Меню
Бесплатно
Главная  /  Терапия при дерматите  /  Апостол андрей первозванный. Апостол андрей первозванный - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Апостол андрей первозванный. Апостол андрей первозванный - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Святой Апостол Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя Святой Апостол Андрей следовал за Ним. После крестной смерти Иисуса Христа, святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Спасителя. В , через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Евангелие об Андрее Первозванном до Воскрешения и Вознесения Христова.

Святой Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2 ), от Марка (Мк. 3:18 ), от Луки (Лк. 6:14 ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ).
Св. апостол Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) родились в городе Вифсаиде в Галилее. Их отца звали Ионою. Галилея - северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный". Позже, братья перебрались в Капернаум (город на берегу Генисаретского озера), где обзавелись собственным домом и занимались рыбной ловлей.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:35-40 ) говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Позже св. Андрей привел своего брата Симона (св. Петра) к Иисусу.
В Евангелиях же от Матфея (Мф. 4:18-19 ) и от Марка (Мк. 1:16-18 ) говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили сетью рыбу. Иисус обратился к ним со словами: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Андрей и Симон (Петр) последовали за Иисусом, оставив свои сети.
В Святом Писании приводятся сведения об апостоле Андрее. Так, в Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов, Андрей указал на мальчика, имевшего "пять хлебов ячменных и две рыбки" (Ин. 6:8-9 ). Андрей же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22 ). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса (Петр, Иаков, Иоанн), которые вопрошали Его на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, и которым Спаситель открыл судьбы мира (Мк. 13:3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19 ).

Третье путешествие св. апостола Андрея Первозванного. Служении в Скифии.


Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где проповедовал долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви

Апостол Андрей воскрешает усопших.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших: - В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.
- Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила.
- Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури.
- Филопатр обратился с просьбой апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа найденного в яме убитым.
- В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Мученическая кончина св. апостола Андрея Первозванного.


Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Святой апостол взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола и велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный пожелал крестной смерти за Господа. Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. Случилось это, когда святому апостолу Андрею было 62 года. Дата кончины: 13 декабря около 70-го года.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) с момента кончины св. апостола Андрея и до середины 4-го века.
В 357 году, при императоре Константине Великом мощи (кроме честной главы) были перенесены военачальником великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. В 1208 г. Константинополь был взят крестоносцами. Мощи св. апостола Андрея были перевезены кардиналом Петром Капуанским (духовником четвертого крестового похода) в Италию и помещены в кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного в г. Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1458 (1462) году, при Папе Римском Пие II честная глава и крест св. апостола Андрея Андрея были перенесены в Рим и положена в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

Богослужение в День Памяти Святому Апостолу Андрею Первозванному. 30 ноября с.с. (13 декабря н.с.).

30 ноября с.с. (13 декабря н.с.) 13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года (с петровских времен) Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России. Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь Апостола Андрея Первозванного, глас 4.

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Дважды.

Кондак Апостола Андрея Первозванного, глас 2

Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кондак 1 Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Величание Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Иконография.

Апостол Андрей представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов.
Наиболее ранние его изображения сохранились:
- на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.;
- в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века;
- редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина).
- в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 года;
- в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года;
- в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 года;
- на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век;
- в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 года и др.
- в византийской агиографической литературере встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного;
- по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе;
- другой образ апостола находился над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополеполе.
Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: - седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода;
- как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий.
Согласно описанию Епифания Монаха, "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен ".
В после иконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался:
- со свитком в руке, например на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.№ - - с крестом на длинном древке, например на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; на мозаике капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; на мозаике кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.
Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях "Евхаристия", "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "Уверение Фомы", "Вознесение Господне" (например, в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), "Сошествие Св. Духа", "Успение Пресвятой Богородицы" и др., а также – "Умножение хлебов и рыб" (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), "Крещение Господне" (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах "Собор 12 апостолов" (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в. ).
Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено:
- в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. );
- на иконе "Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь", XII в. (монастырьрь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе.
В XVII-XIX вв. иконография мученичества Андрея Первозванного, распятого на кресте получила развитие в русской иконописи (например, "Апостольские деяния и страдания", XVII в. (ГММК ). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Полный цикл из 80 миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об ).
Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова:
- на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ );
- на иконе из деисуса 1444-1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках;
- на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»);
- на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК ),- со свитком в руке;
- На иконе середины XVI в. (ЦАК МДА ) он представлен вместе с архангелом Михаилом;
- на образе из Николо-Коряжемского монастыряря (до 1661; СИХМ ) - в рост, в молении Христу;
- на вологодской иконе "Ап. Андрей Первозванный в житии" 1717 г. (ВГИАХМЗ ).

