Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Конспект занятия "дифференциация г - к в словах". Тема: дифференциация согласных звуков г-к

Конспект занятия "дифференциация г - к в словах". Тема: дифференциация согласных звуков г-к

Ольга Шестерикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [к], [кь] - [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К - Г при чтении и на письме;

Совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;

Закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,

Совершенствовать умение соотносить звук и букву;

Продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;

Продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;

Совершенствовать связную речь детей;

Развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;

Совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;

Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;

Воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.

Игра «Рукопожатие»

Логопед: В стране согласных звуков

Большой переполох

Король с утра печален

Вздыхает: «Ох, да, ох».

Король нас приглашает

Свой замок посетить

Помочь ему порядок

В стране восстановить.

Дети проходят по дорожкам и садятся на места.

(Сообщение темы занятия).

Логопед : Вот ворота открываются, приключения начинаются.

(Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).

Живут в стране два брата

Глухой и звонкий звук

Бывает очень сложно

Их отличить на слух.

Те братья друг на друга

Бывают так похожи,

Что где глухой? Где звонкий?

Король понять не может.

Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).

Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).

Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).

Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],

Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.

Логопед: В какой звук превратился звук [г]?

Давайте, объясним королю, как это получилось?

(Аналогично со звуком [гь]).

Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?

Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.

Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?

Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.

Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

Логопед : Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.

Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.

Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] - [г], [гь].

У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.

Логопед: Рассмотрите схемы слов.

(В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].

Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).

Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.

Д/И «Доскажи словечко»

Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.

К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).

Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).

Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).

Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?

(Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)

Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.

Пальчиковая гимнастика

По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки

Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой

В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой

Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются

И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки

Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником

Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак

Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.

Физминутка в кругу

Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг

Поднялось над крышей поднять руки над головой

Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные

Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако Руками описать через стороны вниз

Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;

Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.

В грозовую тучу.

Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воздух носом набираем,

Плечи мы не поднимаем.

Щеки не надуваются,

Воздух выдыхается.

Подвижная игра «Живые слоги»

У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)

Вновь хорошая погода

На прогулку вышли слоги.

Стихнет музыка едва

Собираются в слова.

Надо правильно вам встать.

Усвоение правила написания согласной на конце слова.

Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).

В конце слова звонкий звук

Братом притворяется.

Он звучит почти беззвучно,

То есть, оглушается.

Чтобы правильно писать

Надо букву проверять.

Ты, дружочек, не зевай,

Слово смело изменяй:

Мак на маки, луг – луга.

Будешь грамотным всегда.

Упражнение «Впиши букву»

Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.

Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.

Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).

Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)

Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.

Логопед: А теперь зажмурим глазки.

И вернемся в сад из сказки.

Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Г-К в устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, перфокарты, карточка с текстом «Мышка испугалась», 2 бумажных колеса.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала . С какими звуками в работали на прошлом занятии? Характеристики звуков (согласные, К - глухой, Г- звонкий). В чем сходство и различие артикуляций этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшиеся буквы в словах.

Ора...орка кни...а доро...а

…рибы сне…овик...ошка...рот.

нет...и Ни...ита...рокодил.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков Г-К в слогах.

Записать слоги в две строчки: с Г - в первую, с К - во вторую.

КЫ, КО, ГИ, ГЯ, КЁ, АГА, АКА, ГАК, КАЧ.

2. Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

2) Где больше слов (в левом или правом колесе)? Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд.

(Ответ: справа - песок, сок, покос, око; слева - коса, оса, док

Словарная работа: око, код.

3) Изменените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

УТЮГ - УТЮГИ МОЛОТОК -

ЛИСТОК - БЕРЕГ -

ОВРАГ - ПОЛОГ -

ГАЛСТУК - САПОГ -

СТОГ - КЛУБОК -

4) Ответьте на допросы одним словом. Запишите ответы, Подчеркните Г и К разными пастами.



Вопросы:

Чтона спине у верблюда?

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок в виде сети?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, гром, парк, градусник.

3. Дифференциация Г-К в предложениях.

а) Окончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости-кости Собака грызет ….

В четверг к нам приедут ….

горка-корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на....

Галина-калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра-игра. Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная....

Прочтите предложения.

б) Работа с перфокартами: Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами Г, К.

Сегодня на уроке мы отгадывали ____________.

Подул сильный ветер, __________ гром.

В лесу кукует ______________.

Галя раскрашивает картинку цветными _____________.

В лесу ребята собрали белые __________и спелые ___________.

Дождь перестал и __________ солнышко.

Прочтите предложения, назовите главные члены предложения.

Логопедический физминутка.

4. Дифференциация Г-К в связной речи.

Письмо по памяти. Прослушайте рассказ. Запишите, как запомнили.

Мышка испугалась.

Пошла мышка на рынок. Купила мышка сыр и положила в сумку. Когда она возвращалась в свой домик, зажглась первая звездочка. Мышка бежала через лес. В темноте она заблудилась. Вдруг мышка видит, между елками светятся два глаза «Наверное, это кошка», - испугалась мышка и юркнула под пенек. А когда взошло солнышко, мышка поняла, что испугалась окон своего дома.

Прочтите записанный рассказ.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 41

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Ж-Ш.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение дифференцировать согласные Ж, Ш в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, индивидуальные карточки с заданиями; картинки: жук, шар, желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Назовите звонкий, глухой. В чем сходство и отличие артикуляции этих звуков?

Игра «Доскажи словечко».

Вы должны подобрать слова с каким-либо из этих звуков.

Что за скрип, что за хруст? Михаил играл в футбол

Это что еще за куст? И забил в ворота...(ГОЛ).

Как же быть без хруста.

Если я... (КАПУСТА). Лодки по морю плывут,

Люди веслами …(ГРЕБУТ).

Кругла, рассыпчата, бела.

На стол она с полей пришла На вербе с треском рвутся почки.

Ты посоли ее немножко. На речке лёд трещит в ночи.

Ведь правда вкусная... (КАРТОШКА). И гнезда вьют без проволочки

На ветках первые... (ГРАЧИ).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ).

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков. Что изображено на картинке? (ЖУК, ШАР) из начала слов по предметным картинкам. Выделите первый звук. Характеристика звука. (Аналогичная работа со вторым звуком).

2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия.

3. Сопоставление артикуляции звуков их графическим изображением.



Эта буква широка Ах, табуретка хороша!

И похожа на жука, Псревернул - и буква - Ш!

И при этом точно жук

Издаст жужжащий звук: Ж-Ж-Ж.

4. Дифференциация Ж-Ш.

а) в слогах (слоговая таблица).

1) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими буквами отличаются эта пары слогов.

ЖА-ША ЖУ-ШУ ША-ЖА ШУ-ЖУ

ЖО-ШО ЖИ-ШИ ШО-ЖО ШИ-ЖИ

2) Прослушайте слоги и звукосочетания. Запишите только согласные.

ЖА, ШИ, ША, ЖИ, ШУ, ШУ, ЖО, ШО, ШТА, ЖДА, ШТУ, ЖДУ, ЖДЕ, ШЛО, ЖНЕ, ШТЫ, ШТИ, ЖНИ.

Подсчитайте количество букв, определите каких букв больше.

3) Прослушайте ряды слогов. Повторите их в той же последовательности. Запишите.

жа-ша-жа жу-шу-жу жа-ша-жа-ша

ша-жа-ша шу-жу-шу ша-жа-ша-жа.

б) Дифференциация Ж, Ш в словах .

1) Слоговой аукцион. Придумайте слова со слогом (жаворонок, жара, жало и т.д.); со слогом ША - шар, шапка...

2) «Лесенка». Принимайте слова, которые начинались с Ж, Ш.

ЖИРЫ ШУРА

ЖЕЛЕЗО ШАЛИТЬ

ЖУРАВЛЬ ШЕЛЕСТИТ

3) Отхлопывание слогов.Прослушайте слова, отхлопайте ладошками количество слогов, входящих в слово.

