Меню
Бесплатно
Главная  /  Папилломы  /  Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание Ракета двойного назначения

Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание Ракета двойного назначения

Атомные крейсера рискуют остаться без ракет.
Фото из книги "Подводные силы России"

В статье Владимира Дворкина «Как ракетчик ракетчику┘» («НВО» № 6, 2009) затронуты вопросы прекращения работ по созданию морского ракетного комплекса Д-19УТТХ и выбора Московского института теплотехники (МИТ) в качестве головного разработчика нового морского ракетного комплекса.

Вместо глубокого, всестороннего и объективного анализа серьезных проблем морской компоненты СЯС нашей страны читатели газеты получили материал объемом в целую полосу, главной целью которого является оправдание ошибочных решений, принятых в конце 1990-х годов в отношении выбора путей развития стратегического ракетного вооружения Военно-Морского Флота с баллистическими ракетами.

А этот вопрос требует серьезного обсуждения, так что разговор о «Булаве» требует необходимо продолжить.

ПРИЧИНЫ – НА ПОВЕРХНОСТИ

Главной причиной прекращения разработки ракетного комплекса Д-19УТТХ Владимир Дворкин считает «неустранимую проблему так называемой размерности БРПЛ и подводного ракетоносца». Передачу задания по созданию морского ракетного комплекса Московскому институту теплотехники объясняет упомянутой «проблемой с размерностью», завуалированным «рядом других причин», а также тем, что МИТ «имел наибольший опыт в СССР и России в разработке высоконадежных твердотопливных ракет».

Следует отметить, что к моменту принятия решения о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ никакой проблемы, тем более неустранимой, с «так называемой размерностью БРПЛ и подводного ракетоносца» не существовало. Все технические вопросы, в том числе самые сложные, связанные с созданием и обеспечением эксплуатации уникального подводного ракетоносца проекта 941 «Акула» и БРПЛ со стартовой массой 90 тонн, были успешно решены в ходе разработки в период 1973–1983 годов ракетного комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39. Была создана система берегового базирования для подводных лодок. Все агрегаты наземного оборудования с традиционного колесного были переведены на железнодорожный ход. Схема прохождения ракет от завода-изготовителя до ПЛ предусматривала бескрановую перегрузку с агрегата на агрегат. Для погрузки ракет на ПЛ было сконструировано новое крановое сооружение с увеличенной грузоподъемностью, в местах базирования появились новые пирсы, хранилища ракет и другое оборудование.

Строительство и развертывание шести ракетоносцев проекта 941 завершилось в 1989 году. При этом в 1988 году был принят на вооружение усовершенствованный ракетный комплекс Д-19У. Никто не отрицает сложности эксплуатации ПЛ проекта 941 «Акула» с ракетным комплексом Д-19. Тем не менее комплексы этого типа безаварийно эксплуатировались на флоте в течение почти двадцати лет. БРПЛ Р-39 и Р-39У оснащались десятью боевыми блоками, их боекомплект на лодках проекта 941 составлял 20 единиц. Таким образом, на ракетах только одной ПЛ размещалось 200 боевых блоков, а потенциал всей группировки ракетоносцев этого типа составлял 1200 боевых блоков.

Это с учетом высоких выходных характеристик ракетного комплекса типа Д-19, определяющих боевую эффективность (межконтинентальная дальность полета, количество и мощность боезарядов, точность стрельбы, размеры зоны разведения боевых блоков и др.), обусловливало значительный вклад группировки ПЛ проекта 941 в потенциал ответного удара стратегических ядерных сил страны и их морской составляющей. Разрабатывавшийся комплекс Д-19УТТХ («Барк») имел улучшенные по сравнению с комплексом Д-19У характеристики и должен был заменить его на ракетоносцах проекта 941. По техническому уровню и боевым возможностям ракета Р-39УТТХ не уступала американской БРПЛ «Трайдент-2».

Однако в 1998 году на этапе летно-конструкторских испытаний было принято решение о прекращении работ по комплексу Д-19УТТХ, техническая готовность которого к этому времени составляла 73%, и разработке вместо него нового ракетного комплекса «Булава-30». Целесообразность такого шага обосновывалась возможностью создания межвидовой ракеты для ВМФ и РВСН и соответственно значительной экономией средств. В связи с заключением в 1993 году Договора СНВ-2, не допускавшего производство и летные испытания МБР наземного базирования, за которыми числится более одного боезаряда, а также ввиду проблематичности создания ракеты, отвечающей требованиям наземного и морского базирования, оказалось, что разрабатываемая ракета РВСН не нужна.