Апостола Андрея Первозванного считают первым проповедником Христовой веры наших земель, поэтому перед его иконой молятся о защите Отечества.
Святой Андрей много трудов положил для распространения веры Христовой, он — очень сильный помощник в деле ее укрепления, а также в защите от козней и нападок злых сил.
Апостол может помочь в исцелении от недугов — «Всюду Именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя… » (слова из )

До призвания Андрей Первозванный был простым рыбаком, поэтому он считается покровителем рыбаков и людей, которые связаны с морем.

Морской флот России всегда находился под покровительством Андрея Первозванного, на флотском боевом знамени изображен Андреевский крест. Перед выходом в море военные моряки и их родные служат молебен для Андрея Первозванного , чтобы он покровительствовал им в походах и помогал возвращению домой.

Еще апостол Андрей Первозванный , по народным преданиям, помогает девицам в поисках хорошего жениха, а родители молятся ему о том, чтобы их дочь вела целомудренный образ жизни.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Андрей Заведеев, будущий апостол Андрей Первозванный, был обычным рыбаком. Андрея очень интересовали ответы на многие духовные вопросы, поэтому он стал учеником Иоанна Крестителя. Тогда многие стали считать Предтечу Самим Мессией, который был предсказан в Библии, но он утверждал, что он тот, кто готовит Ему путь. Вместе со своим братом Иоанном, Андрей следовал за пророком и однажды, во время крещения людей в Иордане, он, наконец, увидел, как их учитель указал на Человека и сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира ».
Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» писал:
«Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. Тогда Петр тоже присоединился к ученикам Христовым. Но все же они еще не были полностью посвящены служению Господу, а продолжали жить с семьями и ловить для пропитания рыбу.

Через несколько месяцев Господь проходил, как написано в Евангелие, мимо Галилейского озера, увидел братьев и сказал им: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним ».
Апостола Андрея назвали Первозванным — он первым последовал за Христом. В Писании мало сведений об Андрее, в основном мы знаем о его деятельности из Жития и Деяний.
В Евангелие сказано, что именно апостол Андрей показал на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые потом Иисус Христос умножил и ими были накормлены несколько тысяч человек.
Святой апостол Андрей был со Спасителем в течение всей Его земной жизни, на Тайной вечере, при встречах с Господом после Его , видел и на него тоже сошел Святой Дух на .

После Пятидесятницы апостолы по жребию определили страны, в которых они должны были проповедовать христианскую веру. Апостолу Андрею досталось нести Евангелие народам на побережье Черного моря и далее, на север, к скифам.
Нет точных данных, насколько далеко географически продвинулся апостол Андрей в своем служении. Историки считают, что он побывал на территории Крыма, части Украины, на Кубани и Кавказе, но точных подтверждений этому нет.
Одно, несомненно: апостол Андрей Первозванный – первый проповедник благой вести в «наших краях» и возможно, поэтому он незримо присутствует в истории России в течение многих веков.

Отовсюду апостол Андрей, также как и все остальные апостолы, получал сопротивление от язычников, его деятельность сопровождали страдания. Об этом так написал апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем » (2 Кор. 4: 8–10).

Много чудес, исцелений и даже воскрешений из мертвых совершилось по молитвам Андрея Первозванного в разных краях и городах. Большое количество людей перешло в христианскую веру после этих чудес и проповедей апостола Андрея.
Через некоторое время, как раз во времена начала гонений на христиан, Андрей возвратился в Рим, а затем оказался на греческом полуострове Пелопоннес, где стал защищать, рискую жизнью, Христову веру перед римским наместником Эгеатом. Он считал, что совсем неправильно поклоняться тому, кто умер позорной смертью на кресте. Не понимал, почему он сам «мертв» и зачем ему необходимо было спасаться и обретать свою душу. В конце концов, споря, Эгеат пригрозил Андрею крестной смертью, такой же, какою принял ее Иисус Христос.

