Меню
Бесплатно
Главная  /  Чесотка  /  Чтение для начинающих читать. Тексты для чтения. Ограничение просмотра TV

Чтение для начинающих читать. Тексты для чтения. Ограничение просмотра TV

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение - довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
- Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.
Л. Толстой

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение - сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
- Дай мне - мой конь.
- Нет, ты мне дай - конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.
Л. Толстой

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ - малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 32 с. (Конфетка).

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Методики обучения

Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: ). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

Важные аспекты:

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.



Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

Важные аспекты:

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО

Жи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое - зо-ло-тое.

Дед бил – бил – не раз-бил.

Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.

Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.

Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:

Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!

Я сне-су вам яич-ко дру-гое,

Не зо-ло-тое – прос-тое!”

МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА

Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла - му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.

По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.

Дай мне,это мой конь.

Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Л. Толстой

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Ма-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.

За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!

Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.

Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”

Пош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!

У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.

В процессе взросления ребенок осваивает важные и полезные навыки. Чтение – один из основополагающих. Психологи рекомендуют учитывать индивидуальные особенности детей. Это поможет понять, готов ли ребенок изучать буквы и пришла ли пора начинать учиться читать по слогам. Для детей разных возрастов требуется индивидуальный подход.

Важно своевременно распознать сигналы готовности к обучению:

  • ребенок создает иллюзию чтения, водит пальцем по тексту;
  • проявляет интерес к книгам, может подолгу их рассматривать;
  • знает все буквы и без труда может их назвать;
  • у него понятная речь;
  • у ребенка большой словарный запас;
  • необходимо индивидуально подходить к малышу с дефектами речи.

Особенности обучения в разном возрасте

В 3-4 года

Ребенок в этом возрасте активный и любознательный и способен усваивать большой объем новой информации за небольшой промежуток времени.

Продуктивное обучению любому навыку должно сочетать в себе:

  1. Интересную форму подачи, т.е. обучение лучше проводить в виде игры. Монотонность и однообразие способно отпугнуть кроху и надолго отбить желание обучаться.
  2. Подбирать задание в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Даже в возрасте 3 лет развитие и способности двух детей могут разительно отличаться. Необходимо подбирать развивающие игры, чтобы они подходили ребенку и не были для него слишком сложными.
  3. Следить за реакцией маленького ученика, чтобы он не перенапрягался.
  4. Учитывать его настроение. Не стоит приступать к обучению, если малыш не настроен на занятия.

В 4-5 лет

Мозг ребенка начинает активно работать и обрабатывать информацию. Ему уже гораздо проще структурировать и анализировать все происходящее вокруг. Обучение также стоит проводить в виде игр, чтобы ребенку было легче и интереснее усваивать новые знания. Маленькому ученику необходимо уметь подолгу сосредотачиваться на занятиях, иначе результат от них будет минимальным.

В 5-6 лет

У ребенка наступает новый этап интеллектуального развития. Он начинает активно проявлять интерес к чтению, потому что сам хочет вникнуть в обучающий процесс.

Ребенок получает больше положительных эмоций от обучения чтению. Мозг маленького человечка активно развивает определенные участки, которые отвечают за внимание, помогает лучше структурировать, анализировать и запоминать информацию.

В 6-7 лет

Взрослым людям не нравится заниматься рутинными делами, которые нагоняют тоску. А ребенку заниматься чем-то скучным просто противопоказано. Занятия должны быть увлекательными и интересными.

Для этого потребуется:

  • обучающий материал с большими буквами;
  • проводить обучение в форме игры;
  • не переутомлять ребенка.

Не стоит брать во внимание только книги, лучше использовать говорящую азбуку, карточки, кубики и другой учебный материал.

Классическое обучение в домашних условиях

Правильное начало

Для того чтобы успешно и результативно обучить ребенка чтению по слогам, необходимо задать правильное начало. Психологи и педиатры советуют действовать определенными методами, чтобы снизить у маленького ученика сопротивление к обучающему процессу.

Среди них:

  1. Проводить занятия, когда у ребенка хорошее настроение и не наблюдается признаков болезни. Это правило относится и к обучающему человеку.
  2. В начале учебы у малыша часто наблюдается быстрое переутомление и сложности с концентрацией внимания. Лучше всего будет сократить время занятий в первые несколько дней.
  3. Золотое правило любого обучения у детей – это игровая подача. Таким образом ребенок учится необходимым вещам в легкой и интересной форме.
  4. Занимаясь с ребенком, не нужно изображать строгого учителя. Подобная форма подачи может навсегда загубить в нем желание получать новые знания.
  5. Кроху обязательно нужно поддерживать и радоваться его успехам. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах и способность быстрее достигать успеха.
  6. Чем больше будет разнообразных игр, тем малышу будет проще и интереснее учится читать по слогам. Для детей также необходимым условием является своевременное переключение с одной игры на другую. Это помогает поддерживать интерес и внимание маленького ученика.