Позднее генконструктор ракеты «Булава» Юрий Соломонов признался, что «о межвидовой ракете говорить пока рано». «Это вопрос, возможно, нескольких десятилетий (! – «НВО»)». Таким образом, основной замысел по созданию межвидовой ракеты, из-за которой были начаты работы по ракетному комплексу «Булава-30», был признан несостоятельным и отвергнут Минобороны РФ. В этих условиях логичным и отвечавшим государственным интересам решением являлась бы передача разработки теперь уже чисто морского ракетного комплекса ГРЦ имени академика В.П.Макеева как головному разработчику всех принятых на вооружение ракетных комплексов с БРПЛ, за исключением первой в стране БРПЛ Р-11ФМ («детище» ОКБ-1 С.П.Королева).

Вопреки здравому смыслу головным разработчиком морского ракетного комплекса был назначен Московский институт теплотехники, отнюдь не специализировавшийся в области конструирования БРПЛ. МИТ занимался твердотопливными МБР наземного базирования и потому, естественно, не имел опыта разработки твердотопливных БРПЛ, которым обладал ГРЦ имени академика В.П.Макеева, на счету которого – твердотопливные БРПЛ Р-39 и Р-39У с полетной надежностью 0,96, аналогичной американской БРПЛ «Трайдент-2». Кроме того, 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил Владимир Дворкин, был назначен головным по военно-научному сопровождению разработки, хотя такими вопросами в части морских ракетных комплексов всегда занимался профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ).

Причины необъяснимых с позиций обычной логики решений лежат на поверхности. Министром обороны в то время являлся Игорь Сергеев, до этого командовавший РВСН, на вооружении которых находились митовские ракеты «Тополь». А 4-й ЦНИИ Минобороны, возглавлявшийся тогда Владимиром Дворкиным, проводил исследования в основном в интересах тех же РВСН. МИТ и 4-й ЦНИИ Минобороны были Игорю Сергееву значительно «ближе», чем ГРЦ имени академика В.П.Макеева и 28-й НИИ Минобороны. В принятии вышеупомянутых решений принимал участие руководивший в ту пору Минэкономики Яков Уринсон, поддерживавший тесные связи с возглавлявшим МИТ Юрием Соломоновым.

ЦЕНА КОНЪЮНКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

Предпринятые в тот период шаги имеют серьезные негативные последствия, сказывающиеся как на сегодняшнем состоянии, так и на дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил России. В результате в связи с разработкой комплекса «Булава-30» остались безоружными ПЛ проекта 941, поскольку было прекращено производство БРПЛ Р-39У. В условиях отсутствия средств на эксплуатацию ракетоносцев была возможна их временная консервация. Однако три уникальные подводные лодки этого проекта разделали на металлолом на средства, выделенные США. Две выведенные в резерв субмарины – «Северсталь» и «Архангельск» – скорее всего ожидает та же участь. Головная ПЛ «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована и в настоящее время используется для испытаний ракеты «Булава».

Использование уникального, находящегося в работоспособном состоянии ракетоносца для испытаний новой ракеты нельзя признать оправданным. Это привело к исключению из потенциала стратегических ядерных сил страны еще двухсот (!) боезарядов современного ракетного комплекса Д-19У. Обычно для испытаний используются специальные подводные стенды и ПЛ устаревших типов. Иначе как разгромом произошедшее с группировкой ПЛ проекта 941 назвать нельзя. Разработка БРПЛ «Булава» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил.