Как и Учитель, апостол Андрей не испугался угроз, его посадили в темницу, где он стал ожидать казнь. Народ понимал, что он невиновен и никаких проступков не совершал, люди даже готовы были поднять бунт, а Андрей объяснял им, что эти страдания во славу Христа приведут его к вечной славе.

Два дня висел в мучениях апостол Андрей на косом кресте в форме буквы Х (такой крест получил название Андреевский), продолжая проповеди людям и призывая их к вере и смирению. Приняв мученическую смерть, примерно в 70-х годах первого века, Андрей первозванный отошел ко Господу.

Уже в самом начале обращения к христианству, в XI веке, на Руси глубоко почитали Андрея Первозванного.
В 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский монастырь, первый женский монастырь Руси. Примерно в те же годы в Новгороде был основан первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

В день основания Санкт-Петербурга, Петр Первый заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея — заступника этого города.

Орден Андрея Первозванного является высшим орденом государства. Это был самый известный русский орден, который стал высшей наградой Российской империи до 1917 года, а с 1998 года – и Российской Федераци, а знамя с Андреевским крестом и сейчас считается флагом военного флота России.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя,
имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм об апостоле Андрее

ап. от 12 (пам. 30 нояб.; 30 июня - в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых). Происходивший, как и ап. Филипп , из Вифсаиды (Ин 1. 44), А. П. жил в Капернауме (Мк 1. 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф 4. 18; Мк 1. 16). Отца Петра и А. П. звали Иона (Мф 16. 17; Ин 1. 42) (нек-рые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, А. П. был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи , к-рые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин 1. 35-40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиц. прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, А. П. затем привел к Нему брата (Ин 1. 41-42). Согласно евангелистам Матфею и Марку, А. П. и Петр занимались рыбной ловлей, во время к-рой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского оз. (Мф 4. 18; Мк 1. 16).

При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни (Гладков Б . И . Толкование Евангелия. СПб., 1907. С. 154-155). В дальнейшем в НЗ об А. П. сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после ап. Петра (Мф 10. 2; Лк 6. 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк 3. 18), место. Вместе со своим земляком ап. Филиппом А. П., возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин 6. 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к к-рому они вначале обратились, передал их просьбу А. П., и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин 12. 21-22). А. П. вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк 13. 3). В числе 12 учеников А. П. присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян 1. 13). Последнее, что известно об А. П. из НЗ,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Св. Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).

Раннехристианская и византийская традиция

Относительно дальнейшей жизни А. П. уже в древности существовало 2 традиции. К сер. II в. по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния» . Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании «Книги о чудесах» Григория Турского (Liber de virtutibus beati Andreae Apostoli, ок. 591-592), апостол начал проповедь Евангелия на юж. берегу Чёрного м., двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Юж. Причерноморья с ап. Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, А. П. переправился в Византий (буд. К-поль) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением имп. Нерона (ок. 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, «Андрея и Матфия деяниях» (BHG, N 109-110), действие происходит в некоем «городе людоедов» Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Др. апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь А. П. в Сев.-Зап. Персию (греч. «Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян», араб. «Мученичество Андрея у курдов»).

Др. традиция, восходящая по крайней мере к 1-й пол. III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), к-рый, дословно цитируя 3-й том «Толкования на Бытие» Оригена , считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом ап. Петра, в то время как А. П. отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в т. н. апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. (Th. Schermann). В ранних редакциях этих списков область проповеди А. П. была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь А. П. в Скифии была соединена с описанным в «Деяниях Андрея» мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал «Деяний Андрея» о проповеди А. П. в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании А. П. епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем ставшее важным аргументом в полемике К-поля и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов (F. Dvornik).

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития А. П.: не получившее распространения «Narratio» (BHG, N 99; 1-я пол. VII в. или IX-X вв.), более широко признанное «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом , к-рый прошел по предполагаемому пути А. П., собирая предания о нем. Опираясь на нек-рые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в т. ч. письменные (напр., «Алфавитарий херсаков»), и переработанную концовку «Деяний Андрея», Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в 2 редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: 1-й, созданной как продолжение «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 95b), и 2-й, дополненной сведениями о пребывании апостола в Палестине и М. Азии и сокращенной в нек-рых др. частях (BHG, N 102).

