Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при экземе  /  Чуфут кале история. Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: описание, история, экскурсии

Чуфут кале история. Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: описание, история, экскурсии

Пещерный город Чуфут-Кале относится к старейшим крымским достопримечательностям. Это место поистине уникальное, ведь многие пещеры здесь созданы природой. Экскурсия в Чуфут-Кале не из простых, так как город находится на горе и с трех сторон окружен обрывами. Чтобы добраться сюда, придется постараться, но откопанный город в Крыму того стоит.

Чуфут-Кале — самый посещаемый пещерный город Крыма

Сегодня название Чуфут-Кале (перевод с татарского - Иудейская крепость) у всех на слуху. Но далеко не все знают, что крепость называлась так не всегда. Когда именно был основан Чуфут-Кале, доподлинно неизвестно, в одних источниках упоминается VI век, в других - XI. Вот что удалось выяснить историкам.

Времена Крымского ханства:

  • XI в. (вторая половина) - крепостью владели кыпчаки, давшие ей название Кырк-Ер.
  • 1299 г. - город завоевали татары, переименовав его в Кырк-Ор.
  • XII-XIV вв. - размещался гарнизон Крымского улуса, некогда состоявшего в Золотой Орде. В начале XIV века возведена мечеть из проконесского мрамора.
  • XV в. - крепость получила статус первой столицы Крымского ханства. После этого здесь был выстроен ханский дворец, медресе и расширена мечеть. По данным некоторых источников, на этот период приходится появление монетного двора, где чеканили монеты из серебра.
  • Середина XVII в. - утрачен статус столицы, крепость перешла к караимам и была названа Кале, со временем появилось название Чуфут-Кале, а после сооружения оборонительной системы - Джуфт-Кале.

Времена Российской империи

  • Период правления Анны Иоановны - Бахчисарай был захвачен русскими и Чуфут-Кале подвергся разрушению.
  • Период воссоединения Крыма с Российской империей - был снят запрет на проживание караимов и крымчаков, поэтому люди массово покидали цитадель.
  • Конец XIX в. - из крепости ушли все, за исключением семьи смотрителя.
  • 1874 год - с этого времени крепость полностью опустела.

Современность:

Руины - вот что представляет собой сегодня мертвый город Чуфут-Кале, если не считать нескольких зданий, которым удалось «выжить». Но это ничуть не влияет на востребованность места в качестве туристического объекта. Экскурсии в Чуфут-Кале пользуются популярностью, потому что по его пещерам интересно бродить. Кроме того, с горы (высота над уровнем моря - 558 м) открывается живописная панорама окрестностей, а неподалеку, в 3 км, расположен бахчисарайский Ханский дворец.

Охраняется ли Чуфут-Кале ЮНЕСКО? Пока нет официальной информации относительно включения этого пещерного города в список охраняемых объектов. Но он уже значится в списке кандидатов на занесение. Когда вопрос будет решен окончательно, не известно, ведь на утверждение списков может уйти 15 лет.

Пещерный город фото:

Древний город Чуфут-Кале находится на высоте около 600 м над уровнем моря

Где находится пещерный город и как сюда добраться на машине

Месторасположение достопримечательности - Бахчисарай, добраться до которого можно из любого крымского курорта, окрестности села Старолесье.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Чуфут-Кале находится на расстоянии 2,5 км от Бахчисарая

Если добираться на общественном транспорте из Бахчисарая, то нужно ехать на конечную остановку «Старолесье», а дальше идти пешком, пользуясь туристическими указателями.

Если ехать на машине до Чуфут-Кале, то все равно часть пути придется идти пешком. Сначала курс также следует брать на вышеуказанную остановку. Здесь находится автостоянка, на которой можно оставить автомобиль, так как дальше начинается полуторакилометровый пешеходный маршрут. Первое интересное место, которое встретится по пути, - ущелье Марьям-Дере. Оно растянулось примерно на два километра в длину и полкилометра в ширину. Место просторное, поэтому здесь вместилось достаточно много построек: медресе, а также кладбище, монастырь для православных, мусульманский мавзолей и 2 некрополя. Следующий пункт экскурсии, заслуживающий внимания, -Успенский монастырь. По левую сторону дороги в низине можно увидеть усыпальницу Хаджи-Гирея, основавшего Крымское ханство. За монастырем дорога ведет к ореховой роще, а затем остается преодолеть балку Марьям-Дере и приготовиться к подъему на гору, где и находится вход в город.

Прогулка по пещерному городу

Экскурсии начинаются с Малых (Южных) ворот с массивными дубовыми дверями, к которым ведет мощеная дорога, порядком разрушенная. Малые ворота расположены таким образом, что не просматриваются с дороги. Их можно увидеть, только оказавшись прямо перед ними.

Второй вход - через Верхние ворота, у которых туристов встречает охранник. Этот путь подходит тем, кто не хочет преодолевать пешеходный маршрут и подниматься по достаточно крутому склону к Южным воротам. Билеты можно купить в кассах, которые установлены у обоих ворот.

Сколько стоит вход на Чуфут-Кале? Стоимость билетов представлена в таблице (цены указаны в рублях на период с 1 апреля 2017 по 31 декабря 2017 г.):

Для взрослых Для детей 16-18 лет и учащихся Для пенсионеров Отдельное экскурсионное обслуживание
Вход 200 100 150 -
Экскурсия 100 100 100 1500 (группа до 10 чел.)
Всего: 300 200 250 -

Объект можно посещать с 9 до 16 часов. Экскурсионное обслуживание не является обязательным, за исключением детских организованных групп в возрасте до 16 лет.

На территорию объекта нельзя заходить без головного убора и удобной обуви. Также при себе нужно иметь питьевую воду из расчета 1,5 л на человека.

Достопримечательность находится в ведомстве Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея заповедника (официальный сайт handvorec.ru). Если турист путешествует в составе организованной группы и на основании договора, заключенного с заповедником, то за вход и экскурсию в сопровождении гида он платит всего 200 р.

С детьми какого возраста можно отправляться на экскурсию в Чуфут-Кале? Если учесть, что маршрут достаточно большой (сюда обычно едут на целый день) и приходится много ходить пешком, то возраст ребенка должен быть соответствующий. Если ребенок в 6-7 лет активный и любознательный, хорошо развит в физическом отношении, то почему бы не свозить его в такое интереснейшее место.

Карта пещерного города Чуфут-Кале

Что посмотреть

Пещеры

Они использовались в качестве жилых помещений, погребов, конюшен, тюрем. В них размещались смотровые комнаты и склепы. На момент своего основания это был город-крепость, расположенный в скалах и надежно скрытый от посторонних глаз естественным рельефом. Всего здесь 170 пещер. Они отличаются друг от друга качеством, отделкой, предназначением, архитектурными решениями. Во многих из них остались фрагменты лестниц, которые, возможно, служили для соединения пещерных комнат.

В Чуфут-Кале около 170 пещер, расположенных на разной высоте. Многие пещеры связаны между собой каменными лестницами.

Колодец Тик-Кую

Это осадный колодец, предназначавшийся для укрытия жителей на время осады крепости, а также служивший источником воды. Название «Тик-Кую» означает вертикальный колодец. В нем есть подземелья и шахты, в которых будет интересно побывать. Диаметр строения 2,2 м, глубина 27 м. На глубине примерно 25 м к нему примыкает галерея, от которой тянется пологий подъем на высоту 30 м. И это еще не все! Ниже галереи есть еще один колодец, перпендикулярный, диаметром 5 м.

Чтобы войти в Тик-Кую, расположенный на горном склоне, необходимо идти пешеходным маршрутом, который ведет к городским Южным воротам. Посещение колодца платное (300 р. полный билет и 150 р. льготный) и не включено в стоимость билета для посещения города.

Осадный колодец Чуфут_Кале уходит вглубь практически на 30 метров

Караимские кенассы

Кенасса - это караимский храм. Во время экскурсии можно увидеть две кенассы, которые расположены рядом и датируются XIV в. (Большая кенасса) и XVIII в. (Малая кенасса). Несмотря на внушительный возраст, они неплохо сохранились. Осмотреть их изнутри не получится, зато снаружи сколько угодно можно рассматривать барельефы, древнюю архитектуру, настенные оттиски.

Большая и Малая караимские кенассы отлично сохранились до нашего времени

Мавзолей Джанике-ханым

Джакине-ханым - дочь Тохтамыш-хана, правившего в XV веке. Восьмигранное строение с крышей из черепицы и резными колонками по бокам выполнено в стиле, характерном для османского периода, и отлично сохранилось. Внутрь нельзя заходить, но через решетку можно рассмотреть надгробие, к которому ведут ступеньки. С места, где выстроен мавзолей, открывается панорама гор и долины Ашлама-дере.