шум, жук, жаба, шапка, шуба, шаги, шумел, журчал, шалун, пешеход, стрижи, сторожил, кожаный, мешок, мешал, мошка, жеребенок, медвежонок, школа, жирный.

4) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. Устно составьте предложение с каждым словом.

ШАР-ЖАР ШАЛИТЬ-ЖАЛИТЬ

ШАЛЬ-ЖАЛЬ УШИ-УЖИ

5) Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков Ж, Ш в названиях картинок.

Приблизительные перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажерка, галоши, крыжовник.

6) Вставьте в слова недостающий слог ЖИ или ШИ. Запишите эти слова. Перед записью слов повторите правописание ЖИ-ШИ.

7) Запись слов в два столбика (разными пастами):

ОКОШКО, ЖУРАВЛЬ, ШАЛАШ, ЧИЖ, ПЛЯЖ, ЛАНДЫШИ, АБАЖУР, ШЛЯПА, КРУЖКА, МЕШОК.

Прочтите слова 1-го столбика, второго.

в) Дифференциация Ш, Ж в предложениях.

1) Вставьте в предложения пропущенные слова с буквами Ж или Ш.

В болоте квакала...

Миша пил молоко из...

Бабушка печет вкусные...

Кошка ловит...

Туристы воду носят во...

Слова для справок: кружки, пирожки, лягушка, мышку, фляжке.

Прочтите предложения. Найдите главные члены предложения.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Ж - Ш в связной речи.

Работа с карточками. Прочитайте тексты, запомните их и запишите по памяти. (Каждый учащийся, получив карточку с индивидуальным заданием, читает содержание, запоминает. Затем переворачивает карточку и пишет по памяти. После выполнения работы опять переворачивает карточку и проверяет правильность написанного. Кроме этого, в карточке есть дополнительное задание).

Карточка № 1

Загадка

В гору деревяшка, а под гору - коняшка.

Отгадай загадку, напиши отгадку. Вспомни, как пишутся ЖИ, ШИ.

Карточка № 2

Они похожи

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка - тоже.

Вспомни, как можно проверить согласную в конце слово.

Карточка № 3

Загадка

На дорожку вышли рожки .

Вы не будете бодать.

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять.

Отгадай загадку. К выделенным словам подбери проверочные слова.

Карточка №4

Семейка

Мышка в кружечке зеленой.

Наварила каши пшённой .

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина

Обрати внимание как пишутся выделенные слова. Напиши эти слова по слогам.

Карточка №5

Загадка

У меня три подружки, у каждой по кружке,

Сколько кружек у всех моих подружек?

Отгадай загадку. Напиши отгадку. К выделенным словам найди в тексте проверочные слова.

Карточка №6

Загадка

На бахче у нас растет,

Как разрежешь - сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется...

Отгадай загадку. Подбери проверочное слово к слову СВЕЖ. Обрати внимание, как пишется выделенное слово. Напиши его по слогам.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 42

Светлана Ходаковская
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

Цели занятия :

Развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г ;

Развивать умение соотносить звуки К , Г с буквами К и Г,

Развивать фонематический слух;

Расширять словарный запас;

Развивать внимание, логическое мышление;

Воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию :

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г ?

Найдите слово с мягким звуком Г .

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Думаю, не ошибусь -

Г запомним наизусть - Г – как голубь, Г – как гусь.

Это – гордость, это грусть. Г грибы, горох, галеты,

Все слова на Г нужны- Город, газ, графин, газета.

В речи так они нужны!

Сколько раз в стихотворении встретился звук К ?

Назовите слова с мягким звуком К .

Кролик, куры, кот и кошка, К – кино, компот, котлета,

И капуста, и картошка, Книга, краски и конфета,

Клевер, кактусы и клены, Кружева, корабль, кит –

Кипарис вечнозеленый. Слышишь, К – везде звучит!

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый.

Напоминаем!

Звук Г – звонкий , в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки :

а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук , если дрожания нет – глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К .

