Меню
Бесплатно
Главная  /  Педикулез  /  Межконтинентальных баллистических ракет мбр синева. Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Ракета двойного назначения

Межконтинентальных баллистических ракет мбр синева. Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Ракета двойного назначения

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Изменить размер текста: A A

9 июля 2017 года исполняется 10 лет со дня выхода Указа Президента России о принятии на вооружение ракеты Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Ракета «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание в мире и является основой морских стратегических ядерных сил России. Сегодня мы рассказываем о том, как началась и реализовалась эта опытная конструкторская разработка.

Смутное время

Так случилось, что в «лихие 90-е» проведение заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин» и серийное изготовление ракет Р-29РМУ разработки АО «ГРЦ Макеева » не были подтверждены годовыми планами и фактическим финансированием. В результате изготовление ракет было остановлено (последняя ракета была отправлена с Красноярского машиностроительного завода на Северный флот в 1993 году).

В апреле 1998 года Министерство обороны выработало предложения о развитии морских стратегических сил, которые сокращали количество ремонтируемых лодок и подтверждали прекращение изготовления ракет Р-29РМУ.

В это время Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева при поддержке Российского космического агентства, в ведение которого в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1998 года были переданы вопросы боевой ракетной техники стратегического назначения, внесли в Совет безопасности РФ предложения о возобновлении производства ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин». Представленные предложения были восприняты с пониманием.

Впоследствии, когда на государственном уровне были приняты предложения Минэкономики и Минобороны о прекращении опытно-конструкторской разработки по теме «Барк», были также приняты предложения ГРЦ и Роскосмоса о возобновлении производства (модернизации) ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов подводных лодок «Дельфин».

В июле 1998 года по результатам рассмотрения предложений ГРЦ и Роскосмоса были даны поручения определить необходимые объемы и сроки дальнейшего производства ракет Р-29РМУ, после чего руководство страны установило порядок и сроки разработки ракеты «Синева» и комплекса, начиная с выпуска авиапроекта.


Благодаря этому решению Россия сохранила морские стратегические ядерные силы в условиях, когда «форсированная» разработка твердотопливной ракеты «Булава» (головной разработчик Московский институт теплотехники) оказалась несостоятельной, поскольку в настоящее время летные испытания ОКР «Булава» все еще не завершены, а ракета находится на третьем году опытно-штатной эксплуатации.

Начало разработки

В октябре 1998 года на совещании предприятий промышленности, ВМФ и Генерального штаба ВС РФ, проведенном на Красноярском машиностроительном заводе, были выработаны предложения о порядке и сроках реализации принятых решений. От ГРЦ в работе совещания, ставшего поистине историческим, принимал участие первый заместитель генерального конструктора В.Г. Дегтярь, который в декабре был назначен генеральным конструктором - начальником ГРЦ им. академика В.П. Макеева. Так началась опытно-конструкторская разработка.

В декабре 1998 года разработаны технические предложения, в которых определялся объем работ по ракете и комплексу. В июле 1999 года Министерством обороны (ВМФ) утверждено тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Синева» и заключен государственный контракт. В ноябре 1999 года выполнен эскизный проект, в январе 2000 года для дальнейшей разработки принят вариант ракеты «существующего типа» (без изменения габаритов ступеней) с четырехблочным оснащением, при сохранении технической возможности применения многоблочной комплектации со средствами противодействия противоракетной обороне.

Возобновление производства стратегических ракет после остановки их серийного производства требует изготовления по действующей документации установочных партий, деталей, узлов, агрегатов и т. д., проведения квалификационных и других необходимых испытаний. В конце 90-х такой путь, соответствующий установленному порядку, стал нереальным. Во-первых, из-за невозможности воспроизводства бортовой аппаратуры системы управления на «старой» элементной базе, вследствие утраты расположенных в «ближнем

зарубежье» производств комплектующих электрорадиоизделий и приборов; по боевым блокам аналогичная проблема была решена заблаговременно проведением опытно-конструкторской работы «Станция». Во-вторых, из-за необходимости замены ряда комплектующих изделий, материалов, заготовок, которые по тем или иным причинам перестали поступать с российских предприятий.

В 1999-м были начаты и в 2000 году в полной мере развернуты работы по возобновлению производства ракет с проведением квалификационных испытаний двигательных установок первой, второй и третьей ступеней. В феврале 2000 года утверждена правительственная «Программа возобновления серийного производства …», определившая финансирование части работ за счет средств Федерального бюджета, направленных на капитальное строительство (заказчик Роскосмос). В апреле 2001 года принято решение о совмещении работ по производству первых товарных партий носителей ракет с изготовлением их в интересах опытно-конструкторской работы «Синева». После успешной защиты эскизного проекта разработана конструкторская документация, а затем в полном объеме была проведена экспериментальная отработка макетов и узлов ракеты.