Этапы обучения

  1. Для начала объяснить в игровой форме, что речь состоит из звуков.
  2. Научить ребенка отличать согласные различной твердости (мягкие и твердые). Определять гласную, на которую падает ударение.
  3. Затем маленькому ученику нужно научиться выделять звуки в небольших словах.
  4. В игровой форме показывать букву и произносить ее звуковое обозначение.
  5. Затем вместе с родителями складывать слоги.

Игровые формы изучения букв.

Для детей современный мир предлагает множество различных методик, которые помогают научить читать по слогам.

Чтобы научить ребенка читать по слогам рекомендуется начать с изучения буква. Азбуку лучше покупать для детей 2-3 года, где каждая буква ассоциируется с предметом

Среди них:


Обучение правильному произношению звуков

Обучение лучше разделить на несколько этапов. Это поможет ребенку быстрее научиться правильному произношению.

  1. 1 этап. Направлен на развитие органов, которые участвуют в речи: губы, язык, щеки. На этом этапе осваивают более легкие звуки, т.е. гласные и простые согласные.
  2. 2 этап. Ребенок учится сложным согласным. Как показывает практика, это свистящие и шипящие звуки.
  3. 3 этап. Этому этапу стоит уделить особое внимание, т.к. он является одним из самых сложных при обучении ребенка правильному произношению. На 3 этапе нужно научить правильно произносить сложные звуки (шипящие и свистящие), чтобы малыш их не путал.
  4. 4 этап. Когда маленький ученик научится по отдельности выговаривать сложные звуки, наступает следующий этап. Ребенку нужно будет научиться отделять смешивающиеся звуки, например, [Ш] и [С].

Составление слогов и переход к их произношению

Слоги можно разделить на 3 типа:

  1. Согласная + гласная А . Это самый простой слог для усваивания у ребенка. Например, слоги: МА, БА, ПА и др. Ему нужно объяснить, как составляются слоги, и научиться правильно их читать. Пусть маленький читатель не старается изучить слоги быстро, ведь главное, чтобы он понял суть, и делал это правильно. Со временем он научится делать это гораздо быстрее.
  2. Согласная + другие гласные. Сначала лучше изучить слог с простыми согласными, но другой гласной, кроме [А]. Когда он освоит этот урок, можно перейти к следующему. Чередовать простые согласные со сложными (свистящие и др.) и любой гласной. Например, слоги: ДИ, ЩА, ЧЕ и др.
  3. Слог наоборот. Когда маленький читатель понял суть, педиатры рекомендуют переходить на закрытые слоги. Т.е. слог заканчивается на согласную букву. Например, слоги: ИР, ЯЩ, АР и т. д.

Чтение целых слов

Научиться читать по слогам – промежуточный этап, после которого для детей наступает сложный, но интересный период – чтение целых слов. Чем меньше слов будет попадать в поле зрения ребенка, тем ему будет проще.

  1. Лучше всего будет начать со слов, в которых есть повторяющиеся слоги. Например, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА и т. п.
  2. Далее проще всего у детей воспринимаются слова с повторяющимися (несложными) согласными. Например, МИ-МО и пр.
  3. Потом стоит выбрать различное сочетание слогов, но с простыми согласными. Например, СА-ЛО, КИ-СА и др.
  4. Затем лучше уделить внимание словам с одной сложной согласной. Например, РО-ЩА, ПИ-ЩА и т. п. Далее можно выбрать обе сложные согласные: ЧА-ЩА и пр.

С постепенным увеличением сложности ребенок сможет прочесть даже самые трудные слова.

Обучение беглому чтению

Обучение беглому чтению поможет ребенку научится быстро читать. Текст для занятий важно выбирать в соответствии с возрастом. Необходимо зафиксировать начальный результат, чтобы знать, насколько успешно проходит обучение. Для этого достаточно дать ребенку прочитать текст, предварительно засечь время. В начале тренировок не стоит переутомлять его, будет достаточно 1-2 минут.

