Кислород.

Учитель: Верно! С пищей мы потребляем органические вещества – белки, жиры, углеводы. Они – источник нашей энергии. Этот процесс чем-то напоминает процесс горения. Но на образование этой энергии необходим кислород. Его, как мы уже знаем, транспортирует кровеносная система, но из воздуха его поставляет в кровь дыхательная система. (Слайд 12)

4. Работа с учебником и слайдом 13 .

– Прочитайте на стр.101 пункт «Значение дыхания» и прокомментируйте следующую схему. (Слайд 13)

Таким образом, дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. (Слайд 14). Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра. (Слайд 15)

Воздухоносные пути начинаются носовой полостью. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» – так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?

(Дети высказывают предположения).

5. Наблюдения.

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

6. Первичное закрепление.

Зачем же нужен человеку нос? (Слайд 16)

После ответов детей на слайде появляются ответы:

  • защитная функция;
  • согревание воздуха;
  • увлажнение воздуха.

Учитель: Восприятие нами запаха также происходит при помощи носовой полости. (Брызнуть в класс духами).

(Закрыв ноздри, произнести несколько фраз)

Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

На слайде появляется запись:

  • обоняние;
  • участие в речи и в мимике.

(По управляющей кнопке вернуться на слайд 15)

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6
шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади – глотка. Гортань образована хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык.

Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление – желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Учитель: Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником. (Слайд 18)

7. Наблюдение.

    Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
    Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
    Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

    Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
    Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
    Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

(По управляющей кнопке переходим на слайд 17 и идём по гиперссылке на анимационное видео «Строение голосового аппарата») (Приложение 5) . Затем по управляющей кнопке переходим на слайд 19.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией. (Учащиеся определение записывают в тетрадь)

8. Первичное закрепление.

Слайд 19.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите: где человек молчит, где говорит, а где кричит или громко поёт.

(Слайд 20) Возможности голосовых связок не ограничены. Об этом говорит следующий пример. Выдающийся оперный певец Федор Шаляпин имел природный дар исполнения. (Класс слушает исполнение фрагмента песни) (Приложение 6) . Он регулярно тренировал свои голосовые связки. Известный рассказчик Ираклий Андронников рассказывал о нем: «Будучи мальчишками, мы были наслышаны о голосовых связках Шаляпина. Мы прибегали за кулисы театра и просили его открыть и показать рот. Перед нами простиралось огромное пространство в глубину, подобное мне никогда не случалось увидеть». Человеческие способности безграничны. Но возможности нет. Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье.

(По управляющей кнопке перейти на слайд 15 , а оттуда по гиперссылке «Трахея» на слайд 21)

Учитель: Трахея – трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

9. Закрепление.

(Слайд 22)

Учитель: Найдите из перечисленных органов те, которые не относятся к дыхательной системе. (Один уч-ся у доски)

Другой уч-ся стилусом проводит линии, показывающие последовательность расположения органов дыхательной системы.

Если позволяет время, то выполнить работу (Приложение 9) в тестовом режиме.

(Слайд 23) – домашнее задание

На этом слайде вы видите лёгкие – главные органы дыхательной системы. Но о них мы поговорим с вами на следующем уроке. (Слайд 24)