В 2003 году под руководством государственной комиссии были начаты испытания, которые успешно завершились в июне 2004 года (председатель государственной комиссии - начальник штаба Северного флота, вице-адмирал С.В. Симоненко , технический руководитель - генеральный директор, генеральный конструктор АО «ГРЦ Макеева» В. Г. Дегтярь).

С учетом положительных результатов совместных летных испытаний государственной комиссией подписан «Акт о завершении испытаний», в котором было предложено летные испытания считать завершенными и рекомендовано принять корабельный ракетный комплекс Д-9РМУ2 с ракетой Р-29РМУ2 «Синева» на вооружение ВМФ.

Результаты разработки

В декабре 2004 года итоговый отчет государственной комиссии рассмотрен и одобрен Военно-Морским Флотом и Роскосмосом. Также в декабре совместным решением ВМФ, Роскосмоса, Росатома и Федерального агентства по промышленности был утвержден акт Центральной межведомственной комиссии (председатель - начальник 1077 ВП МО, капитан 1 ранга А.И. Юрчиков), рекомендовавший конструкторскую, эксплуатационную и технологическую документации для серийного производства и эксплуатации.

В результате ОКР «Синева» созданы:

Ракета Р-29РМУ2, как ракета «существующего типа РСМ-54» в терминологии Договора СНВ-1, которая оснащается боевыми блоками среднего класса мощности, разработанными в опытно-конструкторской работе «Станция», и средствами противодействия противоракетной обороне; при этом в бортовой аппаратуре системы управления применена новая (российская) элементная база;

Корабельная цифровая вычислительная система «Арбат -У2», в прототип которой введены: малогабаритное долговременное запоминающее устройство, позволяющее оперативно внедрять любые программные доработки, а также цифровой счетно-решающий прибор; внедрение вновь созданных приборов и устройств позволило использовать на подводной лодке все ракеты типа Р-29РМ при любом их сочетании;

Унифицированная система «малой телеметрии»; средства подготовки технической информации на гибком магнитном диске по боекомплекту ракет; средства подготовки данных для автоматизированного боевого планирования применения ракет; реализованы доработки системы прицеливания и наземного оборудования.

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» так же, как и ее предшественницы, начиная с базовой ракеты Р-29РМ, обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных, морских и сухопутных стратегических ракет и имеет ряд новых реализованных качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы; повышенную точность стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС ) режимах работы системы управления. Оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования в условиях развертывания ракетной обороны. Боевая ступень ракеты и средства противодействия разработаны на основе адаптивно-модульного принципа и предусматривают возможность гибкого реагирования на изменения противоракетной обороны.

Мировой рекорд

Высокие энергетические возможности ракеты Р-29РМУ2 «Синева» были продемонстрированы в испытательных и учебно-боевых пусках в рамках стратегических командно-штабных учений Военно-морского флота «Стабильность-2008», когда в Баренцевом море с борта ракетоносца «Тула » были произведены пуски ракет Р-29РМУ2 «Синева». 11 октября 2008 года состоялось два пуска ракет: на рекордную максимальную дальность в акваторию Тихого океана и по специальной (настильной) траектории с малым подлетным временем по боевому полю «Кура ». Президент РФ Дмитрий Медведев высоко оценил результаты учений на Северном флоте, особо отметив пуск «Синевы» на максимальную дальность стрельбы: «В рамках одного из эпизодов учений состоялся пуск баллистической ракеты «Синева» на дальность полета. В пуске была зафиксирована дальность 11 тыс. 547 км. Это лучший результат, который когда-либо был достигнут при использовании этой баллистической ракеты», - сказал он в ходе беседы с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов » и в заключение подчеркнул: «Это хороший результат, и это означает, что у нашей баллистической ракеты «Синева» есть хорошие перспективы. Практически ни одна ракета такого класса на такое расстояние, на такую дальность еще не летала».

Таким образом, была превышена максимальная дальность стрельбы ракеты ВМС США «Трайдент-2» (11.300 км). Ракета «Синева» обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволила адекватно реагировать на военные вызовы XXI века. Возможности «Синевы» и группировки подводных ракетоносцев «Дельфин» с целью создания запаса прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и долгосрочны.