3. Игра «Эхо» . Повтори слоги :

га-ка ка-га ка-га-ка га-ка-га ка-ка-га

гу-ку-ку га-ка-га-ка го-ко-ко-го ко-го-го-ко.

4. Назвать первый звук в слове :

Гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

5. Определи, какой звук в слове – Г или К и его место :

Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

6. Подумай, на что похожа буква Г?

На что похожа буква К?

7. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Г.

Выложи эти буквы из мелких предметов.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Гг и Кк?

9. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К :

10. «Кто больше?»

Необходимо придумать и записать как можно больше слов : начинающихся на буквы Г, К; имеющих их в своем составе.

11. Вставь букву К зеленым цветом, Г – синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

12. Итог занятия .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах» Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова. Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах. Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ЗПР

Тема: Дифференциация звуков г-к в слогах и словах
Описание: Предлагаю вам конспект занятия коррекционной работы для детей 6 – 7 лет с ЗПР. Этот конспект направлен на знания и представления об окружающем мире, на речевое развитие, предполагающее владение обширным словарём, основами грамматического строя речи.

Цели. Закреплять правильное произношение звуков г, к, умение выполнять звуковой анализ слов.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Кассы букв.

Ход занятия

Организационный момент.
Логопед загадывает детям загадку:
Съем червя, попью водицы;
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко-
Ребятишек угощу.
(Курица)

Основная часть
Характеристика звуков к, г.
- Какой первый звук в слове курица? (Звук к.)
- Какой буквой обозначается звук к? (Буквой К.)
- Найдите букву К в кассах букв.

Какой ещё звук обозначает эта буква? (Звук кь.)
- Сравните звуки к и кь. (При произношении звука – язык «горкой». Звук к – твёрдый, звук кь – мягкий.)
- Отгадайте загадку:

Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда.
(Гусь)

Какой первый звук в слове гусь? (Звук г.)
- Найди букву Г в кассах букв.
- Какой ещё звук обозначает буква Г? (Звук гь.)
- Сравните звуки г и гь.
- Чем похожи звуки г и к? (При их произнесении губы не меняют своего положения.)
- Чем они отличаются? (При произнесении звука г горлышко «дрожит», при произнесении звука к горлышко «не дрожит».)

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: га – га – ка – га; ки – ке – ге – кё; гю – ги – ги – к – гё; ку – гу – гу – ку – гу.

Игра «Измени слово»
Логопед произносит слова со звуком к и по очереди бросает детям мяч. Они заменяют звук к на звук г и перебрасывают мяч обратно.
Слова: колос (голос), калина (Галина), кости (гости), кора (гора) и т.д.
Затем логопед произносит слова со звуком г, а дети заменяют его на к.
Слова: игра (икра), угол (укол), гол (кол) и т.д.

Физкультминутка
Игра «Кто как передвигается?»
Логопед детям показать, как передвигаются птицы (куры, петухи, индюки ходят по земле; утки, гуси ходят по земле и плавают в воде).

Игра «Сосульки»
На доске нарисованы длинные и короткие сосульки. В длинных сосульках написаны большие буквы, в коротких – маленькие буквы. Логопед предлагает детям сначала составить слово из букв, находящихся в длинных сосульках, затем – в коротких. (Курица, гусыня.)

Игра «Переставь слоги так, чтобы получилось слово»

Логопед произносит слова, переставив в них слоги. Дети должны догадаться, какое это слово, и назвать его.
Слова: ка –дюш – ин(индюшка), ту – шок – пе(петушок),лё – цып – нок (цыплёнок).

Работа на доске
Чтение слова по цифрам (курица).
Звуковой анализ слова голова.

Итог занятия
Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Дифференциация акустически близких звуков [г]-[к].»

Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [г]-[к] в слогах, в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить понятия звонкий-глухой согласные звуки. Формирование навыка звукового анализа. Обучение преобразованию слов путем замены звонкого звука на парный глухой и наоборот.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятиям. Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: Картинки с изображением Кота в сапогах, гнома, крота. Картинки с изображением птиц, в названии которых есть звуки [г]-[к], тетради.