  1. Понять смысл. Необходимо, чтобы ребенок мог усваивать и запоминать смысл прочитанного текста. Когда маленький ученик прочитает часть, нужно задать ему вопросы и проверить, понял ли он смысл текста.
  2. На поиски. Начинающему читателю предлагается быстро найти в тексте определенное слово или словосочетание (но это зависит и от возраста ребенка).
  3. Трудная борьба. Специалисты утверждают, что детям сложно дается чтение слов с несколькими согласными подряд. Нужно составить список трудных слов с идущими подряд согласными. Лучше всего ежедневно прорабатывать такие слова, чтобы ребенок не терял сноровку.
  4. Скороговорки. Проговаривание скороговорок помогает улучшить произношение, правильно распределять дыхание, увеличить скорость чтения.

Популярные методики обучения чтению

Кубики Зайцева

Главное отличие методики Зайцева – это единица языка, т.е. склад вместо общепринятого слога. Например, «пи-ро-г» вместо «пи-рог».

Кубики имеют множество особенностей:

  • размер;
  • цвет;
  • количество;

Различия помогают ребенку запомнить определенное правило. Дополнительно к кубикам прилагаются таблицы со складами. Методика Зайцева подходит детям от 3 лет.

Слоговое чтение

Данный метод представляет собой таблицы со слогами. Огромный набор слогов хорош тем, что его невозможное запомнить и заучить, поэтому одну таблицу можно изучать многократно. Слоговое чтение помогает изучить разнообразные слоги и подготовиться к чтению трудных слов.

Метод Глена Домана

Данный метод рекомендуется использовать с 6 месяцев. В наборе находятся карточки со словами, напечатанными красными буквами.
Суть метода в том, чтобы показывать ребенку карточки со словами, проговаривая их четко и ясно . При помощи этой методики ребенок сможет научиться читать, не заучивая слоги и буквы.

Методика Надежды Жуковой

Для этого метода ребенка заранее необходимо познакомить с буквами. Надежда Жукова утверждает, что детям сложнее выделять отдельные звуки и проще выделять слоги. Кроху сначала нужно познакомить с самыми простыми буквами, гласными. Помочь ему понять, что их можно пропеть. Потом нужно объяснить, как складывают 2 гласные буквы, тогда он сможет понять основы сложения слогов.

«Магнитная азбука» Надежды Жуковой поможет ребенку научиться определять на слух, сколько букв и звуков произнесено, и в какой последовательности звучат звуки.

Кубики Чаплыгина

В основе методики лежат динамические кубики. Это соединенные особым способом кубики, которые можно крутить. Поворачивая их, малыш получает новые слова. Из 2 кубиков можно собрать 20 слов, а из 3 кубиков – в 25 раз больше (т.е. 500 разнообразных слов).

Азбука-самоучка

Азбука-самоучка позволяет ребенку выучить алфавит без посторонней помощи. Электронная азбука поможет изучить основу чтения – буквы в игровой форме практически без помощи взрослых.

Видео-уроки обучения чтению

Существует огромное количество видео-уроков как простых, так и замысловатых. Родителям порой сложно выбрать из такого многообразия то, что действительно подойдёт ребенку.

Видео-уроки можно условно разделить:

  • по возрасту;
  • по полу ребенка;
  • по уровню подготовки (начальный, средний, сложный).

Следует подбирать видео-уроки согласно этим параметрам.

В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению:

  • дистанционное обучение;
  • самостоятельное обучение без участия взрослых;
  • легкая доступность;
  • интересный формат обучения;
  • большое разнообразие.

Для успешного обучения важно проявлять:

  • настойчивость;
  • терпение;
  • методичность;
  • внимательность;
  • любовь и заботу.

Не стоит приступать к занятиям с плохим настроением и/или самочувствием. Правило касается как ребенка, так и родителя. Нельзя проявлять при обучении отрицательных эмоций: раздражительность, злость, агрессия. При появлении трудностей в процессе обучения лучше отложить занятия на некоторое время.

Видео на тему: как научить ребенка читать

.:: 21.08.2015

Весь процесс по обучению ребенка чтению можно свести к нескольким этапам, которые необходимо выполнять последовательно. Именно последовательность и регулярность занятий залог успеха.