Ракета двойного назначения

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» явилась примером создания ракеты-носителя двойного назначения. Что это значит? С одной стороны, БРПЛ обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Сегодня эта ракета стала основой морской составляющей стратегических сил России, ею вооружены все ракетоносцы класса «Дельфин» Северо-Западной группировки подводных сил ВМФ. С другой стороны, ГРЦ - один из крупнейших научно-технических центров страны. Его специалисты проводят работы в рамках Федеральной космической программы, участвуют в международных космических программах в качестве партнера ведущих космических агентств Европы и Азии . Ракетный центр обладает значительным научным потенциалом, уникальными технологиями и современной экспериментальной базой.

В рамках использования оборонной тематики в мирных целях АО «ГРЦ Макеева» организует и проводит коммерческие пуски переоборудованных БРПЛ с выведением в космос полезных нагрузок. Завершенными работами в этих направлениях являются запуски с подводных лодок в верхние слои атмосферы экспериментальных и технологических блоков с целью проведения научных исследований, получения новых материалов и биопрепаратов в условиях микрогравитации, а также запуски космических аппаратов в околоземное пространство.

«Гордость Отечества»

В 2008 г. ракета-носитель «Штиль-Синева» стала победителем регионального конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» и была выдвинута на соискание почетного статуса «Гордость Отечества» федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России».

На состоявшейся 24 декабря 2008 года торжественной церемонии, проходившей в резиденции губернатора, представителям АО «ГРЦ Макеева» были вручены Почетный диплом победителя и памятный Знак от губернатора Челябинской области «Лауреат премии по качеству 2008 года в сфере промышленности».

По итогам федерального этапа Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» ракета-носитель «Штиль-Синева» признана лидером в области продукции высокого качества и удостоена почетного статуса «Гордость Отечества». Особая значимость этой награды заключается в том, что лишь единственный вид продукции со всей России получает ее один раз в год. 16 февраля 2009 г. в Москве в рамках работы XV юбилейной научной конференции Академии проблем качества состоялось вручение этой награды. Президент Академии проблем качества Григорий Элькин вручил представителям АО «ГРЦ Макеева» памятный Знак и сертификат почетного статуса «Гордость Отечества».

Организаторами Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» было особо отмечено, что впервые на конкурсе представлена ракета двойного назначения, которая по энергомассовому совершенству опережает иностранные аналоги (американский «Трайдент-2» и французский М-51), а оснащение системой управления с коррекцией траектории по спутникам глобальной навигационной системы ГЛОНАСС обеспечивает ракете повышенную точность.

Награды Родины

Указом Президента Российской Федерации (сентябрь 2010 года) «За большой вклад в разработку и создание специальной техники, и многолетний добросовестный труд» за разработку ракеты и ракетного комплекса «Синева», который будет продолжать оставаться основой морской составляющей стратегических ядерных сил России до 2025 года и далее, были награждены специалисты ГРЦ: орденом Почета - первый заместитель генерального конструктора Ю.С. Телицын и заместитель генерального конструктора Г.В. Додин ; медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: первый заместитель генерального конструктора В.К. Прокофьев , заместитель генерального директора по госзаказам Н.В. Пестерева, заместитель генерального директора по экономике и финансам С.А. Глазырин , заместитель начальника отделения Л. Н. Баранова , начальники отделов Т.В. Белоконная, О.И. Вядро, В.И. Лямкин, С.Н. Мальцев , П.В. Петров , А.Н. Беляков , заместители начальников отделов В.И. Фомин , А.И. Исаков , начальник сектора Е.В. Балдин , начальники групп Н.П. Ерахнович, М.Н. Сибгатуллин , ведущий инженер В. Ф. Волков . Генеральный директор, генеральный конструктор предприятия В.Г. Дегтярь был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов в Правительственной телеграмме от всей души пожелал работникам ГРЦ, удостоенным высоких государственных наград, доброго здоровья, большого личного счастья и дальнейшей плодотворной деятельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Венцом научных разработок стала ракета-носитель «Штиль», созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок «Синева» для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты (далее «Штиль-Синева»). Так, например,

7 июня 1998 года впервые в мире с подводной лодки «Дельфин» из подводного положения переоборудованной ракетой «Штиль-Синева» выведены на орбиту ИСЗ «Tubsat-N» и «Tubsat-N1» разработки Берлинского технического университета, а 26 мая 2006 года такой же ракетой выведен на орбиту космический аппарат «Компас-2», разработанный специалистами ГРЦ в рамках Федеральной космической программы. Аппарат предназначен для отработки методик предсказания землетрясений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С момента принятия на вооружение кооперацией предприятий (АО «ГРЦ Макеева» - головной разработчик, АО «Красмаш» - головной завод-изготовитель) на 1 января 2017 года изготовлено и передано на боевое дежурство Военно-морскому флоту достаточное количество серийных ракет Р-29РМУ2 «Синева» высокого качества. Об этом свидетельствуют результаты практических пусков, выполненных по программе контрольно-серийных испытаний изготовленных партий ракет, учебно-практических пусков по планам боевой подготовки, и особенно пусков, произведенных в рамках стратегических командно-штабных учений Минобороны. За этот период был проведен 21 пуск ракеты «Синева», из которых 20 выполнили полетные задания и доставили полезную нагрузку на боевое поле с высокой точностью.

