Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Русская «Синева» против американского «Трезубца. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Синева оружие

Русская «Синева» против американского «Трезубца. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты Синева оружие

Еще в 19 веке были предприняты первые попытки разместить на подводных лодках ракеты. Идея принадлежит российскому инженеру К. А. Шильдеру. По его проекту на Александровском литейном заводе в марте 1834 года была построена "ракетная" подлодка. Но она так и не была принята на вооружение Российским Императорским флотом. Однако сама идея доставки ракет скрытно на подводных лодках была развита в разработках других военных инженеров. Особенно интересна с этой точки зрения ракета "Синева".

Подводное оружие возмездия

III рейх также пытался реализовать идею запуска ракет с подводной лодки на практике. Так, в центре Пенемюнд летом 1942 года подводную лодку U-511 переоборудовали для этих целей. Для этого ракеты - фугасные мины калибра 280мм и 210 мм - были доработаны.

Также проводились испытания, при которых стрельба производилась с глубин от 9 до 15 метров. При этом максимальная дальность полета ракеты была в пределах 4 км.

Результаты стрельб были настолько успешными, что в отчете по испытаниям была указана возможность нанесения скрытного удара немецкими ПЛ по американскому побережью.

Проект "Волна"

При решении задач по запуску ракет с ПЛ необходимо было учесть много составляющих. К ним относится:

  • ракетная техника;
  • подводное кораблестроение;
  • старт ракеты;
  • управление в полете.

Проект по решению этих задач получил шифр "Волна", и уже в октябре 1948 года инженеру В. Ганину было вручено авторское свидетельство на изобретение. При этом отмечалась возможность запуска ракет из разных положений:

  • горизонтальное,
  • вертикальное,
  • наклонное.

Основой для всех ракет стала первая в мире оперативно-тактическая Р-11. Она обладала рядом преимуществ:

  • длительное нахождение в заправленном состоянии;
  • малые габариты;
  • применение в качестве окислителя компонентов на основе азотной кислоты.

Все это помогло упростить эксплуатацию такого оружия.

Подводный старт, при котором была применена жидкостная ракета Р-21, произошел в СССР. Это было в 1960-х годах. При этом с ПЛ стал возможен с подводных глубин от 40 до 50 метров.

"Синева"

Уникальными возможностями обладает механизм Р-29РМ, который более известен как баллистическая ракета "Синева".

Она позволяла решать несколько задач:

  • коррекция курса по сигналам спутников;
  • траектория полета менялась в зависимости от дальности;
  • способность произвольно назначать боеголовкам различные цели;
  • применение ракеты в условиях Арктики.

Возможность стрельбы с Северного полюса была продемонстрирована в сентябре 2006 года ракетоносцем "Екатеринбург". При пуске была применена ракета "Синева".

Подводная "Тула"

Идея размещения снарядов дальнего радиуса действия на ПЛ была в полной мере воплощена на атомном подводном крейсере "Тула".

Для того чтобы была установлена ракета "Синева" (Р-29 РМУ2), с июня 2000 года по 21 апреля 2004 года "Тула" прошла глубокую модернизацию, которая помогла повысить скрытность ПЛ. Было усовершенствовано радиотехническое вооружение. Также повышена система живучести корабля, которая включает в себя и

"Тула" обладает подводной скоростью 24 узла (44 км/час) при предельной глубине погружения в 650 метров. В автономном плавании она может находиться 90 суток с экипажем в 140 человек.

Вооружение подводной лодки тоже солидное. Помимо баллистической ракеты "Синева" (Р-29 РМУ2) и 16 пусковых установок ПЛ оснащена торпедными аппаратами. Также на борту имеются (9К310).

Для того чтобы иметь представление о габаритах атомной подводной лодки класса "Тула", можно упомянуть еще и наибольшую длину (по КВЛ) - 167,4 метров! Длина футбольного поля, например, 120 метров.

После модернизации АПЛ "Тула" выполнила "Синева" в районе Баренцева моря по целям в экваториальном районе Тихого океана. После преодоления 11 547 км цели были успешно поражены.

Характеристики "Синевы"

Ракета трехступенчатая, выполнена по уплотненной схеме, при которой ступени расположены последовательно. Маршевые двигатели "утопленные" в баки ЖРД, объединенные единой сборкой, при которой баковая система общая.

При массе ракеты в 40,3 т длина составляет 14,8 метров. Для размещения в пусковой шахте ПЛ диаметр доведен до 1,9 м, при этом масса только основной части равняется 2,8 т.

Одной из особенностей ракеты является ее основная головная часть, которая состоит из четырех и десяти блоков. При этом каждый из них обладает индивидуальным наведением.

