Меню
Бесплатно
Главная  /  Родинки  /  Роль конкуренции в коммерческой деятельности. Тема vi конкуренция в коммерческой деятельности. Конкуренция как экономическое явление

Роль конкуренции в коммерческой деятельности. Тема vi конкуренция в коммерческой деятельности. Конкуренция как экономическое явление

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Нижегородский филиал

Факультет Экономики и управления

Реферат по предпринимательству

на тему № 21:

«Конкуренция в предпринимательской деятельности»

Выполнил:

студент 5 курса,

группы МЗП 04/2

Строителев А. М.

Проверил:

Горюнов Е.В.

г. Нижний Новгород

Введение

    Определение конкуренции как экономического явления

    Функции конкуренции

    Виды конкуренции

    Совершенная конкуренция

    Несовершенная конкуренция

    Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность

Заключение

Список литературы

Введение

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ - человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов.

1. Конкуренция как экономическое явление

Конкуренция (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией.

«Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

2. Функции конкуренции

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность.

3. Виды конкуренции

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

    Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

    Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

    Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

    Доступность информации

    Контроль над рыночной ценой

Конкуренция на товарном рынке - необходимый элемент рыночного механизма. Конкуренция представляет собой борьбу между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. Конкуренция предполагает, что получение высокой прибыли осуществляется через удовлетворение интересов потребителей. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении: монополистической деятельности на товарных рынках» определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке .

В юридической литературе обозначаются три группы мер, направленных на обеспечение конкуренции.

Во-первых, это стимулирующие меры , направленные на создание и развитие конкуренции посредством их отражения в законодательстве о ценообразовании, инвестиционной деятельности, по регулированию экспорта и импорта.

Во-вторых, ограничительные меры , или меры по ограничению монополизма и доминирующего положения на товарном рынке. Б.И. Пугинский отмечает, что ограничительные меры носят вспомогательный, придаточный характер к задаче развития конкуренции.

В-третьих, меры по защите конкуренции , пресечению действий нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие правонарушения.

Также можно выделять организационные меры , которые должны осуществляться хозяйствующими субъектами для обеспечения конкуренции своих товаров на товарных рынках. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных западных фирм, отечественным компаниям нужно, во-первых, расширяться (введение новых торговых площадей, укрупнение магазинов, совершенствование логистических схем, расширение ассортимента, совершенствование технологий продаж), во-вторых, перестраивать схемы деятельности.

В настоящее время в обеспечении конкуренции на товарных рынках ведущее место занимают ограничительные меры, реализующиеся посредством антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил проведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Важнейшее направление антимонопольного регулирования - формирование антимонопольного законодательства.


Посредством антимонопольного регулирования обеспечиваются ограничение монополистической деятельности на товарных рынках защита от недобросовестной конкуренции.

Базовым документом, регламентирующим вопросы конкуренции, является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Монополистическая деятельность выступает антиподом конкуренции и представляет собой противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции .

Закон о конкуренции определяет две основные формы монополистической деятельности:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

В настоящее время функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства России возложены на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС РФ), действующую на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года. Служба в частности вправе: давать обязательные для исполнения предписания; налагать штрафы; обращаться в суд; устанавливать наличие доминирующего положения; принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов.

Наряду с системой антимонопольных органов в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления. Однако формы и методы их работы в этом направлении пока четко не определены.

Классификация конкуренции по основным признакам: масштабу и характеру развития, выполнению предпосылок конкурентного равновесия рынка, соотношению спроса и предложения. Правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации, ее роль в торговом обороте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие о торговом посредничестве и представительстве. Применение агентского договора в торговом обороте. Обязанности сторон по договорам поручения и комиссии. Специфика дистрибьюторских контрактов. Применение франчайзинга в коммерческой деятельности.

    лекция , добавлен 25.02.2010

    Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность, признаки; характеристика отдельных видов. Правовое регулирование противодействия недобросовестной конкуренции. Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об искажениях конкуренции.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2012

    Понятие и характеристика товарного рынка, а также правовая основа конкуренции между субъектами предпринимательства. Описание недобросовестной конкуренции и правовая защита от нее. Регулирование естественных монополий, этапы развития законодательства.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2016

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    ООО как коммерческая организация. Порядок создания, реорганизации и ликвидации ООО. Имущество, управление. ООО в торговом обороте РФ. Практическое значение общества с ограниченной ответственностью в хозяйственном обороте Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2006

    Понятие и законодательное регулирование конкуренции. Монополистическая деятельность как антипод конкуренции. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Понятие, юридическое содержание конкуренции и ее основные признаки. Характерные особенности монополии и ее разновидности. Действия, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольный орган и его правовой статус.

