Меню
Бесплатно
Главная  /  Виды ожогов  /  Как стать грамотнее по русскому языку. Как и где подтянуть свой русский язык

Как стать грамотнее по русскому языку. Как и где подтянуть свой русский язык

Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Главной целью современного образования определяется - достижение учащимся уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.

Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:

- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.

Формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Под уровнем образования (образованности) понимается - качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Основой любого уровня образованности является, прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:

грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма;

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографи-ческий, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.

Существует великое множество таблиц - сводных правил, справочных материалов, всевозможных "подсказок", различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача - подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.

Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: "Алгоритм - способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными". Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка - это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.

Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 - 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм

Есть алгоритмы, в которых содержится по 3 - 4 "шага", позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.

Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).

Чтобы писать без ошибок,

  • читай по слогам;
  • найди орфограмму;
  • объясни выбор букв;
  • ошибки исправь

Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1.определить место, где возникла орфографическая задача;

2.к какой группе правил относится данная орфограмма;

3.в какой части слова находится орфограмма;

4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5.определить в слове ударение;

6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7.написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

"Подбери буквы": Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Применяю в своей деятельности различные письменные работы:

Выборочное списывание;

Зрительный диктант;

Диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);

- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;

Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;

Диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;

Задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);

Составление словосочетаний и предложений.

Следующий этап словарной работы - диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Очень любят ребята игру "Найди лишнее слово". Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Чтобы правильно написать слово, ученик должен распознать "грамматическую природу орфограммы и подвести ее под соответствующее правило". Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слова, -н- и -нн- в именах прилагательных, правописание приставок на з, с и мн. др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому около 30% учащихся не умеют вычленять слова с безударной гласной в корне из ряда слов. Причина столь низкого уровня сформированности навыка видения этой орфограммы заключается, вероятно, в том, учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его "в уже написанном слове" и "выделяют его формально" (М. М. Разумовская), не связывают этот корень с его вещественным значением. И при подборе проверочных слов обращают внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слова, не учитывая главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.

Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.

Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 - 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.

Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна начинающим учителям.

Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Павел Ямб. Несмотря на то что по статистике Россия входит в число самых грамотных стран мире, так как умеют читать и писать почти все её граждане, я очень часто встречаю такие слова как «симпОтичный», «день рождениЕ» или «день рожденЬя» и т.д.

Вы согласны, что грамотно написанные статьи приятнее читать, чем текст, кишащий ошибками? Вроде в школе уроки русской литературы и языка были у всех, но большинство, кажется, полученные навыки или растеряли, или вовсе не слушали учителя. Так как же освежить их в памяти? Как «поднять» грамотность по великому, могучему взрослому человеку? Ведь грамотные люди добиваются успеха быстрее!

Давайте сначала трезво посмотрим на ситуацию, на каком уровне наша грамотность. Не довольны? Приступаем к обогащению знаний.

Что и как читать?

Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».

Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить. Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной. Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.

Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!

Настольная книга? Словарь!

Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать. Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.

Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru .

У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис - Gramota.ru , с пояснениями, правилами, справочными материалами. Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.

Обратите внимание на такие ресурсы как:

  • «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
  • «Верные слова» – курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
  • «Могу писать» – уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
  • «Образование на русском» – бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного;
  • «Пишите живее» бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
  • «textologia.ru» онлайн журнал о русском языке и литературе.

Играем и повышаем грамотность

Можно учиться грамотности легко и играючи. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно! Значит, узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся. Словесные головоломки, тесты, анаграммы, шарады, ребусы также превосходно развивают наши интеллектуальные способности.

Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.

Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru . Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.

Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет , то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.

Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!

Сегодня – диктант

На мой взгляд, это лучший способ повышения грамотности в кратчайшие сроки. Даже помощники не нужны: интерактивных диктантов для вставки пропущенных знаков препинания и орфограмм в сети достаточно. Польза двойная: интересно и познавательно.

Пишите!

Ежедневно пишите, так вы повысите уровень грамотности в ближайшие сроки, выработаете навык узнавания ошибок на уровне интуиции. Постоянно, много, интересно! Врожденной грамотностью может похвастаться не каждый, придется потрудиться, чтобы получить столь полезное преимущество. Чем больше пишем – тем меньше делаем ошибок. Проверено на практике!

Есть еще способ повышения знания языка как каллиграфическое письмо. Каллиграфический почерк вырабатывает сосредоточенность, помогает фиксировать фразу в памяти и даже вспомнить правило! Писать не спеша – этот метод работает и при наборе текстов на компьютере. Думать, а не мчаться во весь опор.

Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется стойкий навык письма с ошибками. Чтобы избавиться от него, придется не менее ста раз написать слово правильно. Где-то через сто повторений в свое время я перестал писать «Здраствуйте» – постоянно на уровне навыка пропускал букву “в”.

Знаете, даже не обладая супер грамотностью, можно хорошо зарабатывать . Чем выше ваши знания по языку, тем выше заработки.

Аудиокниги

Знакомо вам выражение «сюда просится запятая»? Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, обращайте внимание к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».

Ситуации, из ряда вон выходящие

К сожалению, или к счастью, русский язык на самом деле очень гибкий. Если ключевом слове заказчика обнаружили ошибку, не торопитесь исправлять. Вполне возможно, что это специальное требование, то есть так и положено. Причина простая. Поисковые запросы набирает с ошибками большая часть пользователей Интернета. Когда число запросов с ошибками заметно возрастает, некоторые веб-мастера используют подобные слова как ключевые.

Немного статистики

Как показывает статистика, русский язык состоит примерно из 500 000 слов. Но в повседневной жизни мы используем только около 3000.

По данным textologia.ru , словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:

  1. Много читайте, особенно классическую литературу.
  2. Почаще заглядывайте в словарь, как в томах, так и в Интернете.
  3. Пусть online ресурсы как Gramota.ru станут вашими друзьями.
  4. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы.
  5. Если самостоятельно не получается достичь результатов, занимайтесь с репетитором.
  6. Посещайте курсы повышения грамотности.
  7. Пишите.
  8. Слушайте аудиокниги!

А вам пока. С вами был Павел Ямб. Будьте грамотными, пишите комментарии к этой статье без ошибок:)

P.s. А с какими словами у вас возникали проблемы?

А вот и крутой совет по нашей сегодняшней теме:

Грамотная письменная речь основывается не только на знаниях правил русского языка. Большое количество взрослых людей их вовсе не вспоминают при письме, однако знают, как написать то или иное слово, предложение. Это объясняется тем, что в школьные годы в памяти четко зафиксировалось правильное написание тех или иных грамматических конструкций. Чтобы повысить уровень своей грамотности, мы предлагаем некоторые методики саморазвития.

Первая методика - чтение

Главным способом улучшения навыков письма является чтение. Книги - это кладезь полезной информации, которую невозможно исчерпать. Читая, человек развивается в нескольких направлениях:

  • расширяет свой словарный запас;
  • тренирует умение сочетать и соединять лексические единицы гармонично;
  • неосознанно фиксирует правильное написание слов и предложений, что в последующем позволит допускать меньше ошибок.

Совет: для получения скорейшего результата необходимо читать вслух, достаточно делать это шепотом. Данная техника не только поможет освоить грамматику, но и усвоить долю авторского стиля, благодаря чему ваши будущие тексты будут читаться с интересом.

Какие книги читать?

Любые. На самом деле, каждая книга поможет развить навык грамотного письма. Но для того чтобы ваши тексты были грамотными и логичными, необходимо уделять не менее получаса в день чтению классической литературы.

Как читать?

Существует специальная техника орфографического чтения. От привычного способа чтения она отличается тем, что слова нужно произносить именно так, как написано в тексте, а не так, как общепринято говорить. Трудные длинные слова и словосочетания следует проговаривать медленно по слогам. Эффективность этой методики заключается в том, что в данном процессе участвует не только зрительная память, но и слуховая.

Совет: Прочтите несколько произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского. Это поможет не только расширить кругозор, но и обогатить свою речь интересными словесными конструкциями. Приобрести книги можно как в книжном магазине, так и в понравившейся сетевой электронной библиотеке.


Вторая методика - письмо

Улучшить навыки правописания поможет и письмо. Оно сформирует привычку быстро комбинировать слова, у вас появится большая уверенность при написании статей. Как и в любом другом деле, в сфере создания текстов только практика сделает человека профессионалом. Стоит отметить, что данная техника будет действительно эффективна в том случае, если текст впоследствии будет тщательно проверяться либо другим грамотным человеком, либо самим автором с помощью печатного или электронного орфографического словаря.

Какие тексты писать?

Можно ежедневно упражняться в написании краткого эссе о прошедшем дне, просмотренном фильме, прочитанной книге, то есть вести дневник. При желании допустимо воспользоваться текстовым редактором на компьютере, который укажет на орфографические, лексические и пунктуационные ошибки в тексте.

Совет. Существует еще одна методика улучшения знаний русского языка - каллиграфическое письмо. Оно тренирует сосредоточенность, внимание и концентрацию, помогает фиксировать предложение в памяти и вспомнить правило.


Совершенствуйте грамотность онлайн

В век информационных технологий невозможно представить процесс обучения без использования интернет-ресурсов. При наличии дисциплинированности у человека повысить уровень грамотности в несколько раз помогут следующие способы:
1. Прохождение специально разработанных курсов и изучение материалов на таких платформах, как «Универсариум», «Открытое образование», «Интуит», «Лекториум», «ПостНаука», «Лекторий» и другие.
2. Использование сайтов для проверки правописания или значения слов, пунктуации, грамматики - gramota.ru, therules.ru, online.orfo.ru и т. д.
3. Интерактивный диктант - быстрый метод повышения грамотности. Это не только полезно, но и познавательно.
4. Использование разного рода тестов (например, для подготовки к ЕГЭ), ребусов, головоломок и анаграмм, способствующих развитию когнитивных и умственных способностей.


Лучшие ежедневные лайфхаки

Для ежедневной проработки навыков правописания пригодятся знакомые со школьных времен лайфхаки:
1. Многократное написание слова, в котором вы часто допускаете ошибку. Следует написать его сто раз, выговорить по слогам, подчеркнуть или выделить сложно запоминаемую в нем букву.
2. Игра, когда один человек зачитывает определение слова из толкового словаря, а другой угадывает это слово.
3. Прослушивание аудиокниг. Это занятие помогает развить чувство ритма, понять логику изложения текста, что необходимо для интуитивной расстановки знаков препинания. По прошествии времени автор научится расставлять запятые там, где они «просятся».

Совет: Если не можете определить, нужна запятая в предложении или нет, то следует упростить его, убрав обособленные обороты, уточнения, обращения. Также можно разбить его на несколько простых предложений.

Как запомнить исключения?

Исключения из правил русского языка придется заучивать наизусть. Такие слова можно выписывать и произносить по слогам вслух. Запоминая ежедневно по 20 слов, за несколько месяцев можно существенно поднять уровень грамотности. Также можно каждый день учить по одному правилу, например на “Грамоте” (gramota.ru).


Способы запоминания правил

Русский язык считается одним из самых сложных в мире. Однако педагогами замечено, что если ошибка подкреплена эмоционально, например смехом, то правильное написание слова с большей вероятностью запомнится ребенку.
Написание слова «веснушчатая» объясняется просто: «Что у человека на носу - веснуски или веснушки?»
Знакомая всем с детства фраза "Степка, хочешь щец? - Фи!" позволит запомнить глухие согласные.
Словосочетание "Зося ждет" содержит все согласные, после которых необходимо использовать суффикс -чик-.
Фраза "Мужу - чин, жене - щи" помогает запомнить написание слов «мужчин» и «женщин». И таких запоминалок существует огромное количество, найти их можно на просторах интернета в бесчисленном количестве.

Как видите, методов улучшения грамотности много, и все они по-разному эффективны для разных людей. На Бирже всегда доступны сотни заказов на разные темы, выполнение которых постепенно повысит вашу грамотность.

Сегодня мои коллеги, учителя русского языка и литературы, в один голос твердят, что дети стали безграмотно писать, они плохо запоминают правила, не ставят запятых… В чем же причины безграмотности?

    Первая, которую всегда называют учителя, - отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, но и все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, - там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.

    Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.

    Ухудшение памяти детей, преобладает краткосрочная память – «на один урок», ответил и забыл.

    Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах.

    Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном - середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Что же необходимо, чтобы улучшить "грамотность"?

Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от времени, а систематически.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие…)

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе - плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть. Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Я стараюсь, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках различные « уловки».

Руссий язык ведь очень логичный. Возьмем для примера Антошку: что у него на носу - веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатый". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с - т - п - к - х - ч - ш - щ - ц - ф. Трудновато, да? Внимание - включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? - Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу - чин, жене - щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Орфоэпия

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль

Не говори катАлог , а только каталОг .

А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Правописание Н – НН.

Рифмовки.

    Священный и желанный,

негаданный, нежданный.

Не применяя правил знанья,

пиши две «эн» без колебанья.

    Зато смышленый, жеваный,

приданое и кованый –

запомнить можно без труда,

что в них одна лишь «эн» всегда.

    Свиной, зеленый, синий, рьяный,

Юный, пряный и румяный.

Здесь ты суффикс не ищи

и одну лишь «эн» пиши.

    Брошенный, данный и лишенный,

пущенный, купленный и решенный.

Хоть без приставки, но совершенный вид,

Поэтому две «эн» стоит.

    Мошенник украл у труженика

и смышленого механика

в гостинице одну «эн» .

Ввиду дождей, вследствие бури

Вместо тепла ветры подули.

По причине такой в течение дня,

в продолжение суток

Насчёт погоды идёт пересудок.

Волнует не то, ждать ли тепла,

А как писать эти слова:

Гром гремел в течение суток,

В течении реки прорвало запруду.

Имейте в виду, чинить я не буду,

Лучше приму я участие в следствии

Об этом грамматическом стихийном бедствии.

Выучу

впоследствии....

8. Правописание не с глаголами. Всякий школьник это знает – Не глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя!

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Уже несколько лет я со своими учениками использую методику «Хочу быть грамотным!».

    Ежедневное чтение текста в течение 15 минут

Пояснения:

    текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.

    читайте так, словно вы стоите перед классом , а все одноклассники слушают вас;

    читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;

запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)

    Ежедневная письменная работа в течение 15 минут

Пояснения:

    переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.

    переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);

    переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркните красной пастой те слова , в которых, по-вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;

    далее нужно выписать эти слова после текста ( первый раз ) и в словарик ( второй раз ), запомнить их правописание.

в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза .

На чём основана методика

Память человека бывает нескольких видов

    логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)

    механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)

    слуховая (многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио - уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае - это постоянное проговаривание слов вслух)

    моторная (человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)

    зрительная (чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)

Таким образом , в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.

Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация, которая была воспринята и понята 8 раз ! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье - мать ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.

А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?

А вывод очень прост и в то же время интересен : оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же !!! В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.

Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо - зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».

Работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У меня все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы. Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.

Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.

Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (20 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителя, дети обычно запоминают данную группу слов. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Количество слов в 9 классе - 30. Важный момент: домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во второй день ученики придумывают текст на определённую тему, используя словарные слова.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает несколько минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока). Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких правил, проходимых или повторяемых в данный момент). Очень люблю пособие для преподавателей русского языка “Сборник диктантов” М.Б. Коржиковой, цель которого – дать учителю материал для работы над повышением грамотности учащихся, а также для контроля усвоения правил после прохождения темы.

Очень любят ученики работать с компьютером. Я часто использую на уроках диск «Репетитор по русскому языку». Здесь тщательно подобраны задания по всем разделам русского языка. Кроме того, Интернет позволяет проводить онлайн-тесты практически по любой изученной теме. Дети с огромным удовольствием (особенно сильные учащиеся) отвечают на вопросы и видят свои успехи и ошибки. Для учителя это большая экономия времени: не нужно проверять работу ученика. В этот момент можно провести индивидуальную работу с отстающими.

Самое главное, конечно, чтобы у ребенка возникло желание быть грамотным человеком. Золотое правило отличника: лучше всех сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много.

», призванная напомнить нам о существовании орфографии и пунктуации. По этому случаю в новом выпуске образовательной рубрики «Новые знания» мы вместе с экспертами разбираемся, существует ли врождённая грамотность и как её развить, если с рождения всё-таки не повезло.

А что такое грамотность? На мой взгляд, это история не только про -тся/-ться
и отсутствие запятых. Это и выразительность речи: уместная стилистика, понятная лексика, способность видеть второй (метафорический) смысл текста, работать словом как инструментом, передавать эмоцию и отношение. Грамотность - признак образованности и маркер, который определяет профессиональную и общественную деятельность человека.

А вот степень «врождённости» напрямую зависит от любви к литературе и навыка чтения. Чтобы стать грамотным, достаточно быть начитанным: много, а главное, систематически читать, расширять словарный запас. Тогда вкупе
с интересом к содержанию срабатывает и зрительная память.

Никто не станет грамотным оттого, что знает все правила и ничего, кроме учебников, не читает. Даже изощрённые приёмы обучения тут не помогут.
Люди пишут «заЯвление» о приёме на работу не потому, что «безударная гласная в корне, ищем проверочные слова», а потому, что сотни раз видели это слово на бланках и не один раз писали его. Причина проблемы - в противоестественной системе обучения грамотности. Она тяжела и скучна для детей и вызывает у них лишь отторжение.

Разумеется, правила тоже нужны, чтобы понимать логику правописания, но сама методика их усвоения должна быть принципиально другой. Для этого в том числе есть мнемонические рифмы. Как запомнить правильное ударение в склонении слова «договОры»? Придумали стих: «Мы не жулики, не вОры, подписали договОры». Для взрослого этого более чем достаточно.