Если ракеты применяются в неядерном конфликте, то головная часть оснащается осколочно-фугасной боевой начинкой, масса которой составляет около 2 тонн. Такие системы обладают исключительной особенностью - сверхточным поражением целей.

Ракета "Синева", характеристики которой мы рассматриваем, может оснащаться ядерной боевой частью сверхмалых калибров (в 50 т). Это позволяет наносить точечные удары в заданном районе.

"Прицельная" дальность стрельбы

Межконтинентальную ракету "Синева" включили в состав ракетных комплексов Д-9РМ. Они стоят на вооружении АПЛ проекта 667БРДМ (по натовской классификации Delta-IV).

Сам комплекс приняли на промвооружение в 1986 году. Но уже с 1996 по 1999 год выпуск ракет прекратили. А в 1999 году их производство было снова возобновлено в модернизированном варианте.

После усовершенствования дальность полета ракеты "Синева" превысила показатели американских систем подобного класса ("Трайдент-2"), которые могут преодолевать барьер в 11 тысяч километров. Таким запасом по дальности не обладает ни одна ракета в мире.

При этом официально признано, что дальность полета "Синевы" составляет 8 300 км. С каких лодок производились пуски ракет синева?

Главнокомандующим ВМФ России Владимиром Высоцким было сообщено, что ракетами данной модификации вооружаются АПЛ, выполняющие боевое дежурство в Мировом океане. Всего ВМФ России было получено 7 ракетоносцев такого проекта.

"Булава"

Межконтинентальной баллистической ракетой "Булава" предполагается вооружить АПЛ типа "Борей", который имеет в наличии 12 ракетных шахт.

Данную систему по характеристикам унифицировали с наземными ракетными комплексами "Тополь-М". При этом радиус полета "Булавы" достигает 8 000 км, при массе ракеты в 36,8 тонн. Ядерная головная часть имеет разделяющиеся боеголовки. Наклонный старт позволяет производить подводный пуск на "ходу".

По своим и "Синева" очень близки и отличаются только типом маршевого двигателя. У "Булавы" он твердотопливный, а у "Синевы" - жидкостный. При этом нужно отметить, что на заключительной фазе полета ракет "Булава" применяется жидкостный двигатель, что обеспечивает дополнительные возможности по увеличению скорости и маневрированию.

Мирное применение баллистических ракет

По программе конверсии лодочные баллистические ракеты послужили основой для проектирования таких носителей как "Волна" и "Штиль".

Конечно, они проигрывают по своим возможностям "Союзу" и "Протону", однако очень хорошо приспособлены для вывода космического аппарата на низкую околоземную орбиту.

Такие комплексы как "Штиль" и "Волна" получили широкую известность благодаря тому, что они созданы на базе Р-29Р (ракета "Синева").

В 1991-1993 годах подводниками России было произведено три запуска таких ракет на суборбитальные траектории.

Что еще можно отметить интересного? Конверсионные ракеты типа "Синева" попали даже в книгу мировых рекордов Гиннеса, как самая быстрая почта.

7 июня 1995 года с помощью носителя Р-29Р ракета с комплектом научной аппаратуры была запущена российским атомоходом "Рязань". На ее борту также поместили и почтовую корреспонденцию. Через 20 минут, пролетев 9 000 км, капсула успешно была доставлена на Камчатку.

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета (БР) третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV). Ракета принята на вооружение в 1986 г. Первоначальный гарантийный срок в 10 лет после технического освидетельствования был продлен. Выпускается Красноярским машиностроительным заводом.

Масса ракеты составляет 40,3 т, масса головной части - 2,8 т, длина - 14,8 м, диаметр - 1,9 м. Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 м при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 км, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 м. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета «Синева» обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева", в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно ее оснащение осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.


Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска (произведен 6.08.1989 г. с борта подводной лодки К-407, которая в 1997 г. переименована в "Новомосковск").

По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета "Синева" считается лучшей в мире. Для сравнения, если у РСМ-54 этот показатель составляет 46 единиц, то у американской БР морского базирования "Трайдент-1" он составляет 33, а "Трайдент-2" - 37,5.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" - ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 кг.

9 июля 2007 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева". Она разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" и обладает достаточно большим техническим потенциалом, что не раз подтверждалось на практике. Так, 9 сентября 2006 г. атомный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) ВМФ России "Екатеринбург" произвел пуск ракеты "Синева" с Северного полюса в район полигона в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили назначенные цели.

Ракета СМ-54 "Синева", названная немецкими специалистами шедевром морского ракетостроения, по мнению генерального конструктора ГРЦ "КБ имени. В.П. Макеева" Владимира Дегтяря, б удет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 г.

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой