Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание Проект типа «Волна»

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание Проект типа «Волна»

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Еще в 19 веке были предприняты первые попытки разместить на подводных лодках ракеты. Идея принадлежит российскому инженеру К. А. Шильдеру. По его проекту на Александровском литейном заводе в марте 1834 года была построена "ракетная" подлодка. Но она так и не была принята на вооружение Российским Императорским флотом. Однако сама идея доставки ракет скрытно на подводных лодках была развита в разработках других военных инженеров. Особенно интересна с этой точки зрения ракета "Синева".

Подводное оружие возмездия

III рейх также пытался реализовать идею запуска ракет с подводной лодки на практике. Так, в центре Пенемюнд летом 1942 года подводную лодку U-511 переоборудовали для этих целей. Для этого ракеты - фугасные мины калибра 280мм и 210 мм - были доработаны.

Также проводились испытания, при которых стрельба производилась с глубин от 9 до 15 метров. При этом максимальная дальность полета ракеты была в пределах 4 км.

Результаты стрельб были настолько успешными, что в отчете по испытаниям была указана возможность нанесения скрытного удара немецкими ПЛ по американскому побережью.

Проект "Волна"

При решении задач по запуску ракет с ПЛ необходимо было учесть много составляющих. К ним относится:

  • ракетная техника;
  • подводное кораблестроение;
  • старт ракеты;
  • управление в полете.

Проект по решению этих задач получил шифр "Волна", и уже в октябре 1948 года инженеру В. Ганину было вручено авторское свидетельство на изобретение. При этом отмечалась возможность запуска ракет из разных положений:

  • горизонтальное,
  • вертикальное,
  • наклонное.

Основой для всех ракет стала первая в мире оперативно-тактическая Р-11. Она обладала рядом преимуществ:

  • длительное нахождение в заправленном состоянии;
  • малые габариты;
  • применение в качестве окислителя компонентов на основе азотной кислоты.

Все это помогло упростить эксплуатацию такого оружия.

Подводный старт, при котором была применена жидкостная ракета Р-21, произошел в СССР. Это было в 1960-х годах. При этом с ПЛ стал возможен с подводных глубин от 40 до 50 метров.

"Синева"

Уникальными возможностями обладает механизм Р-29РМ, который более известен как баллистическая ракета "Синева".

Она позволяла решать несколько задач:

  • коррекция курса по сигналам спутников;
  • траектория полета менялась в зависимости от дальности;
  • способность произвольно назначать боеголовкам различные цели;
  • применение ракеты в условиях Арктики.

Возможность стрельбы с Северного полюса была продемонстрирована в сентябре 2006 года ракетоносцем "Екатеринбург". При пуске была применена ракета "Синева".

Подводная "Тула"

Идея размещения снарядов дальнего радиуса действия на ПЛ была в полной мере воплощена на атомном подводном крейсере "Тула".

Для того чтобы была установлена ракета "Синева" (Р-29 РМУ2), с июня 2000 года по 21 апреля 2004 года "Тула" прошла глубокую модернизацию, которая помогла повысить скрытность ПЛ. Было усовершенствовано радиотехническое вооружение. Также повышена система живучести корабля, которая включает в себя и

"Тула" обладает подводной скоростью 24 узла (44 км/час) при предельной глубине погружения в 650 метров. В автономном плавании она может находиться 90 суток с экипажем в 140 человек.

Вооружение подводной лодки тоже солидное. Помимо баллистической ракеты "Синева" (Р-29 РМУ2) и 16 пусковых установок ПЛ оснащена торпедными аппаратами. Также на борту имеются (9К310).

Для того чтобы иметь представление о габаритах атомной подводной лодки класса "Тула", можно упомянуть еще и наибольшую длину (по КВЛ) - 167,4 метров! Длина футбольного поля, например, 120 метров.

После модернизации АПЛ "Тула" выполнила "Синева" в районе Баренцева моря по целям в экваториальном районе Тихого океана. После преодоления 11 547 км цели были успешно поражены.