Так как мы чаще всего работаем с корпоративным сектором, я вижу большую проблему не в орфографии с пунктуацией, а в неспособности формулировать мысли, определять уместный стиль общения, писать на живом, человеческом языке, оставаясь при этом в рамках этических норм конкретной среды. Типичных ошибок очень много, и касаются они не только орфографии и пунктуации, но и стилистики, значения употребляемых слов и даже неуместного использования капслока:«Доброго времени суток», «С надеждой на понимание
и быстрый отклик», «договорА», «квАрталы», «попушить», «зафакапить» и так далее.

Повсеместно люди считают устную и письменную речь без ошибок признаком образованности. При этом все в разной степени толерантны. Часть людей считает, что главное - донести мысль, тогда можно простить другие ошибки. Другие уверены, что излишняя эмоциональность, длинные письма и небрежность оформления - явный признак либо неуважения, либо невежества.

Что читать

Марина Королёва

«Чисто по-русски »

Почти настоящий учебник, только написанный доступным языком. Журналист и филолог Марина Королёва разбирает слова и выражения, в которых мы чаще всего делаем ошибки. Правила она сопровождает занятными историями из жизни, чтобы запомнить их можно было быстрее и легче.

Нора Галь

«Слово живое и мёртвое »

Книга, которая внесла значительный вклад в борьбу за чистоту русского языка. Переводчица и редактор Нора Галь разбирает писательские и речевые ошибки, которые мы допускаем, даже не задумываясь. Подойдёт и тем, кто думает, что говорит правильно.

Что читать и смотреть в интернете

Подготовка к диктанту

Оперативно восполнить пробелы в знаниях можно и на сайте «Тотального диктанта». За шесть видеоуроков предлагается вспомнить правила пунктуации при однородных членах и вводных словах; правила написания корней и приставок, частицы «не» с прилагательными, а также другие моменты, на которых чаще всего спотыкаются участники. Для закрепления материала после каждого урока есть несколько коротких заданий.

«10 мифов о русском языке»

Серия материалов «Словарный запас»

Ежемесячные колонки популяризатора русского языка Ксении Турковой, в которых она разбирает важные явления и популярные мемы с точки зрения лексикологии. Например, в последних выпусках можно узнать, как пишется слово «кипеж», а также о появлении «кадыринга» и феномене слова «Шарли».

Лекция Ирины Левонтиной
«Норма и избирательность»

Ещё одна возможность улучшить свой русский - доступные лекции специалистов о тонкостях языка. На этой встрече лингвист Ирина Левонтина говорит о том, насколько по-разному люди воспринимают слова, как меняются языковые нормы и почему слова «сосуля», «кушать» или многие уменьшительно-ласкательные формы так раздражают.

Где учиться в Москве

курс

«Устойчивая грамотность»

Полноценный курс из 12 занятий, на которых слушателям помогут улучшить навыки орфографии и пунктуации. Программа включает в себя два уровня сложности в зависимости от результатов вступительного теста. Участники занимаются по разработанным специально для программы учебникам и рабочим тетрадям, а проходят занятия два или три раза в неделю -
в общем, всё серьёзно.

образовательный центр «Интенсив»

СКОЛЬКО

24 000 рублей

Курс

«Русский без ошибок »

Обучение в «Специалисте» в большей степени посвящено проблемным моментам в русской грамматике: использованию знаков препинания, слитному и раздельному написанию слов, построению словосочетаний и предложений, ошибкам в управлении и родах существительных. Слушателей обещают научить не только грамотной письменной речи, но и устному языку.

центр компьютерного обучения «Специалист»

СКОЛЬКО

3 900 рублей

курс

«Скорая помощь по русскому языку »

Для тех, кто не любил русский в школе и до сих пор не уверен в правильном написании -ться и -тся, есть интенсивный курс школы Capable People. За шесть часов здесь обещают освежить ваши знания и пройтись по самым сложным случаям русской грамматики.

ГДЕ
школа Capable People

CКОЛЬКО
5 000 рублей за одно занятие

Курс

«Русская грамотность »

Ещё одна основательная программа для тех, кто решил всерьёз заняться своей грамотностью. За два месяца здесь обещают рассказать чуть ли не всю школьную программу по орфографии и пунктуации, параллельно развив у слушателей языковое чутьё.

ГДЕ
сеть школ иностранных языков Alibra

СКОЛЬКО
1 600 рублей за одно занятие