Меню
Бесплатно
Главная  /  Лишай у человека  /  Синева оружие. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты. Мирное применение баллистических ракет

Синева оружие. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты. Мирное применение баллистических ракет

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате

Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Главные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней – 3; длина 14,8 м; поперечник 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; поперечник 3-й ступени 1,85 м

Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени

и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) движок 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) движок 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) движок 1-й ступени

Наибольшая дальность стрельбы – 8300 км; точность (радиальное возможное отклонение) – 500 м

Смущение мирового общества можно осознать: наш ВМФ показал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая в особенности трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели значительно меньше, чем из более низких широт. Можно осознать и негодование.

«Запуск баллистических ракет без извещения янки – это прямое нарушение контракта СНВ-1, — гласит заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. – Более того, “потаенный” пуск мог спровоцировать конфликт, прямо до ядерного удара».

Вобщем, по словам профессионалов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает линию движения полета ракеты. «Американцы совершенно точно зафиксировали пуск, и, лицезрев, что ракета идет на Куру, вероятнее всего, успокоились», – считает Виктор Литовкин.

Но прямой провокацией это навряд ли было. Большая часть профессионалов склоняется к тому, что старт оказался обычный тупостью. «Причиной может быть обыденное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к огорчению, уровень подготовки нынешних управляющих Минобороны очень низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто тупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т.д.»

Нас же, как обычно, заинтересовывают не столько политические, сколько технологические нюансы вопроса. Мы попробуем в общих чертах поведать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», либо говоря по-военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) – трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на водянистом горючем и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок личного наведения.

Предшествующая версия

Это новенькая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы тут работал еще сам знаменитый конструктор Виктор Макеев), для пуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ.

Тогда перед разработчиками стояла задачка сделать МБР с наивысшими ТТХ при условии внесения малых конфигураций в конструкцию самой подводной лодки. Потому значимая часть решений была взята от ракеты предшествующего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Но не стоит мыслить, что новенькая ракета стала просто модификацией старенькой.

Это – значительно новый продукт, получивший три ступени, снаряженный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и т.д.. В сопоставлении со собственной предшественницей, она стала практически на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; малость возросла и наибольшая дистанция полета. Размеры ракеты возросли совершенно малость, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Принципиально и то, что ракета вначале готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала располагаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сейчас этих кораблей в составе ВМФ Рф насчитывается 7, любой из их несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем пойдет речь ниже). Они являются основой морской составляющей несчастной «ядерной триады». По последней мере, пока в строй не вошли подлодки последнего поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны располагаться несчастные ракеты «Булава», о которых мы ведали в заметке «Гнев Нептуна».

Последний штришок

Работу над новой модификацией, которая и получила заглавие «Синева», начали в 1999 г. В новейшей модификации немного поменялись размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электрического импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новеньком вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новейшей модификации были сделаны и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Германские спецы окрестили ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные движки первых 2-ух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Движок первой ступени состоит из 2-ух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного управляющего. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания управляющего блока. Движки 2-ой и третьей ступеней – однокамерные.

Корпус 2-ой ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, фронтальное днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и располагаются боевые блоки и движок третьей ступени. Тут же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру корректировки линии движения полета. Корректировка ведется по измерениям координат навигационных звезд и по инфы навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6-7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп сразу всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя любая из их, в согласовании с международными соглашениями, оснащается только 4-мя боеголовками, в принципе можно прирастить это число до 10-ти. Такая модификация была удачно испытана.

Вобщем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров посылает в стан противника неописуемый удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и любая способна убить большой город. Для сопоставления: крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40-50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, наибольшая дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), но на испытаниях в октябре прошедшего года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда далее – до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже далее, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II(11 тыс. км).

Выходит, что снаряженные «Синевой» подлодки могут наносить удар, например, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь тяжело даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, практически, значит, что ракета за минутки забрасывает тяжкий джип на обратную сторону планетки. По этой характеристике – отношению своей массы к массе забрасываемого груза – «Синева» является мировым рекордсменом.

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Совсем недавно, 26 апреля 2011 года, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Екатеринбург» из акватории Баренцева моря произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» . Как сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, пуск осуществлён из подводного положения.

В расчётное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона Кура на Камчатке. Пуск произведён по плану проверки надёжности Морских стратегических ядерных сил России. Экипаж подлодки под командованием капитана 1 ранга Игоря Степаненко при выполнении учебно-боевой задачи проявил высокий профессионализм и выучку.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Уже сегодня ракета стала основой Морских стратегических ядерных сил нашей страны. Она обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на современные военно-политические вызовы.