    Одним из необходимых и значимых условий осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и, соответственно, - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

    Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

    Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

    Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В наших условиях из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

    Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.

    Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

    Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных показателей, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный фактор обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

    Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

    В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

    Во-первых, это собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. Стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

    Во-вторых, это меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

    Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

    Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

    В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

    Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. На Западе дух лидирования, первенства сознательно поддерживается государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. И в России стремление людей к достижению лучших результатов так же должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

    В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

    Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

    Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Она отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

    Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

    В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, должно публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

    В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

    Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

    Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

    Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

    Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

    Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

    1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

    Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках, хотя колонки принадлежат разным собственникам. То же самое можно сказать и про продукты питания. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

    • 2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
    • 3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
    • 4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

    Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

    Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

    Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

    Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

    В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов.

    Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: федеральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Коммерческое предприятие, как правило, встречается с соперничеством других участников рынка, выпускающих и продающих аналогичные товары. Конкуренция - непременное условие современной коммерции и предпринимательства. Су-ществование независимых конкурентов заставляет предпри-нимателя с большим уважением относиться к запросам потре-бителей из опасения, что они станут клиентами конкурентов. В коммерции конкуренция понимается как борьба за потреби-теля, борьба за право данной фирмы продать свой товар и по-лучить максимально возможную прибыль. Конкуренция вы-ступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, расширять ассортимент, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания.
    Монополизм ведет к стагнации, игнорированию реальных интересов потребителей и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического и социального развития. Главная цель конкуренции - получение конкурентного преимущества
    и, по возможности, устранение или хотя бы ослабление со-перника. Многие коммерческие предприятия и организации стремится занять лидирующее положение на рынке, продать как можно больше товаров. Конкурентная борьба на рынке проявляется в форме роста продажи товаров в больших, чем у конкурента количествах, продажи товаров лучшего качества, чем у конкурента, в появлении новых товаров, которыми не располагает конкурент.
    Конкуренция (от лат. сопсиггеге - сталкиваться) пред-ставляет собой механизм соперничества на рынке товаров.
    В процессе конкурентной борьбы каждое предприятие занимает определенное место в иерархической лестнице ком-мерции. Конкуренция может быть весьма ожесточенной, но в то же время она должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы. Конкурентная борьба, как совокупность действий предприятия, направлена на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение конкурента. Присутствие конкурента создает элемент состязательности. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса.
    Коммерческое предприятие, выступающее на рынке, действует в конкурентной среде, т.е. в совокупности незави-симых покупателей и продавцов, обладающих правом и воз-можностью свободно выступать на рынке и покидать его. Конкуренты-продавцы соперничают между собой за право и возможность продать свой товар. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право и возможность купить товар. Это соответствует основным требованиям коммерции. Обычно, чем больше участников рынка при данной емкости рынка, тем острее соперничество между ними. На рынке товаров единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель, который голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. Инструментами конкурентной борьбы в коммерции являются методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое ре-гулирование цен, сервис, технологическое, экономическое и маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара.