По Епифанию, А. П. совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного м., причем всегда по маршруту юг - восток - север. В 1-м он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в зап. землях, А. П. двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и 7 др. учениками проповедовал в синагоге, к-рую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда А. П. пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с ап. Иоанном (о связи А. П. с Иоанном свидетельствуют древние памятники, напр. канон Муратори II в.). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, А. П. отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через 2 года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греч. философами. В последнем, 3-м, путешествии А. П. со спутниками проходил через Эдессу, где оставил ап. Фаддея , в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там ап. Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с др. своим спутником, ап. Симоном Кананитом . Через Зихию, где А. П. едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители к-рого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога , а оттуда через Халкидон (где был поставлен еп. Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, А. П. направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греч. часть жития с обращения апостолом Максимиллы , жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла , за что А. П. был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из др. текстов).

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об А. П. Никита Давид Пафлагон составил на основе его 2-й редакции Похвальное слово (энкомий) А. П. (BHG, N 106) и житие энкомиастического типа - «Laudatio» (BHG, N 100), в к-ром добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди А. П. в дер. Харакс в Пафлагонии, о поставлении еп. Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст (BHG, N 101), использовавший 1-ю редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди А. П. до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в К-поль. Известны также неск. визант. энкомиев А. П. (BHG, N 103-108). Дальнейшее развитие визант. традиция получила в Грузии и на Руси.

В Грузии

начало христ. проповеди издавна связывалось с именем А. П.: грузины (греч. горсины) упоминаются в нек-рых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на груз. язык и включен в груз. гомилетико-литургический сб. Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В кон. X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на груз. язык «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв. в зап. и юго-зап. частях Грузии была широко распространена оригинальная груз. версия «Похвалы», включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав груз. летописного сб. Картлис Цховреба , повествующая о проповеди А. П. в Юго-Зап. Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресв. Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда А. П. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, А. П. вместе с ап. Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы). Крестив их, А. П. пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил ц. во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Юж. Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В с. Заден-Гора А. П. сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с с. Ацкури, религ. и адм. центром древнего Самцхе (см. также Ацкурская епархия), где А. П. воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, А. П. предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев А. П. оставил икону в маленькой часовне с. Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская ; средневек. груз. историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. визант. имп. Ираклием , поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили А. П. враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность А. П. на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого груз. богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я пол. XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом . Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в к-ром выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола А. П. и св. равноап. Нины . Это положение было узаконено в 1105 г. Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви. Достоверность сведений о проповеди А. П. на территории совр. Грузии нек-рые груз. ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание груз. версии жития А. П. (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляет этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании А. П. на территории Грузии в 1988 г. начались археологические раскопки в окрестностях с. Ацкури. Обнаружены сооружения V в. до Р. Х.- I в., следы акрополя I в., погребальный инвентарь.

Почитание в России

Основой преданий о посещении Русской земли А. П. является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе А. П. (Евсевий . Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.), поэта, почти совр. А. П., можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное м.), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское м.) и р. Танаис (Дон) до р. Гипанис (Юж. Буг) на западе и включавшую в себя Крымский п-ов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации (Подосинов А . . Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста // Древнейшие государства на территории СССР, 1983. М., 1984. С. 8, 22-23). По мнению ряда исследователей, этнонимом «скифы» позднеантичные и ранневизант. авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Сев. Причерноморье, т. е. на бывш. скифских землях. Впрочем, нек-рые визант. памятники (напр., «Narratio») понимают под Скифией, в к-рой проповедовал А. П., т. н. М. Скифию - рим. провинцию и ранневизант. церковную епархию в устье Дуная (р-н совр. Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ имп. Диоклетиана (кон. III в.) и, т. о., не существовала во времена Оригена.

В житии А. П., составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время 3-го путешествия апостол, пройдя по Юж. и Вост. Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе (PG. 120. Col. 215-260). Это житие пользовалось большим авторитетом во всех правосл. Церквах, в кон. XI в. появился его слав. перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении А. П. рус. пределов - «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе ПВЛ. Согласно этому тексту, А. П., прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место буд. Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 7-9).