Методик по обучению много, мы не будем рассматривать их каждую, а приведем свою. Все обучение состоит из трех этапов:

  • 1 этап - выучить буквы, читать звуки
  • 2 этап - выучить слоги, читать слова
  • 3 этап читать книги с разбивкой по слогам

Учим буквы и звуки

Первое - не нагружайте ребенка лишними знаниями. Все, что ему необходимо знать, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные мы можем произносить, просто открыв ротик без язычка - продемонстрируйте. Гласные звуки можно пропеть - продемонстрируйте.

При произношении согласных звуков работает весь ротик. Покажите, как трудиться язычок: Л, Р, Н, К, Т. А как складываются губы: П, М, Щ, Ш, как работают зубки: В, Ф. Разберите каждую буковку.

Объясните, что каждый звук обозначается буквой и её можно написать - продемонстрируйте.

На этом этапе ребенок должен определять, на какой звук начинается любое слово.

Разобрали с произношением звукам, переходим к буквам. Как они пишутся.

Сначала разбираем все гласные. Желательно гласные буквы выделять красным цветом, согласные любым. На данном этапе ребенку необязательно опознавать твердые и мягкие, писать зеленым или синим, лучше всего согласные писать нейтральным черным или коричневым цветом.

Очень удобно использовать для запоминания букв кубики. Причем они могут быть в двух вариантах - кубики деревянные, на которых нарисованы только буквы, гласные красным, согласные зеленым и синим, и кубики пластмассовые с наклеенными картинками.

Настоятельно рекомендую внимательнее выбирать кубики с картинками. Иногда картинки изображают не один предмет, а несколько (иголка и нитка), или один, но с множеством деталей: на букву Я нарисован якорь и корабль на заднем фоне. Или, например, часто на кубиках буква Щ и щука, в то время как у малыша этого возраста ассоциации только с рыбой. Правильнее нарисовать щетку - это понятнее.

Некоторые мамочки расстраиваются, что ребенок не может выучить буквы, и не догадываются, что у малыша в голове каша. Вот почему. Возьмем слово АРБУЗ - самое простое, которое на букву А. А теперь произнесите его с ударением - вы явно услышите ударение на слог БУ. Именно они «отпечатываются» у ребенка в голове.

Поэтому когда учите ребенка буквам, выбирайте те слова, где в изучаемый звук или гласная буква ударные! Это очень важно, но почему-то не уделяется внимания ни в одной методике. Думайте как ребенок, а не родитель - учитель.

  • учим буква А - вместо Арбуза должен быть Аист
  • учим букву М, вместо Машинка - Майка
  • учим К - Конь, а не Корова
  • учим Н - Нос, а не Носорог
  • учим О - Осень, Облако, но не Окно или Оса

Сложно в этом возрасте понять малышу, что мы произносим «Акно» и «Аса», но слова-то на букву О и таковы правила русского языка. Только когда ребенок запомнит звуки в словах, где они ударные, можно искать эти буквы в словах не под ударением.

Важно: все используемые для обучения кубики, азбуки, магнитные наборы и прочий материал, нужно выбирать тщательнее.

Важно: если вашему ребенку трудно дается восприятие букв и звуков, не учите весь алфавит, а выучите сначала только основные: А,О,У,Ы,Э. Из согласных М, Л, П, Б, Д.

Некоторые методики предлагают вначале изучение только звонких согласных, а глухие и шипящие оставить на потом. Это кажется правильным, но мы забываем об индивидуальном подходе. Для ребенка быстрее восприятие той информации, которая окружает его на подсознательном уровне в течение всего дня. Если мальчика зовут Шурик, папу - Жора, бабушку - Таня, то звуки и буквы Т, Ш, Ж, нужно учить наравне с М - мама, Б - баба.

Важно: не путайте ребенка, если учите звуки, издавайте один звук - не МЭ и не ЭМ, а «М». Если ребенок путается, подумайте, насколько удобно к восприятию вы пытаетесь преподать ему информацию.

Учим слоги

Учим слоги с каждой гласной буквой отдельно. 2-3 дня на каждую гласную. Техника:

  1. Взрослый читает - ребенок повторяет.
  2. Вместе прочитываем слог.
  3. Ребенок читает все слоги по порядку.
  4. Взрослый показывает последовательно слоги, ребенок читает так, что получаются простые слова: ДА-ША, МА-ША …
  5. Добавляется лист с согласными. Взрослый показывает, ребенок читает: ДА-Р, ША-Р, ПА-Р…
  6. После отработки слогов с одной гласной, добавляется ещё и пройденные ранее. Взрослый показывает слоги, ребенок читает: МЫ-ЛА, РА-МЫ, МА-ЛЫ-Ш.
  7. Применяем игровые формы:

а) ребенок как бы спасает заколдованные игрушки (куклы, солдатиков). Каждое прочитанное слово - одна игрушка спасена.

б) ребенок читает один слог, взрослый показывает другой, чтобы получилось слово, ребенок читает вторую часть слова.

в) более сложный вариант - наоборот: взрослый показывает и читает первый слог, а ребенок подбирает второй.

Слоги с фиксированной гласной

Одна из самых эффективных методик обучения чтению, когда ребенку демонстрируются слоги, в которых одна и та же гласная и меняется согласная. Например, методика Сергея и Ольги Фединых начинает учить чтению по слогам именно с этого этапа.

Выпишите или распечатайте крупным планом слоги:

Читаем по строкам, пока ребенок не будет выполнять это уверенно. Затем читаем те же слоги, по столбцам. Когда вся таблица будет бегло освоена, переходите к слогам с более сложными гласными Е, Ё, Я, Ю:

Слоги с первой гласной

Только после того, как ребенок освоит чтение слогов, где первая буква согласная, переходите к чтению слогов, где первая буква гласная.

Важно: знаменитый букварь Жукова обучает в другом порядке - там ребенок учит букву и сразу слоги с ней, где согласная первая и вторая. Потом переход к следующей букве. Предложите своему ребенку букварь, если ему так будет понятно - прекрасно, эта методика для вас. Если Жуков «не идет», отложите его в сторону и не пытайтесь читать «обратные» слоги (начинающиеся с гласной).

Если малыш путается, и вместо УВ читает ВУ или вместо АН - НА, спокойно поправляйте. Читайте также по строчкам, затем, когда освоите, по столбцам.

Навык чтения нарабатывается систематическими занятиями, прекращайте заниматься, как только видите, что ребенок стал отвлекаться. На первых порах он может посидеть с вами, повторяя слоги, пять минут или чуть больше. Оптимальная продолжительность занятий 10-15 минут ежедневно. Для ребенка 4-х лет даже 20 минут - уже очень долго. 20 минут отводятся на занятия не требующих серьезного напряжения - лепке, обществознанию, обучающим играм или мультфильмам.

Важно: если у вашего сынишки или дочки не читаются определенные слоги, возможно, в силу того, что он не выговаривает некоторые звуки (Л, Р или шипящие), не используйте их в чтении до тех пор, пока он не будет бегло читать те слоги, которые для него легче.

Читаем простые слова

Когда будут освоены слоги, можно переходить к чтению слов. Самые простые, состоящие из трех букв:

Будет лучше, если слова будут знакомы детям. Например, слова ТЮК или ПИР, хорошо бы знать для расширения словарного запаса, но необязательно. Во время обучения чтению, чем меньше посторонней информации и отвлекающих моментов, тем легче учиться. Все дети разные, кто-то схватывает на лету, а для кого-то это серьезная работа. Мама должна быть чуткой и сама улавливать, насколько напрягается ребенок.

Порядок чтения слов по слогам такой:

  • Чтение слов из трех букв,
  • Чтение простых слов из двух слогов,
  • Чтение слов из трех и более слогов,
  • Чтение простых предложений,
  • Чтение коротких рассказов (несколько связанных предложений) или стихов.

Важно: после того как ребенок научится читать простые слова, не переходите сразу на большие тексты. Для малыша важен результат, он должен осознавать смысл прочитанного, это как награда за труд: прочитал, сделал некое открытие, узнал историю. Но дети 4-5 лет лучше усваивают информацию во время прочтения, состоящую из 4-5 предложений. Читать - совсем не то, что слушать.

Если же перед вами длинная сказка, читайте абзацами. После каждого останавливайтесь и разберите смысл прочитанного.

Читаем книги с разбивкой по слогам

Много хороших книг из серии «мои первые книжки», хорошие тексты в букваре Жукова.

Тексты должны быть простыми, доступными для понимания и без ляпов, нелепостей и глупостей. Помните, что информация из книги непременно запомниться и отложится в памяти.

Прежде чем покупать книги для чтения по слогам, пролистайте, убедитесь, что текст удобный для возраста вашего ребенка.

Качественная литература для малышей из серий «Читаем по слогам» имеет пометку, для какого возраста она предназначена. Для малышей 3 лет - это стишки в два предложения, для 4 лет - стихи и короткие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Маша и медведи». Для детей 5 лет небольшие сказки и рассказы.

Ольга Гришанова (педагог-воспитатель)