В результате на сегодняшний день мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Первоначально заявленные сроки окончания разработки этого комплекса (2005 год) давно прошли. С учетом отрицательной статистики проведенных летных испытаний дальнейший ход разработки этого комплекса по срокам, конечному результату и необходимому объему финансирования труднопредсказуем. Теперь уже без ракетного вооружения могут оказаться новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые планировалось вооружать комплексом «Булава». Головная ПЛ этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, строятся еще два ракетоносца этого проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Ракета «Булава» по своим тактико-техническим характеристикам уступает американской БРПЛ «Трайдент-1» разработки тридцатилетней давности, не говоря уже о БРПЛ «Трайдент-2» и новой отечественной БРПЛ Р-29РМУ2 («Синева»). Если БРПЛ «Булава» в конце концов полетит и ею вооружат ПЛ проекта 955 «Борей», то группировка, эквивалентная по своему боевому потенциалу ликвидированной группировке ПЛ проекта 941 с комплексом типа Д-19У не сможет быть создана в обозримой перспективе. Вот какова цена ошибочных и в значительной степени конъюнктурных решений, принятых в конце 1990-х годов.

Положение в настоящее время спасает возобновленное серийное производство БРПЛ Р-29РМУ и принятие в 2007 году на вооружение ракеты Р-29РМУ2 («Синева»). Иначе мы рисковали остаться вообще без морской составляющей СЯС. Однако новые носители под БРПЛ «Синева» не строятся, а имеющиеся подлодки будут выведены из боевого состава в недалекой перспективе, поскольку находятся в завершающей стадии эксплуатации.

Таким образом, в морской составляющей СЯС сложилась парадоксальная ситуация. Имеется на вооружении новая БРПЛ «Синева» с наилучшим показателем энергомассового совершенства среди всех отечественных и зарубежных баллистических ракет легкого класса (масса до 105 тонн) наземного и морского базирования, которая скоро окажется без носителей. В то же время строятся новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые могут остаться без ракетного вооружения.

В сложившейся ситуации, усугубляемой экономическим кризисом, нецелесообразно, имея на вооружении БРПЛ «Синева», продолжать рискованное финансирование создания новой баллистической ракеты «Булава», существенно уступающей первой по уровню ТТХ. Необходимый уровень потенциала стратегического сдерживания морской компоненты СЯС на длительную перспективу может быть гарантированно обеспечен путем вооружения модернизированных ПЛ проекта 955 ракетами типа «Синева», обладающими высокой надежностью и эффективностью. Чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем быстрее отечественные морские стратегические ядерные силы выйдут из тупика.

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета (БР) третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV). Ракета принята на вооружение в 1986 г. Первоначальный гарантийный срок в 10 лет после технического освидетельствования был продлен. Выпускается Красноярским машиностроительным заводом.

Масса ракеты составляет 40,3 т, масса головной части - 2,8 т, длина - 14,8 м, диаметр - 1,9 м. Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 м при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 км, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 м. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета «Синева» обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева", в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно ее оснащение осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.


Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска (произведен 6.08.1989 г. с борта подводной лодки К-407, которая в 1997 г. переименована в "Новомосковск").

По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета "Синева" считается лучшей в мире. Для сравнения, если у РСМ-54 этот показатель составляет 46 единиц, то у американской БР морского базирования "Трайдент-1" он составляет 33, а "Трайдент-2" - 37,5.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" - ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 кг.

9 июля 2007 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева". Она разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" и обладает достаточно большим техническим потенциалом, что не раз подтверждалось на практике. Так, 9 сентября 2006 г. атомный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) ВМФ России "Екатеринбург" произвел пуск ракеты "Синева" с Северного полюса в район полигона в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили назначенные цели.

Ракета СМ-54 "Синева", названная немецкими специалистами шедевром морского ракетостроения, по мнению генерального конструктора ГРЦ "КБ имени. В.П. Макеева" Владимира Дегтяря, б удет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 г.

Попытки размещения баллистических ракет на подводных лодках разрабатывались еще с момента создания этих аппаратов. Первый проект был представлен в девятнадцатом веке российским инженером Шильдером. Идея была интересна, но не получила распространения в связи с особенностями конструкции и монтажа. Ракета «Синева» в этом плане стала настоящим прорывом в данной сфере. Рассмотрим ее характеристики, модификации и особенности.

Предназначение

Рассматриваемое оружие позволяет решать несколько стратегических задач:

  1. Корректировать курс по спутниковым сигналам.
  2. Изменять траекторию полета в зависимости от дальности запуска.
  3. Имеется возможность произвольного назначения различных целей для поражения.
  4. Использование орудия в арктических условиях.