К XI в. относится рост почитания А. П. на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич , младший сын кн. Ярослава Мудрого , получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) мон-рь. В 1089 г. Переяславский митр. Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в кон. XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память А. П. была внесена во все виды рус. календарей. Древнейшие упоминания А. П. находятся в месяцесловах Евангелий - Реймсского 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 243) и Архангельского 1092 г. (Л. 138об.). В Минее 1097 г. содержится служба А. П. (Ягич . С. 493-503).

С XII в. непрерывно развивалась традиция сказаний об А. П. в рус. Прологе. В Прологи 1-й редакции включены краткое житие А. П. «Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра» (РНБ. Соф. № 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.; ГИМ. Хлуд. 187. Л. 71об.- 73, 1282 г.), в Прологи 2-й редакции - еще «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (РГАДА. Тип. № 153, 161, 164, XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнослав. и рус. списков XIV-XVII вв. Известна также «обновленная» редакция, в к-рой объединены оба текста об А. П.- житие и «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (самый ранний список - РНБ. Соф. № 1374, до 1513 г.). В житийной лит-ре «Слово» впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым ок. 1420 г.

В ВМЧ под 30 нояб. помещена подборка текстов, посвященных А. П. (Иосиф , архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 209-210). Кроме проложного жития и Сказания о хождении А. П. на Русь ВМЧ содержат перевод «Деяний Андрея и Матфия» (BHG, N 109), 1-ю редакцию «Жития» Епифания Монаха (BHG, N 95b), отрывок из «Сказания» Симеона Метафраста (BHG, N 101b) и похвальное слово Прокла , Патриарха К-польского (BHG, N 103).

Память А. П. отмечается во всех вост. и зап. календарях. По Типикону Великой ц . IX-Х в. в день памяти А. П. совершалась лития в храм Святых апостолов, где находились мощи А. П.; там совершалась его служба. А. П. имел свой тропарь , что свидетельствует о его особом почитании. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 101-101об., XII в.) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. 328-329) указана служба А. П. по составу аналогичная шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), причем Евергетидский Типикон допускает возможность пения на паннихис канона А. П. вместо рядового канона Октоиха. По южноитал. редакции Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 63-64) - в службе А. П. вечерня схожа с совершаемой при славословном богослужении, а утреня аналогична полиелейной - с чтением Евангелия, а также с заменой кафизм антифонами (Пс 18, 19, 20). По иерусалимским Типиконам - первопечатному рус. 1610 г., используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 297), а также тому, что принят в наст. время в греч. Церквах,- А. П. совершается полиелейная служба.

Последование А. П., помещенное в совр. греч. служебной Минее , полностью совпадает с совр. славянским. Тропарь А. П. 4-го гласа « », кондак 2-го гласа « » и канон 1-го гласа А. П., составленный Иоанном Монахом (дополнения к нему и разночтения изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником - Hannick C . Studien zu liturgische Handshriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36), указаны уже в студийских Типиконах и Минеях, как греч. (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 156-157об., XII в.), так и слав. (РГАДА. Син. тип. № 91, 1097 г.; РГАДА. Син. тип. № 92, XII в. Л. 199-204об.- Ягич . Служебные Минеи. С. 493-504). Корпус стихир и седальнов восходит ко времени действия Студийского устава, однако многие стихиры и седальны появляются только в иерусалимских Минеях; среди стихир есть самогласны , надписываемые в печатных богослужебных книгах именами Андрея Иерусалимского, Анатолия, Германа. В иерусалимских Минеях среди текстов службы А. П., память к-рого совершается в дни Рождественского поста, помещено неск. стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон А. П. и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха.

В Типиконе Великой ц., студийских и иерусалимских Типиконах, следующих к-польской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен , апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение - особое, о призвании А. П. Господом (Ин 1. 35-51); Типикон Великой ц. указывает чтение из Мф 4. 18-23.