Ракетa «Синева» предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях . В ней реализован ряд новых технических решений. В частности, создана разделяющаяся головная часть с индивидуальным наведением боевых блоков на цели. Также реализована возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей. Кроме того, применена система полной астрокоррекции и значительно повышена точность стрельбы. Плюс к этому созданы высокоскоростные малогабаритные боевые блоки с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.

Основные характеристики МБР «Синева» :
Масса:
— стартовая — 40,3 т;
— максимальная забрасываемая — 2,8 т;
Максимальная дальность стрельбы – 8300 км;
Головная часть – разделяющаяся:
— 8 неуправляемых блоков ЗГ-32 малого класса мощности;
— 4 перспективных блоков среднего класса мощности с усиленными средствами противодействия ПРО;
Точность (предельное отклонение) — 500 м;
Предельная глубина пуска — 55 м;
Система управления – астрорадиоинерциальная;
Количество ступеней – 3 шт.
Длина ракеты — 14,8 м;
Диаметр первой и второй ступени — 1,9 м;
Носители — подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Ракета имеет двухступенчатую компоновочную схему в одном диаметре с жидкостными двигателями первой и второй ступеней , размещёнными в топливных баках, и головную часть (боевую ступень). В качестве энергетической установки первой ступени применён двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух камер рулевого блока, размещённых в кардановых подвесах. На второй ступени применён размещённый в кардановом подвесе однокамерный двигатель.

Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жёсткие связи между ступенями снимаются удлинённым детонирующим зарядом. Боевая ступень состоит из приборного, двигательного и боевого отсеков. Предыдущий успешный пуск «Синевы» был произведён 28 октября 2010 года также из акватории Баренцева моря . Напомним, что ещё в 2007 году Президент России подписал указ о принятии ракетного комплекса «Синева» на вооружение ВМФ. Рекордный по дальности пуск «Синевы» был выполнен АПЛ «Тула» в октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008».

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» , с которого был произведён успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева», относится к третьему поколению атомных подводных лодок:
— полное водоизмещение субмарины — 18.600 тонн,
— длина корпуса — 166 метров,
— диаметр подлодки — 10 метров.

На вооружении подводного ракетоносца 16 баллистических ракет, в носовой части установлены четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом до 12 торпед . Корабль имеет два атомных реактора и две паровые турбины общей мощностью 60.000 лошадиных сил. Силовая установка позволяет атомоходу развивать скорость 24 узла (ориентировочно — 50 км/час). Экипаж — 140 человек.

АПЛ «Екатеринбург» на сегодняшний день — одна из лучших российских подлодок и по техническому оснащению, и по профессионализму и сплочённости экипажа. В ближайшее время также планируется продолжить испытания новейшей российской трёхступенчатой твёрдотопливной ракеты «Булава», которая предназначена для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». Планируется, что в скором времени «Булава» составит основу перспективной группировки Морских стратегических ядерных сил нашей страны.

Погрузка ракеты 3М-30 “Булава” на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава»

Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки.

Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Тула» и с ракетной подводной лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий» из приполюсного района Северного Ледовитого океана и из акватории Баренцева моря.

«Массогабаритные макеты боевых блоков ракет выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели на полигонах „Чижа“ в Архангельской области и „Кура“ на полуострове Камчатка», - отмечается в сообщении Минобороны России. В ходе пусков подтверждены заданные технические характеристики баллистических ракет подводных лодок и работоспособность всех систем корабельных ракетных комплексов. Череда успешных пусков российских межконтинентальных баллистических ракет морского базирования свидетельствует о высоком технологическом потенциале и государственном стремлении развивать обороннопромышленный комплекс.

Ракета межконтинентальной дальности «Булава»

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности “Булава” (в различных модификациях “Булава-М”, ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 “Булава” / “Булава-30” – SS-NX-32 / SS-N-32) разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор – Ю.С. Соломонов. Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании ракеты использовались результаты наработок по проектам МБР “Курьер”, а также БРПЛ “Барк”.

В 1998 г. после закрытия темы “Барк” и проведения конкурса под эгидой “Роскосмоса” (участники – МИТ и ГРЦ им. Макеева с проектом “Булава-45” главного конструктора Ю.А. Каверина) БРПЛ “Булава” начали проектировать в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету “Булава” ПЛАРБ пр. 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель – В. Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР. В это время головным разработчиком системы управления стало ФГУП “НПО Автоматики им.акад.Н.А. Семихатова” вместе с НПЦ АП им. Пилюгина. В ГРЦ им. Макеева велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса. Разработка зарядов ракеты велась НПО “Алтай” (г. Бийск). Первое испытание двигателей ракеты проведено в 1999 г., а эскизный проект БРПЛ 3М-30 “Булава” защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было решено отказаться от испытательных пусков с погружных стендов. Испытания всех узлов проводились в полном объеме. Баллистические пуски макетов ракет производились на инженерно-испытательном полигоне КБ специального машиностроения в Елизаветинке под Санкт-Петербургом. Положительные результаты испытаний позволили перейти к испытаниям с подводной лодки в надводном положении и подводном положении. Всего в кооперации участвует 620 предприятий. Основное производство БРПЛ развернуто на .