Ракета «Синева», обладающая механизмом проекта Р-29РМ в параметрах Северного полюса была запущена в 2006 году с ракетоносца «Екатеринбург».

Основные параметры

Оружие выполнено в виде трехступенчатой ракеты, имеющей уплотненную схему расположения и последовательно размещенных рабочих элементов. Силовые движущие агрегаты помещены в ЖРД резервуары, которые совместимы единой конструкцией с общим баковым узлом.

Ракета «Синева», характеристики которой приведены ниже, имеет вес 40,3 тонны при длине в 14,8 метра. Пусковая шахта в диаметре 1,9 м обладает массой основной части 2800 килограмм. Головная часть ракеты состоит из комплекта четырех и десяти блоков, каждый из которых имеет возможность персонального наведения на цель.

В качестве неядерного заряда может использоваться осколочно-фугасная начинка весом порядка двух тонн. Подобные системы обладают возможностью максимально точного поражения заданных мишеней. В качестве ядерной боеголовки может применяться элемент особо малого калибра, позволяющий прицельно наносить точечные удары по нужным целям.

Дальность поражения

Межконтинентальная стратегическая ракета «Синева» включена в состав ракетных комплексов Д-9РМ, которые состоят на вооружении атомных подводных лодок типа 667БРДМ (натовский аналог - "Дельта-IV").

Сама система принята на вооружение в 1986 году. С 1996 по 1999 г производство было приостановлено, однако в конце 99-го выпуск возобновился в модернизированной версии. Обновленная модификация по дальности полета превысила параметры американского конкурента типа «Трайдент-2». Подобными параметрами не обладают ни одни аналоги в мире. Фактически запас полета составляет порядка 8-11 тысяч километров. Ракеты «Синева» и лайнер, с которого они запускались, считаются одними из самых и высокоточных образцов в мире. Всего в российском ВМФ имеется семь ракетоносцев, рассчитанных на подобное оружие.

Вариант под названием «Тула»

Атомный подводный крейсер «Тула» в 2000-2004 годах прошел глубокую модернизацию. Она была проведена с целью получения возможности размещения на подлодке баллистического оружия межконтинентального действия. Была усилена скрытность судна, повышена система его живучести, усовершенствованно радиотехническое оснащение, проработана система ядерной безопасности. После модернизации, на корабле можно устанавливать и производить пуск ракеты «Синева».

"Тула" имеет подводную крейсерскую скорость 24 узла, или 44 километра в час. Максимальная глубина погружения составляет шесть с половиной сотен метров. Автономно субмарина может работать не менее трех месяцев, имея на борту экипаж количеством 140 человек. Стоит также отметить вооружение лодки, которое включает в себя, кроме рассматриваемых ракет, торпедные аппараты и 16 пусковых установок, а также противозенитный комплекс «Игла». Длина подводного корабля составляет более 167 метров. Испытания ракеты были проведены в акватории Баренцева моря (преодолев 11,5 тысячи километров, заряды успешно поразили намеченные цели).

Ракеты «Синева» - «Булава»: сходство и различие

Этот тип вооружения предназначен для оснащения атомных подводных субмарин типа «Борей». Судно имеет 12 ракетных шахт, приспособлено для использования боевых систем «Тополь-М». При этом пусковые гнезда унифицированы с моделью «Синева».

Дальность полета заряда составляет порядка восьми тысяч метров, а вес - 36800 килограмм. Основная ударная часть включает в себя разделяющиеся боевые головки. Пуск наклонного типа дает возможность выполнить удар на подводном ходу. Ракета «Синева» с «Булавой» обладает схожими параметрами, отличаются они только видом маршевой силовой установки. В первом варианте двигатель имеет жидкостный тип, а во втором случае - представляет собой твердотопливный вариант. Кроме того, «Булава» на финальной стадии дополняется жидким впрыском, что способствует повышению скорости и маневрирования.

Проект типа «Волна»

Пуск баллистических межконтинентальных ракет с подводных лодок требует учета ряда составляющих факторов. Среди них:

  1. Оснащение ракетной техники.
  2. Особенности конструкции субмарины.
  3. Стартовый пуск и контроль полета заряда.
  4. Точность наведения и возможность маневрирования.