Отмечу, что основную нагрузку при серийном изготовлении ракет Р-29РМУ2 «Синева» несут коллективы заводов-изготовителей: Красноярского (АО «Красмаш»), Златоустовского (АО «Златмаш»), Миасского (АО «ММЗ») машиностроительных заводов, которые вместе с АО «НИИ «Гермес» в настоящее время включены в интегрированную структуру акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» и вместе с коллективом ГРЦ имеют прямое отношение к почетному статусу «Гордость Отечества», которым удостоена в 2008 году ракета Р-29РМУ2 «Синева», называемая в иностранной печати «шедевром морского ракетостроения».

Подготовлено пресс-службой АО «ГРЦ Макеева».

2 апреля 2014 года ВМФ России принял на вооружение новую баллистическую ракету подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Ракета была принята на вооружение в начале 2014 года; ей планируется оснащать стратегические атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Программа летных испытаний баллистической ракеты «Лайнер» завершилась в октябре 2011 года. В общей сложности были произведены два испытательных пуска ракеты: 20 мая и 29 сентября 2011 года. Они были признаны успешными. Как ожидается, в составе вооружения подводных лодок проекта «Дельфин» новые «Лайнеры» будут использоваться наравне с модернизированными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева».

Здоровая конкуренция среди ведущих КБ и предприятий нашей «оборонки» сохранилась и вопреки прогнозам скептиков дает реальные плоды. Подтверждением тому стал факт принятия на вооружение стратегических подводных сил России принципиально усовершенствованного комплекса с ракетой «Лайнер».

Это сенсационное по сути событие прошло незамеченным, и только на сайте Государственного ракетного центра имени Макеева появилось лаконичное сообщение о том, что «комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 «Лайнер» принят на вооружение». Президент России, говорится в сообщении, уже подписал соответствующее распоряжение.

За развитием этой темы, получившей, как и сама ракета, интригующее название «Лайнер», мы следим, по меньшей мере, три последних года. Первое упоминание прошло в «РГ» в мае 2011-го, когда произвели пробный пуск ракеты. Тогда мои собеседники на Урале (в ГРЦ Макеева в Миассе и в ядерном центре в Снежинске), имевшие прямое отношение к этой разработке, просили не погружаться в детали и на вопросы отвечали уклончиво, только самыми общими словами. С одной стороны, боялись сглазить собственное дитя, с другой — не хотели разжигать подозрения, что эта работа затеяна в пику непредсказуемой «Булаве»…

Состоявшийся вскоре после этого разговор «на понимание» с генеральным директором — генеральным конструктором ракетного центра в Миассе Владимиром Григорьевичем Дегтярем тоже надолго лег «под сукно». И только теперь, когда на официальном сайте ГРЦ сказано о «Лайнере» как о завершенной разработке, пришла пора назвать все сделанное своими именами.

По словам Владимира Дегтяря, опытно-конструкторские работы по теме «Лайнер» велись на базе ракеты-носителя «Синева», которую ГРЦ сдал на вооружение ВМФ в 2007 году. Сконструированная на Урале и произведенная на Красноярском машиностроительном заводе МБР «Синева» работает на жидком топливе — в отличие от твердотопливной «Булавы» Московского института теплотехники и Воткинского машзавода (Республика Удмуртия).

Твердое ракетное топливо априори считается наиболее подходящим для использования на флоте. И долгое время американцы в этом нас превосходили. Однако на Урале, где еще в начале 80-х годов прошлого века сумели-таки создать 90-тонную твердотопливную ракету для самых больших в мире подводных лодок проекта 941 «Тайфун», не переставали заниматься совершенствованием конструкции и технологии производства морских баллистических ракет на жидких компонентах топлива.

Предназначенная для вооружения стратегических подводных лодок типа «Брянск», «Екатерингбург», «Карелия» (проект 667 БДРМ «Дельфин»), уральская «Синева» с красноярским паспортом оказалась весьма перспективным детищем. Неоспоримым ее преимуществом стал тот факт, что ракета изготовлялась на заводе в Красноярске в готовом — капсулированном — виде и не требовала манипуляций с топливом перед загрузкой в ракетную шахту подлодки. Сократилось и время предстартовой подготовки уже непосредственно на корабле.