Пуск ракеты “Булава” из подводного положения

Принять ракету на вооружение первоначально планировалось в 2008-2009 гг., но из-за нескольких неудачных пусков было перенесено на 2011-2012 г.г. В итоге БРПЛ Р-30 “Булава” была принята на вооружение ВМФ России в 2013 г. одновременно с подъемом Флага на головной ПЛАРБ К-535 “Юрий Долгорукий” пр.955 “Борей”. Погрузка штатного боекомплекта на головную лодку проекта ожидается в январе 2014 г.

Первый пуск макета ракеты произведен с ПЛАРБ ТК-208 пр. 941 УМ в конце 2003 г. Пуск из подводного положения – с опытной ПЛАРБ пр. 941 УМ “Дмитрий Донской” в Баренцевом море в сентябре 2004 г. С июня 2007 г. начато серийное производство основных узлов ракеты.

ТТХ ракеты и комплекса:

Длина шахты ПЛАРБ – 12.1 м
Длина ракеты с головной секцией – 12.1 м
Длина ракеты без головной секции – 11.5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2.1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) – 2 м
Длина 1-й ступени – 3.8 м

Масса – 36.8 т
Масса 1-й ступени – 18.6 т
Масса забрасываемая – 1150 кг
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) – 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
– 5500 км (в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка)
– 8000 км (по проекту, “Булава-30”)
– 8300 км (по западным данным)
– 9300 км (по официальным данным в пуске на максимальную дальность 2011 г.)
Время полета – 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море – Кура, Камчатка), 22 мин по др. данным
Высота апогея траектории в ходе испытаний – 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску – до 25 шт/год (оценочно)

Ракета оснащена средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им. Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г. Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ, обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником.

Ракета межконтинентальной дальности «Синева»

Р-29РМУ2 «Синева», по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff - российская трехступенчатая жидкостная с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в ракетных комплексах, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Принята на вооружение в 2007 г. Является модификацией комплекса Р-29РМ, принятого на вооружение в 1986 году. В 1996 г. производство этих комплексов было прекращено, но в 1999-2000 гг. возобновлено после модернизации изделия. С 1999 г. велись работы по модификации ракеты под обозначением Р-29РМУ2 «Синева». В 2004 г. завершены летные испытания ракеты. В ходе модернизации за счет уменьшения веса боевого блока был получен дополнительный ресурс по дальности и внедрены средства РЭБ. В 2007 г. Президент России В. В. Путин подписал указ о принятии ракеты на вооружение Военно-Морского Флота.

11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведён запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11 547 км. Таким образом, максимальная дальность «Синевы» превысила максимальную дальность ракеты ВМС США «Трайдент-II» (11 300 км).

24 августа 2019 года с борта атомной подводной лодки «Тула» был проведён успешный запуск ракеты Р-29РМУ2 «Синева». По данным Минобороны, РПКСН «Тула», находясь в приполюсном районе Северного ледовитого океана, запустила ракету «Синева» по полигону «Чижа» в Архангельской области. Массогабаритные макеты боевых блоков ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили учебные цели

Напомним, модификацией баллистической ракеты морского базирования «Синева» является ракета донного базтрования , разработанная Центром имени Макеева в Миассе. Принципиально новым стала платформа для ракеты – транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета могла бы находиться на дне в боевом состоянии несколько десятилетий без какого бы то ни было технического обслуживания. Контейнер с пусковой установкой хранится на дне на глубинах от 300 до 1800 м, оболочка контейнера надежно защищает установку от давления.

Задача скрытности размещения ракеты «Скиф» на боевое дежурство решается просто. Лодка-носитель подходит под водой к заданной точке и сбрасывает контейнер. Монтажных работ не требуется, контейнер просто ложится на дно. В остальном «Скиф» – это, по сути, обычная баллистическая ракета«Синева».

2019-08-24T19:06:07+05:00 lesovoz_69 Защита Отечества Удмуртия ракета Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода в Удмуртии Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава» Сегодня, 24 августа, в России успешно выполнены пуски баллистических ракет морского базирования «Синева» и «Булава». Как сообщили в Министерстве обороны РФ, пуски произведены 24 августа в соответствии с планом боевой подготовки. Согласно источнику, ракеты были выпущены с ракетной подводной лодки стратегического... lesovoz_69 lesovoz_69 lesovoz [email protected] Author Посреди России

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.