Из рукописей христ. Востока XI-XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный (Ταμεῖον. Ν 297-300. Σ. 110-111). В серб. служебной Минее (Афон, Зографский мон-рь, № 53 (88), 1-я пол. XIII в.) помещен канон А. П. 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским († 910), с акростихом: « » (Кожухаров С . Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски // Литературна история. София, 1984. № 12. С. 3-19). Тропарь А. П. 3-го гласа, обозначенный в Типиконе Великой ц. «Τῆς νοητῆς θαλάσσης τοὺς ἀνθρωποβόρους ἰχθύας ἐσαγήνευσας» (Mateos . Typicon. T. 1. P. 116) и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции - « » (РНБ. Соф. № 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.),- не вошел в печатные богослужебные книги.

В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист А. П. (Пономарев С . И . Акафисты: (Библиогр. заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117-125).

В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282-294 об.) А. П. называется сродником ап. Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впосл. сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа. Обыгрывается значение имени Андрей (греч.- мужественный): « » (кондак). Описывается призвание А. П. Петра: « » (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь А. П., особенно среди язычников. Описывается смерть А. П. на кресте: « » (тропарь 8-й песни 2-го канона А. П.), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве А. П. и чудеса от его честных мощей. А. П. назван небесным покровителем г. Патры: « » (4-я стихира на Хвалитех).

А . Ю . Никифорова, О. В. Лосева

Иконография

Наряду с апостолами Петром и Павлом представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов. Наиболее ранние его изображения сохранились на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.; редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина). В визант. агиографической лит-ре встречаются упоминания о чудотворных образах А. П.: по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе.; др.- над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в К-поле.

Уже в ранних памятниках облик А. П. имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен».

А. П. представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), сер. V в.,- с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 гг.,- погрудно, в медальоне; в ц. Сан-Витале (Равенна), ок. 547 г.; в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг.; на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI в.,- с Евангелием; в апсиде ц. Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 гг., и др. В послеиконоборческое время А. П., как правило, изображался со свитком в руке, напр., на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке - на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.

«Крещение Господне» (ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).

Мученичество А. П., распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг.); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие А. П. на древе. В XVII-XIX вв. эта иконография получила развитие в рус. иконописи (напр., «Апостольские деяния и страдания», XVII в. (ГММК)). Эта тема была распространена в католич. искусстве.

Особое почитание А. П. на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в.).

Наряду с образами первоверховных апостолов образ А. П. часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался обычно напротив ап. Иоанна Богослова: на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ); на иконе из деисуса 1444-1445 гг. ц. Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках; на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»), на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК),- со свитком в руке. На иконе сер. XVI в. (ЦАК МДА) он представлен вместе с арх. Михаилом; на образе из Николо-Коряжемского мон-ря (до 1661; СИХМ) - в рост, в молении Христу; на вологодской иконе «Ап. Андрей Первозванный в житии» 1717 г. (ВГИАХМЗ). Полный цикл из 80 миниатюр с житием А. П. содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об).

Лит.: R é au L. L"origine de la croix de Saint-André // Mémoires de la Societé des antiquaires de France, 1932; idem .Iconographie de l"art chrétien. P., 1958. Vol. 3. P. 76-84; Lechner M. Andreas // LCI. Bd. 5. 1973. Sp. 138-152; Pillinger R. Der Apostel Andreas: Ein Heliger von Ost und West im Bild der frühen Kirche. W., 1994.

Н. В. Квливидзе

С вятой апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов (греч.-посланник), избранных Самим Господом для евангельской проповеди. Родился в городе Вифсаиде в Галилее, впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, святой апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа (отчего в предании древней Церкви святому апостолу Андрею усвоено имя «Первозванного»), но он был также первым из апостолов, который исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаём, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек, говорил с Господом в Вербное воскресенье,. вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь. С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до месторасположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия. Так имя святого апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.

На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников: его изгоняли из городов, подвергали избиению, например в Синопе. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Свою силу явил Господь через ученика Своего и в городе Патры. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелились Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Все это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный... Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму - был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458 г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

Как Андрей Первозванный стал первым из апостолов? О житии, молитвах, историях и иконах, связанных со святым, Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

Апостол Андрей Первозванный: житие, икона, молитва

В самом начале Своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным — из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем — сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе — будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ — что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи — Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить», — ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Апостол Андрей Первозванный: иконы



Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь
апостолу Андрею Первозванному :

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостолу Андрею Первозванному:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