Проект «Волна» был создан с целью решения всех указанных проблем. Это направление возглавил конструктор Ганин, который уже в 1984 году получил авторское свидетельство на изобретение. Рассматриваемая ракета могла запускаться в горизонтальной, вертикальной позиции и под наклоненным углом.

Базовой основой для разработки стали ракеты типа Р-11, которые могли долго находиться в заряженном состоянии, не имели больших габаритов, использовали окислительные элементы на основе азота. Подобная конструкция дала возможность упростить транспортировку и эксплуатацию данного оружия. Первый старт подводного заряда этого типа произошел в шестидесятом году прошлого века (СССР). Запуск ракет можно производить с глубины 40-50 метров.

Аналоги

Баллистическая ракета «Синева» стала прямым конкурентом американскому аналогу «Трайдент». Если коснуться истории, то еще власти третьего рейха пытались создать похожее оружие. Особый акцент делался на возможности пуска снарядов с подводных кораблей. Еще в сорок втором году пытались реализовать эту идею на практике. Проводились испытания с лодками типа «Ю-511» в Пемюнде. Глубина при стрельбах составляла от 10 до 15 метров, калибр выпускаемых фугасных снарядов - 210 и 280 миллиметров. Тестирование оказалось вполне успешным, что дало право заявить о возможности скрыто удара по позициям, расположенным на американском побережье.

Особенности

Ракета «Синева», технические характеристики которой рассмотрены выше, по сравнению с ближайшим конкурентом, имеет немаловажное преимущество. Оно заключается в наличии нескольких носителей, способных перемещать и эксплуатировать заряд. Кроме того, она могла транспортироваться на околоземную орбиту.

Рассматриваемая ракета стала рекордсменом Гиннеса, как самая быстрая почтовая доставка (если рассматривать устройство в мирном применении). Например, в 1995 году, комплект аппаратуры, предназначенной для научных целей, был доставлен на дистанцию около девяти тысяч километров, именно при помощи рассматриваемой модели.

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

Мирное использование

Рассматриваемые проекты преимущественно нацелены на военную промышленность. Однако они могут использоваться и в мирных целях. При их помощи можно выводить космические аппараты на низкую околоземную орбиту, а также использовать в качестве скоростной доставки технических средств и корреспонденции на удаленные территории.

Изменить размер текста: A A

9 июля 2017 года исполняется 10 лет со дня выхода Указа Президента России о принятии на вооружение ракеты Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Ракета «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание в мире и является основой морских стратегических ядерных сил России. Сегодня мы рассказываем о том, как началась и реализовалась эта опытная конструкторская разработка.

Смутное время

Так случилось, что в «лихие 90-е» проведение заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин» и серийное изготовление ракет Р-29РМУ разработки АО «ГРЦ Макеева » не были подтверждены годовыми планами и фактическим финансированием. В результате изготовление ракет было остановлено (последняя ракета была отправлена с Красноярского машиностроительного завода на Северный флот в 1993 году).

В апреле 1998 года Министерство обороны выработало предложения о развитии морских стратегических сил, которые сокращали количество ремонтируемых лодок и подтверждали прекращение изготовления ракет Р-29РМУ.

В это время Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева при поддержке Российского космического агентства, в ведение которого в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1998 года были переданы вопросы боевой ракетной техники стратегического назначения, внесли в Совет безопасности РФ предложения о возобновлении производства ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин». Представленные предложения были восприняты с пониманием.

Впоследствии, когда на государственном уровне были приняты предложения Минэкономики и Минобороны о прекращении опытно-конструкторской разработки по теме «Барк», были также приняты предложения ГРЦ и Роскосмоса о возобновлении производства (модернизации) ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов подводных лодок «Дельфин».

В июле 1998 года по результатам рассмотрения предложений ГРЦ и Роскосмоса были даны поручения определить необходимые объемы и сроки дальнейшего производства ракет Р-29РМУ, после чего руководство страны установило порядок и сроки разработки ракеты «Синева» и комплекса, начиная с выпуска авиапроекта.


Благодаря этому решению Россия сохранила морские стратегические ядерные силы в условиях, когда «форсированная» разработка твердотопливной ракеты «Булава» (головной разработчик Московский институт теплотехники) оказалась несостоятельной, поскольку в настоящее время летные испытания ОКР «Булава» все еще не завершены, а ракета находится на третьем году опытно-штатной эксплуатации.