    В конкуренции и конкурентной борьбе существуют два важных социально-экономических фактора: ценовая конку-ренция, позволяющая коммерсанту воздействовать на рыночную ситуацию с помощью ценовых рычагов, и неценовая кон-куренция, использующая механизмы рекламы и брендинга, управления качеством и надежностью товаров, сервиса, пре-стижности и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкуренция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разрушительны по свои макрои микроэко-номическим последствиям.
    Однако, цены продолжают в ряде случаев оставаться ору-дием обеспечения конкурентоспособности товара. Продажа нового товара по цене со скидкой, близкой к себестоимости - повсеместная и достаточно распространенная практика. Про-дажа товара по ценам ниже себестоимости, нацеленная на вы-теснение соперника с рынка, называется демпингом и запре-щается антимонопольным законодательством многих стран. В неценовой конкуренции главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара, проявляется связь между ним и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар. Потребитель, как правило, согласен платить дороже за высококачественный, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи проявляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляется.
    В коммерции различаются две формы конкуренции. предметная (внутриотраслевая), которая ведется между фирмами, предлагающими потребителю аналогичные товары, рассчитанные на удовлетворение одних и тех же потребностей, и функциональная (межотраслевая), которая проявляется в борьбе между фирмами и отдельными отраслями, производящими и продающими различные по своему потребительскому назначению товары. Борьба ведется путем повышения уровня конкурентоспособности своего товара или/и улучшения способа реализации.
    Конкурировать между собой могут и монополии (это т.н. монополистическая конкуренция). Монополисты-производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Особой формой предметной конкуренции является олигополистическая конкуренция крупных производите-лей за лучшие, более выгодные условия производства и продажи товара. Важную роль здесь играет переговорный процесс с целью устранения возможности ценовой войны. Обычно достигается договоренность о единых ценах и квотах продаж. Конкуренция проявляется в форме укрепления марки товара, дифференциации потребительских свойств товара, организации сбыта и поставки, сервиса и т.п.
    Когда же на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами (зерно, нефтепродукты, некоторые виды сырья и т.п.), их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Важным фактором такой конкурентной борьбы становится устойчивая, надежная репутация фирмы, сложившаяся в результате неизменно высокого качества и надежности товара, постоянно строго выдерживаемых сроков и условий поставки, системы сбытовых льгот и т.п.
    Каждый товар обладает таким важным для коммерции признаком как качество. Это относится как к самому продукту, так и к процессу обслуживания покупателя товара. Уровень качества товара определяется степенью соответствия тех-нологических свойств и параметров товара установленным стандартам и требованиям покупателей, степенью отражения взглядов и мнений потребителей. Уровень качества товара определяется степенью соответствия технологических свойств и параметров товара установленным нормативным стандартам и требованиям покупателей, степенью отражения взглядов и мнений потребителей.
    Качество - это совокупность свойств и характеристик товара и торгового обслуживания, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предпо-лагаемые потребности.
    Качество товара можно рассматривать как комплекс, ко-торый включает:
    - физические свойства: объем, вес, цвет, срок служб, техно-логические параметры и т.п.;
    - эстетические признаки: дизайн, стайлинг, эргономика, социально-культурный ранг товара, престижность, при-влекательность, доступность и т.п.;
    - экономические характеристики: цену, производительность, затратоемкость и др.).
    - функциональные свойства: отражающие основное предна-значение товара, ради чего он создан.
    К ним примыкает понятие сервиса или сервисного об-служивания. В широком смысле сервис как раз и расшифро-вывается как обслуживание, набор разнообразных услуг в про-цессе продажи или доставки товара. В коммерческой деятель-ности сервис повышает конкурентоспособность товара, сти-мулирует расширение круга продаваемых товаров и т.п.
    Физические, эстетические и экономические свойства то-вара сочетаются с функциональными характеристиками, отра-жающими предназначение товара. Наряду с товаром как та-ковым покупателю продается сервис, набор продажных и по-слепродажных услуг. Чем шире этот набор, тем выше конку-рентоспособность товара. Особым видом товара, который с течением времени расширяет свое присутствие на рынке. яв-ляются информационные технологии.
    В конкурентном анализе осуществляется сравнение по-требительских свойств товаров с помощью квалиметрической системы параметрических индексов. В ходе сопоставлений с конкурирующими товарами качество товара определяется набором потребительских параметров, т.е. признаков, харак-теризующих важнейшие потребительские функции и свойства товара. Каждому параметру товара (как количественному, так и качественному) присваивается определенное число баллов, которое считается эталонным. Параметры делятся на жесткие, которые соответствуют стандартам, т.е. четко регламен-тируемым конструктивным и технологическим признакам, а также его потребительским свойствам и функциям, и мягкие, отражающие эстетические и психологические свойства товара. Степень отклонения каждого параметра от эталонного уровня характеризуется параметрическим индексом, который пред-ставляет собой процентное отношение фактического потре-бительского параметра к эталонной величине (определяемой проектом, государственными стандартами, экспертными оценками и опросами потребителей).