Характеристики "Синевы"

Ракета трехступенчатая, выполнена по уплотненной схеме, при которой ступени расположены последовательно. Маршевые двигатели "утопленные" в баки ЖРД, объединенные единой сборкой, при которой баковая система общая.

При массе ракеты в 40,3 т длина составляет 14,8 метров. Для размещения в пусковой шахте ПЛ диаметр доведен до 1,9 м, при этом масса только основной части равняется 2,8 т.

Одной из особенностей ракеты является ее основная головная часть, которая состоит из четырех и десяти блоков. При этом каждый из них обладает индивидуальным наведением.

Если ракеты применяются в неядерном конфликте, то головная часть оснащается осколочно-фугасной боевой начинкой, масса которой составляет около 2 тонн. Такие системы обладают исключительной особенностью - сверхточным поражением целей.

Ракета "Синева", характеристики которой мы рассматриваем, может оснащаться ядерной боевой частью сверхмалых калибров (в 50 т). Это позволяет наносить точечные удары в заданном районе.

"Прицельная" дальность стрельбы

Межконтинентальную ракету "Синева" включили в состав ракетных комплексов Д-9РМ. Они стоят на вооружении АПЛ проекта 667БРДМ (по натовской классификации Delta-IV).

Сам комплекс приняли на промвооружение в 1986 году. Но уже с 1996 по 1999 год выпуск ракет прекратили. А в 1999 году их производство было снова возобновлено в модернизированном варианте.

После усовершенствования дальность полета ракеты "Синева" превысила показатели американских систем подобного класса ("Трайдент-2"), которые могут преодолевать барьер в 11 тысяч километров. Таким запасом по дальности не обладает ни одна ракета в мире.

При этом официально признано, что дальность полета "Синевы" составляет 8 300 км. С каких лодок производились пуски ракет синева?

Главнокомандующим ВМФ России Владимиром Высоцким было сообщено, что ракетами данной модификации вооружаются АПЛ, выполняющие боевое дежурство в Мировом океане. Всего ВМФ России было получено 7 ракетоносцев такого проекта.

"Булава"

Межконтинентальной баллистической ракетой "Булава" предполагается вооружить АПЛ типа "Борей", который имеет в наличии 12 ракетных шахт.

Данную систему по характеристикам унифицировали с наземными ракетными комплексами "Тополь-М". При этом радиус полета "Булавы" достигает 8 000 км, при массе ракеты в 36,8 тонн. Ядерная головная часть имеет разделяющиеся боеголовки. Наклонный старт позволяет производить подводный пуск на "ходу".

По своим и "Синева" очень близки и отличаются только типом маршевого двигателя. У "Булавы" он твердотопливный, а у "Синевы" - жидкостный. При этом нужно отметить, что на заключительной фазе полета ракет "Булава" применяется жидкостный двигатель, что обеспечивает дополнительные возможности по увеличению скорости и маневрированию.

Мирное применение баллистических ракет

По программе конверсии лодочные баллистические ракеты послужили основой для проектирования таких носителей как "Волна" и "Штиль".

Конечно, они проигрывают по своим возможностям "Союзу" и "Протону", однако очень хорошо приспособлены для вывода космического аппарата на низкую околоземную орбиту.

Такие комплексы как "Штиль" и "Волна" получили широкую известность благодаря тому, что они созданы на базе Р-29Р (ракета "Синева").

В 1991-1993 годах подводниками России было произведено три запуска таких ракет на суборбитальные траектории.

Что еще можно отметить интересного? Конверсионные ракеты типа "Синева" попали даже в книгу мировых рекордов Гиннеса, как самая быстрая почта.

7 июня 1995 года с помощью носителя Р-29Р ракета с комплектом научной аппаратуры была запущена российским атомоходом "Рязань". На ее борту также поместили и почтовую корреспонденцию. Через 20 минут, пролетев 9 000 км, капсула успешно была доставлена на Камчатку.

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»
Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.