Начало разработки

В октябре 1998 года на совещании предприятий промышленности, ВМФ и Генерального штаба ВС РФ, проведенном на Красноярском машиностроительном заводе, были выработаны предложения о порядке и сроках реализации принятых решений. От ГРЦ в работе совещания, ставшего поистине историческим, принимал участие первый заместитель генерального конструктора В.Г. Дегтярь, который в декабре был назначен генеральным конструктором - начальником ГРЦ им. академика В.П. Макеева. Так началась опытно-конструкторская разработка.

В декабре 1998 года разработаны технические предложения, в которых определялся объем работ по ракете и комплексу. В июле 1999 года Министерством обороны (ВМФ) утверждено тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Синева» и заключен государственный контракт. В ноябре 1999 года выполнен эскизный проект, в январе 2000 года для дальнейшей разработки принят вариант ракеты «существующего типа» (без изменения габаритов ступеней) с четырехблочным оснащением, при сохранении технической возможности применения многоблочной комплектации со средствами противодействия противоракетной обороне.

Возобновление производства стратегических ракет после остановки их серийного производства требует изготовления по действующей документации установочных партий, деталей, узлов, агрегатов и т. д., проведения квалификационных и других необходимых испытаний. В конце 90-х такой путь, соответствующий установленному порядку, стал нереальным. Во-первых, из-за невозможности воспроизводства бортовой аппаратуры системы управления на «старой» элементной базе, вследствие утраты расположенных в «ближнем

зарубежье» производств комплектующих электрорадиоизделий и приборов; по боевым блокам аналогичная проблема была решена заблаговременно проведением опытно-конструкторской работы «Станция». Во-вторых, из-за необходимости замены ряда комплектующих изделий, материалов, заготовок, которые по тем или иным причинам перестали поступать с российских предприятий.

В 1999-м были начаты и в 2000 году в полной мере развернуты работы по возобновлению производства ракет с проведением квалификационных испытаний двигательных установок первой, второй и третьей ступеней. В феврале 2000 года утверждена правительственная «Программа возобновления серийного производства …», определившая финансирование части работ за счет средств Федерального бюджета, направленных на капитальное строительство (заказчик Роскосмос). В апреле 2001 года принято решение о совмещении работ по производству первых товарных партий носителей ракет с изготовлением их в интересах опытно-конструкторской работы «Синева». После успешной защиты эскизного проекта разработана конструкторская документация, а затем в полном объеме была проведена экспериментальная отработка макетов и узлов ракеты.


В 2003 году под руководством государственной комиссии были начаты испытания, которые успешно завершились в июне 2004 года (председатель государственной комиссии - начальник штаба Северного флота, вице-адмирал С.В. Симоненко , технический руководитель - генеральный директор, генеральный конструктор АО «ГРЦ Макеева» В. Г. Дегтярь).

С учетом положительных результатов совместных летных испытаний государственной комиссией подписан «Акт о завершении испытаний», в котором было предложено летные испытания считать завершенными и рекомендовано принять корабельный ракетный комплекс Д-9РМУ2 с ракетой Р-29РМУ2 «Синева» на вооружение ВМФ.

Результаты разработки

В декабре 2004 года итоговый отчет государственной комиссии рассмотрен и одобрен Военно-Морским Флотом и Роскосмосом. Также в декабре совместным решением ВМФ, Роскосмоса, Росатома и Федерального агентства по промышленности был утвержден акт Центральной межведомственной комиссии (председатель - начальник 1077 ВП МО, капитан 1 ранга А.И. Юрчиков), рекомендовавший конструкторскую, эксплуатационную и технологическую документации для серийного производства и эксплуатации.

В результате ОКР «Синева» созданы:

Ракета Р-29РМУ2, как ракета «существующего типа РСМ-54» в терминологии Договора СНВ-1, которая оснащается боевыми блоками среднего класса мощности, разработанными в опытно-конструкторской работе «Станция», и средствами противодействия противоракетной обороне; при этом в бортовой аппаратуре системы управления применена новая (российская) элементная база;

Корабельная цифровая вычислительная система «Арбат -У2», в прототип которой введены: малогабаритное долговременное запоминающее устройство, позволяющее оперативно внедрять любые программные доработки, а также цифровой счетно-решающий прибор; внедрение вновь созданных приборов и устройств позволило использовать на подводной лодке все ракеты типа Р-29РМ при любом их сочетании;

Унифицированная система «малой телеметрии»; средства подготовки технической информации на гибком магнитном диске по боекомплекту ракет; средства подготовки данных для автоматизированного боевого планирования применения ракет; реализованы доработки системы прицеливания и наземного оборудования.