    Параметрический индекс представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, т.е. степень отклонения каждого па-раметра от эталонного уровня.
    В конкурентную борьбу вовлекаются не только продавцы, но и покупатели. Покупатели вступают между собой в конкурентную борьбу, когда объект покупки ограничен и достается покупателю, предлагающему максимально высокую цену. Такая конкуренция ведется на аукционах, торгах, тендерах.
    В последние годы распространенной формой конкурентной борьбы в коммерции стала недобросовестная конкуренция. К ней в частности относится т.н. недружественное поглощение, а иногда попросту криминальный или полукриминальный захват собственности. Нередко она угрожает стабильности экономики. Одной из форм недружественного поглощения (acquisitions) является слияние (mergers), когда из нескольких компаний образуется одна. При этом, как правило, остается одна «приобретающая» компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом.
    Приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций, т.е. происходит смена собственности.
    Процесс слияний и поглощений включает как приобретение полностью или большей части акций компании, так и продажу каких-либо подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. Однако слияния или поглощения носят не только негативный характер, так как обычно при этом происходит модернизация производства, делаются инвестиции.
    В рейдерстве существуют четыре основных способа недружественного захвата предприятия:
    рейдеры скупают 10-15 % акций предприятия, что позволяет принять нужное рейдеру решение, например, сменить руководство;
    в этом случае менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты;
    если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;
    путем оспаривания приватизации, если она происходила незаконным путем.
    К недобросовестной конкуренции относится также распространение ложной и искажающей информации о себе и конкуренте, (в частности приписывание в рекламе собственному товару свойств, которыми он на самом деле не обладает). Запрещается публикация информации, порочащей честь и достоинство конкурента, дискредитирующей его фирменный знак и т.п., наносящей ему коммерческий или моральный ущерб.
    Проявлением недобросовестной конкуренции является получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца, а также все виды коммерческого шпионажа.
    К недобросовестной конкуренции также относятся такие ее формы, как демпинг, т.е. продажа товара по цене ниже себестоимости (если она имеет целью подорвать позиции конкурента на рынке), тайный сговор между участниками торгового процесса (создание тайных картелей), установление дискриминационных цен или коммерческих условий, навязывание клиентам при поставке товаров каких-то ограничений. Законом преследуется самовольное использование торговой марки, названия чужой фирмы, имитация или копирование чужих товаров (особенно исполненных на низком качественном уровне и продаваемых по заниженным ценам), нарушение качества, стандартов и условий поставки.
    В процессе конкурентной борьбы каждая коммерческая фирма выбирает свою определенную стратегию достижения поставленной конкурентной цели.
    Стратегия маркетинга - это комплекс базовых решений и принципов, направленных на достижение генеральной цели рыночного предприятия и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей.
    Стратегия коммерции представляет собой искусство руководства рыночной деятельностью, комплекс основных решений и принципов, вытекающих из расстановки и соотношения сил - коммерческих фирм, занимающихся куплейпродажей товаров. В коммерческой деятельности выделяются три типа стратегии:
    - наступление или атака (обычно расширение объема или совершенствование структуры продажи);
    - оборона (обеспечение стабильности товарооборота, накопление финансовых ресурсов);
    - отступление (сокращение объема продажи, распродажа остатков, постепенный или резкий уход с рынка).
    Выбор стратегии в значительной степени обусловлен сложившейся рыночной ситуацией и имеющимся социальноэкономическим потенциалом, которым может располагать фирма и который зависит от следующих элементов:
    - доли, занимаемой фирмой на рынке;
    - производственных и торгово-сбытовых мощностей;
    - ресурсов товаров определенного качества;
    - товарооборота и его ассортимента за определенный период;
    - прибыли и рентабельности за определенный период;
    - инвестиционного потенциала, окупаемости инвестиций и результатов инновационной деятельности; затрат времени на проектирование нового товара;
    - научно-технического потенциала (наличия ноу-хау), состояния НИОКР;
    - финансово-кредитных ресурсов;
    - трудового потенциала и его эффективности;
    - уровня сервиса.
    Для того, чтобы успешно противостоять конкурентной угрозе, фирма и ее товар должны быть конкурентоспособными. Капитал и производственно-сбытовые или торговые мощности должны быть ориентированы не только на нормальный процесс товародвижения, но и на экстремальные условия, когда предприятию противостоят конкуренты. В заключение следует сказать, что единственным рыночным арбитром в конкурентном споре фирм и товаров является потребитель, который своим кошельком голосует за тот или иной товар/фирму.