Это основные данные МБР «Синева», известные из открытых источников. Для сравнения приведем основные характеристики американской ракеты «Трайдент-2», являющейся ближайшим аналогом российского «подводного» меча.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: сайт


Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева" " Владимир Дегтярь: "Мы проводим инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса".

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".

Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.

Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.

Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.

Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.

То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.

Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.

В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.

В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

ОАО "ГРЦ Макеева" как головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, создатель трех поколений морских стратегических ракет, естественно, проводит инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса. Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включение работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").

Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.

Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.

Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falkon" в США.

ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении. В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.

Совсем недавно, 26 апреля 2011 года, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Екатеринбург» из акватории Баренцева моря произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» . Как сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, пуск осуществлён из подводного положения.

В расчётное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона Кура на Камчатке. Пуск произведён по плану проверки надёжности Морских стратегических ядерных сил России. Экипаж подлодки под командованием капитана 1 ранга Игоря Степаненко при выполнении учебно-боевой задачи проявил высокий профессионализм и выучку.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Уже сегодня ракета стала основой Морских стратегических ядерных сил нашей страны. Она обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на современные военно-политические вызовы.

Ракетa «Синева» предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях . В ней реализован ряд новых технических решений. В частности, создана разделяющаяся головная часть с индивидуальным наведением боевых блоков на цели. Также реализована возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей. Кроме того, применена система полной астрокоррекции и значительно повышена точность стрельбы. Плюс к этому созданы высокоскоростные малогабаритные боевые блоки с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.

Основные характеристики МБР «Синева» :
Масса:
— стартовая — 40,3 т;
— максимальная забрасываемая — 2,8 т;
Максимальная дальность стрельбы – 8300 км;
Головная часть – разделяющаяся:
— 8 неуправляемых блоков ЗГ-32 малого класса мощности;
— 4 перспективных блоков среднего класса мощности с усиленными средствами противодействия ПРО;
Точность (предельное отклонение) — 500 м;
Предельная глубина пуска — 55 м;
Система управления – астрорадиоинерциальная;
Количество ступеней – 3 шт.
Длина ракеты — 14,8 м;
Диаметр первой и второй ступени — 1,9 м;
Носители — подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Ракета имеет двухступенчатую компоновочную схему в одном диаметре с жидкостными двигателями первой и второй ступеней , размещёнными в топливных баках, и головную часть (боевую ступень). В качестве энергетической установки первой ступени применён двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух камер рулевого блока, размещённых в кардановых подвесах. На второй ступени применён размещённый в кардановом подвесе однокамерный двигатель.

Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жёсткие связи между ступенями снимаются удлинённым детонирующим зарядом. Боевая ступень состоит из приборного, двигательного и боевого отсеков. Предыдущий успешный пуск «Синевы» был произведён 28 октября 2010 года также из акватории Баренцева моря . Напомним, что ещё в 2007 году Президент России подписал указ о принятии ракетного комплекса «Синева» на вооружение ВМФ. Рекордный по дальности пуск «Синевы» был выполнен АПЛ «Тула» в октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008».

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» , с которого был произведён успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева», относится к третьему поколению атомных подводных лодок:
— полное водоизмещение субмарины — 18.600 тонн,
— длина корпуса — 166 метров,
— диаметр подлодки — 10 метров.

На вооружении подводного ракетоносца 16 баллистических ракет, в носовой части установлены четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом до 12 торпед . Корабль имеет два атомных реактора и две паровые турбины общей мощностью 60.000 лошадиных сил. Силовая установка позволяет атомоходу развивать скорость 24 узла (ориентировочно — 50 км/час). Экипаж — 140 человек.

АПЛ «Екатеринбург» на сегодняшний день — одна из лучших российских подлодок и по техническому оснащению, и по профессионализму и сплочённости экипажа. В ближайшее время также планируется продолжить испытания новейшей российской трёхступенчатой твёрдотопливной ракеты «Булава», которая предназначена для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». Планируется, что в скором времени «Булава» составит основу перспективной группировки Морских стратегических ядерных сил нашей страны.