Мавзолей Джанике-ханым, выстроенный в XV веке, практически не подвергся разрушению

Наземные строения XVII-XVIII веков

Многие из построек неплохо сохранились, среди них:

  • защитные стены;
  • жилые дома;
  • главная улица, вымощенная камнем, на ней еще видны колеи от колесниц;
  • дом А.С. Фирковича (караимский археолог и историк);
  • темница, в которой 21 год сидел воевода Шереметьев в ожидании выкупа.

Несмотря на полуразрушенное состояние, большой интерес представляют мечети, дворцы, храмы.

Все наземные строения можно рассматривать только снаружи, внутрь вход запрещен.

Древнее кладбище караимов

Оно находится в лесу, за территорией города, на плато, в 500 м от верхних ворот. Место окутано таинственной и мрачной атмосферой - черные деревья, надгробья замысловатых форм, заросшие мхом и хранящие древние надписи. Но сюда обязательно стоит заглянуть.

Караимское кладбище — мрачное, но невероятно интересное место, особенно для эзотериков

Видео-экскурсия:

В Крыму насчитывается 5 пещерных городов, пользующихся популярностью у туристов: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале (достаточно популярная достопримечательность), Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен. У каждого своя история, тайны и легенды. Если возникнет вопрос, что лучше - Мангуп-Кале или Чуфут-Кале, смело посещайте оба, смотрите, сравнивайте. В Мангуп-Кале, возникшем в V веке, тоже есть на что поглазеть: руины крепостной стены, ворот и цитадели, казематы, дозорные и технические двухъярусные пещеры.

В Крыму есть много мест, которые хранят историю человечества практически в первозданном виде. Одной из таких популярных среди туристов достопримечательностей является крепость Чуфут-Кале – древний город, заложенный в далекие времена Византийской империей. От Юстиниана до Хаджи Герая – летопись строения Бахчисарая.

Бахчисарайские ценности

К сожалению, до наших дней совокупность построек дожила в большинстве своем в виде руин, но то, что осталось – вполне может поведать свою собственную легенду. По одним источникам название крепости Чуфут-Кале переводится как «еврейская», что дает понять ее предназначение, по другим – «двойная».

Византийские пограничные войска;

Крымские татары;

Монголы Золотой Орды, как захватчики;

Первый независимый крымский хан.

Все эти перестановки и «переезды» происходили вплоть до начала XIX века, когда места пришли в запустение, и из многочисленных жителей здесь оставалась лишь семья смотрителя объекта культуры. Бывший город стал обычным «музейным» экспонатом, продуваемым ветрами и опаляемым крымским солнцем.

Город - крепость Чуфут-Кале в Крыму

Ворота и оборонительные стены;

Мечети и храмы;

Многочисленные пещеры;

Школа, базар и усадьбы;

Мавзолеи и колодцы.

Все это в той или иной степени сохранности, в сопровождении отличных историй (не сухих фактов) позволит туристу, пришедшему в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае, окунуться не только в мир древности в целом, но и в культуру разных народов и эпох. А если погода благоволит к посетителям, то в тишине местных пещер можно услышать затейливые мелодии струнно-щипкового инструмента. В хороший теплый день сюда приходит местный музыкант, воспроизводящий древние, средневековые произведения.

Не одними пляжами манит Крым туриста

Побродить по улочкам древнего города, посидеть в тени здания, сохранившегося сквозь века и дарующего частичку прошлого – такое не даст торговый центр или водный аттракцион. Прислушавшись, остановившись на мгновение, можно услышать монотонный говор людей, привозящих свой товар на местный рынок, в шуме ветра различить пение тетивы монгольского лука или призыв к обороне. Соответствующую атмосферу посещению придаст гид, повествующий истории, передаваемые через поколения местными жителями. Отправиться в древний город должен каждый человек, предпочитающий отдохнуть здесь.

Современные люди все больше времени проводят в закрытых помещениях и, выбираясь куда-то в отпуск, стараются за короткий промежуток отпуска максимально насытиться впечатлениями. Посетить древнее поселение, услышать увлекательные рассказы о том или ином строении – достаточно интересное времяпровождение.
Предлагаем посмотреть интересное видео о таинственном городище Чуфут-Кале:

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале



Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.


Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.


Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.


Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.


К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.


Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами. ​

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.


Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.


Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.


Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.


В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.


Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.


В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале - одна из старинных , ее географическая близость к зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала , потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам - по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице... Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден...».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода...

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале.

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.