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» так же, как и ее предшественницы, начиная с базовой ракеты Р-29РМ, обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных, морских и сухопутных стратегических ракет и имеет ряд новых реализованных качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы; повышенную точность стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС ) режимах работы системы управления. Оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования в условиях развертывания ракетной обороны. Боевая ступень ракеты и средства противодействия разработаны на основе адаптивно-модульного принципа и предусматривают возможность гибкого реагирования на изменения противоракетной обороны.

Мировой рекорд

Высокие энергетические возможности ракеты Р-29РМУ2 «Синева» были продемонстрированы в испытательных и учебно-боевых пусках в рамках стратегических командно-штабных учений Военно-морского флота «Стабильность-2008», когда в Баренцевом море с борта ракетоносца «Тула » были произведены пуски ракет Р-29РМУ2 «Синева». 11 октября 2008 года состоялось два пуска ракет: на рекордную максимальную дальность в акваторию Тихого океана и по специальной (настильной) траектории с малым подлетным временем по боевому полю «Кура ». Президент РФ Дмитрий Медведев высоко оценил результаты учений на Северном флоте, особо отметив пуск «Синевы» на максимальную дальность стрельбы: «В рамках одного из эпизодов учений состоялся пуск баллистической ракеты «Синева» на дальность полета. В пуске была зафиксирована дальность 11 тыс. 547 км. Это лучший результат, который когда-либо был достигнут при использовании этой баллистической ракеты», - сказал он в ходе беседы с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов » и в заключение подчеркнул: «Это хороший результат, и это означает, что у нашей баллистической ракеты «Синева» есть хорошие перспективы. Практически ни одна ракета такого класса на такое расстояние, на такую дальность еще не летала».

Таким образом, была превышена максимальная дальность стрельбы ракеты ВМС США «Трайдент-2» (11.300 км). Ракета «Синева» обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволила адекватно реагировать на военные вызовы XXI века. Возможности «Синевы» и группировки подводных ракетоносцев «Дельфин» с целью создания запаса прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и долгосрочны.

Ракета двойного назначения

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» явилась примером создания ракеты-носителя двойного назначения. Что это значит? С одной стороны, БРПЛ обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Сегодня эта ракета стала основой морской составляющей стратегических сил России, ею вооружены все ракетоносцы класса «Дельфин» Северо-Западной группировки подводных сил ВМФ. С другой стороны, ГРЦ - один из крупнейших научно-технических центров страны. Его специалисты проводят работы в рамках Федеральной космической программы, участвуют в международных космических программах в качестве партнера ведущих космических агентств Европы и Азии . Ракетный центр обладает значительным научным потенциалом, уникальными технологиями и современной экспериментальной базой.

В рамках использования оборонной тематики в мирных целях АО «ГРЦ Макеева» организует и проводит коммерческие пуски переоборудованных БРПЛ с выведением в космос полезных нагрузок. Завершенными работами в этих направлениях являются запуски с подводных лодок в верхние слои атмосферы экспериментальных и технологических блоков с целью проведения научных исследований, получения новых материалов и биопрепаратов в условиях микрогравитации, а также запуски космических аппаратов в околоземное пространство.

«Гордость Отечества»

В 2008 г. ракета-носитель «Штиль-Синева» стала победителем регионального конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» и была выдвинута на соискание почетного статуса «Гордость Отечества» федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России».

На состоявшейся 24 декабря 2008 года торжественной церемонии, проходившей в резиденции губернатора, представителям АО «ГРЦ Макеева» были вручены Почетный диплом победителя и памятный Знак от губернатора Челябинской области «Лауреат премии по качеству 2008 года в сфере промышленности».