Ход занятия:

    Организационный момент:

Вы узнаете, о ком мы будем говорить, если отгадаете загадку:

Умен, изворотлив усатый дружок-

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну, что угадали, ребята?

Конечно, это Кот в сапогах.

    Основная часть:

2.1.Знакомство с темой:

Но он пришел не один, с ним пришли друзья. Крот и Гном. Какой первый звук в слове крот. Правильно [к], давайте охарактеризуем его. Какой буквой обозначается этот звук? А какой первый звук в слове гном, охарактеризуйте его. Какой буквой обозначается звук [г]? Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? Ребета у Кота в сапогах случилась беда, его заколдовала злая колдунья. Для того, чтобы расколдовать его вам нужно будет выполнять сложные задания. Поможем им?

2.2. Игра «Поймай звук»

Логопед: Первое задание. Я буду называть слоги и слова, а вы когда услышате звонкий звук [г] будете хлопать в ладоши.

2.3. Игра «Волшебная птица»

Логопед: Следующие испытание. К нам прилетела волшебная птица. Посмотрите на картинки и назовите мне всех птиц, в названии которых есть звук [к]. Молодцы, а теперь назовите мне птиц, в названии которых есть звук [г]. Как хорошо вы справляетесь с заданиями.

2.4. Игра «Найди звук»

Логопед: Ребята, следующие задание сложное, послушайте внимательно. Я буду читать вам слова, а вы должны на схеме указать где находиться звук: в начале, в середине или в конце.

Ковер, шкаф, кормушка, лук, рука, лампочка, цыплёнок, корова.

Гусь, игра, фотография, гром, губы, огород, град, энергия.

2.5. Физ. Минутка

Логопед: А теперь немножко отдохнем, я буду читать слова и показывать действия, а вы за мной повторяйте:

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я - (Поочередно загибаем пальцы сначала

Вот и вся моя семья. на правой руке, потом на левой)

2.6. Зрительная гимнастика.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

Подготовим наши глазки к письменной работе. (Учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги, закрывают глаза, следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много,

Вот и Родина. Ура!

Приземляться нам пора.

2.7.Упражнение «Измени слово»

Логопед: Крот и гном запутались в словах. Помогите им разобраться. Откройте тетради, страница разделена на две части. В одной части написана буква К, а в другой Г. Я буду называть слова. Если услышате слово со звуком [к], пишите его под буквой К, а если со звуком [г], то пишите под буквой Г.

Гол, куда запишите слово? Правильно, а теперь поменятйте первый звук на звук [к], куда запишите это слово? Правильно.

Кости - гости

Галина - калина

икра - игра

2.8. Пальчиковая гимнастика

Логопед: А теперь немножко отдохнем.

Чтобы буквы красиво писать,

Будем пальчики мы разминать.

На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим - обе руки)

Птичка трясогузка -

Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)

Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательный пальцы в круги около глаз)

Острый тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)

Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)

Насекомых к лету (показывают руками птичку)

Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виду клюва, имитируя ловлю насекомых)

2.9. Упражнение «Добавь букву»

Логопед: Послушайте следующее задание. Посмотрите на карточках написаны предложения с пропущенными буквами К и Г. Вставьте их и прочитайте полученные предложения.

Аля...аждый день …ормит...олубей. Алён...а сматывает нит...и в...лубок.

Назовите все слова со звуком [к]. Назовите все слова со звком [г]. А теперь запишите эти предложения в тетрадь.

2.10. Дифференциация звуков в тексте.

Логопед: Вам осталось выполнить одно задание. На столе у вас лежат карточки. Прочитайте стихотворение.

1. Выпишите слова с буквой К.

2. Выпишите слова с буквой Г.

3. Прочитайте все слова.

Молодцы, мы расколдовали Кота.

    Итог занятия:

Логопед: О каких звуках мы сегодня разговаривали? Что вы можете о них сказать? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо. Наше занятие закончено.

ФИО логопеда_____________________________________________________

Подпись __________________