По итогам федерального этапа Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» ракета-носитель «Штиль-Синева» признана лидером в области продукции высокого качества и удостоена почетного статуса «Гордость Отечества». Особая значимость этой награды заключается в том, что лишь единственный вид продукции со всей России получает ее один раз в год. 16 февраля 2009 г. в Москве в рамках работы XV юбилейной научной конференции Академии проблем качества состоялось вручение этой награды. Президент Академии проблем качества Григорий Элькин вручил представителям АО «ГРЦ Макеева» памятный Знак и сертификат почетного статуса «Гордость Отечества».

Организаторами Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» было особо отмечено, что впервые на конкурсе представлена ракета двойного назначения, которая по энергомассовому совершенству опережает иностранные аналоги (американский «Трайдент-2» и французский М-51), а оснащение системой управления с коррекцией траектории по спутникам глобальной навигационной системы ГЛОНАСС обеспечивает ракете повышенную точность.

Награды Родины

Указом Президента Российской Федерации (сентябрь 2010 года) «За большой вклад в разработку и создание специальной техники, и многолетний добросовестный труд» за разработку ракеты и ракетного комплекса «Синева», который будет продолжать оставаться основой морской составляющей стратегических ядерных сил России до 2025 года и далее, были награждены специалисты ГРЦ: орденом Почета - первый заместитель генерального конструктора Ю.С. Телицын и заместитель генерального конструктора Г.В. Додин ; медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: первый заместитель генерального конструктора В.К. Прокофьев , заместитель генерального директора по госзаказам Н.В. Пестерева, заместитель генерального директора по экономике и финансам С.А. Глазырин , заместитель начальника отделения Л. Н. Баранова , начальники отделов Т.В. Белоконная, О.И. Вядро, В.И. Лямкин, С.Н. Мальцев , П.В. Петров , А.Н. Беляков , заместители начальников отделов В.И. Фомин , А.И. Исаков , начальник сектора Е.В. Балдин , начальники групп Н.П. Ерахнович, М.Н. Сибгатуллин , ведущий инженер В. Ф. Волков . Генеральный директор, генеральный конструктор предприятия В.Г. Дегтярь был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов в Правительственной телеграмме от всей души пожелал работникам ГРЦ, удостоенным высоких государственных наград, доброго здоровья, большого личного счастья и дальнейшей плодотворной деятельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Венцом научных разработок стала ракета-носитель «Штиль», созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок «Синева» для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты (далее «Штиль-Синева»). Так, например,

7 июня 1998 года впервые в мире с подводной лодки «Дельфин» из подводного положения переоборудованной ракетой «Штиль-Синева» выведены на орбиту ИСЗ «Tubsat-N» и «Tubsat-N1» разработки Берлинского технического университета, а 26 мая 2006 года такой же ракетой выведен на орбиту космический аппарат «Компас-2», разработанный специалистами ГРЦ в рамках Федеральной космической программы. Аппарат предназначен для отработки методик предсказания землетрясений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С момента принятия на вооружение кооперацией предприятий (АО «ГРЦ Макеева» - головной разработчик, АО «Красмаш» - головной завод-изготовитель) на 1 января 2017 года изготовлено и передано на боевое дежурство Военно-морскому флоту достаточное количество серийных ракет Р-29РМУ2 «Синева» высокого качества. Об этом свидетельствуют результаты практических пусков, выполненных по программе контрольно-серийных испытаний изготовленных партий ракет, учебно-практических пусков по планам боевой подготовки, и особенно пусков, произведенных в рамках стратегических командно-штабных учений Минобороны. За этот период был проведен 21 пуск ракеты «Синева», из которых 20 выполнили полетные задания и доставили полезную нагрузку на боевое поле с высокой точностью.

Отмечу, что основную нагрузку при серийном изготовлении ракет Р-29РМУ2 «Синева» несут коллективы заводов-изготовителей: Красноярского (АО «Красмаш»), Златоустовского (АО «Златмаш»), Миасского (АО «ММЗ») машиностроительных заводов, которые вместе с АО «НИИ «Гермес» в настоящее время включены в интегрированную структуру акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» и вместе с коллективом ГРЦ имеют прямое отношение к почетному статусу «Гордость Отечества», которым удостоена в 2008 году ракета Р-29РМУ2 «Синева», называемая в иностранной печати «шедевром морского ракетостроения».

Подготовлено пресс-службой АО «ГРЦ Макеева».