При этом, как отмечают и наши, и зарубежные эксперты, 40-тонная «Синева» на жидком топливе по своим энергомассовым характеристикам (а это прежде всего соотношение стартовой массы к весу и дальности забрасываемой полезной нагрузки) превосходит все современные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции.

Из открытых источников известно, что «Синева» несет в своей боевой части четыре ядерных блока средней мощности. Для опытно-конструкторской работы «Лайнер» первая и вторая ступени ракеты были взяты серийные — с «Синевы». А вот боевое оснащение (боевая ступень) — новые, сделаны специально под «Лайнер» и позволяют установить до десяти боевых блоков среднего и малого класса мощности, а также средства преодоления ПРО. Причем такие средства, которые существенно отличаются от тех, что есть на «Синеве». Была доработана система управления, реализованы различные виды траекторий.

Как отмечается в сообщении на сайте ГРЦ, «Лайнер» имеет ряд новых качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков, применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и в астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления…

Иными словами, официально принятая на вооружение новая ракета обладает не только наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет. Наделенная возможностью смешанной комплектации боевых блоков различного класса мощности, она и по боевому оснащению не уступает (в условиях договора СНВ-3) ракетной системе «Трайденту-2″ на американских подлодках. А в сравнении с нашей же «Булавой» позволяет устанавливать не шесть, а десять или даже 12 боевых блоков.

Многовариантность боевого оснащения ракеты «Лайнер», уверяют ее создатели, позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием противоракетных системы или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

- «Лайнер», — резюмировал, избегая деталей, академик Владимир Дегтярь, — это уже совершенно новые возможности, которые адаптированы к системам ПРО — существующим и тем, что могут появиться в перспективе.

Развернутое интервью с генеральным директором — генеральным конструктором ГРЦ Макеева В.Г. Дегтярем мы планируем опубликовать в ближайшее время.

Р-29РМУ2 РСМ-54 «Синева»

Досье «РГ»

ОАО «ГРЦ Макеева» является головным разработчиком жидкостных и твердотопливных морских ракетных комплексов стратегического назначения для ВМФ. С начала таких работ создано 8 базовых ракет и 18 их модификаций, которые составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил СССР и России. Всего изготовлено около 4000 современных серийных морских ракет, более 1200 отстреляно. В настоящее время в эксплуатации находятся ракетные комплексы с БРПЛ Р-29РКУ2 («Станция-2), Р-29РМУ2 («Синева») — ими оснащены атомные подводные лодки стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах. В 2008 году МБР «Синева» установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет — свыше 11,5 тысячи километров.

По неофициальным сведениям, стоимость модернизации уже находящихся на вооружении ракет «Синева» по проекту «Лайнер» может составлять от 40 до 60 миллионов рублей. Какие средства потребуются дополнительно для усовершенствования систем управления ракетным комплексом и ракетной стрельбой на самой подлодке, не сообщается.

Уточненная таблица перспективных замен

667БДРМ «Дельфин» 955 «Борей»
Годы постройки 1984-1990 2008-2017
Годы службы 1984-2030* 2012-2060*
Построено или планируется построить 7 8**
Длина (метров) 167,4 170
Ширина (метров) 11,7 13,5
Подводное водоизмещение (тонн) 18200 24000
Глубина погружения 400 450
Экипаж 140 107
Автономность (суток) 80 90
Ракетных шахт 16 16***
Тип ракет Р-29РМУ2 «Синева» или Р-29РМУ2.1 «Лайнер» Р-30 «Булава-30″
Дальность поражения ракетами (километров) 8300-11500 8000
* — предполагаемая дата списания последней подлодки

** — возможно увеличение заказа до десяти единиц

*** — четвертая и последующие подлодки будут построены по проекту 955А и получат по 20 шахт

Технические характеристики Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

  • Гарантированный срок службы, лет — 18-20
  • Количество ступеней, шт. — 3
  • Двигатели — ЖРД на всех ступенях
  • Длина, м. — 15
  • Диаметр, м. — 1,9
  • Стартовая масса, т. – 40,3
  • Забрасываемая масса, кг. – до 2000
  • Максимальная дальность, км. — 8300 — 11 500
  • Тип головной части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН), ядерная
  • Типы БЧ вариант 1 — 12 х РГЧ ИН малой мощности без комплекса средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 2 — 10 х РГЧ ИН малой мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 3 — 8 х РГЧ ИН малой мощности с усиленным комплексом средств преодоления ПРО
  • Типы БЧ вариант 4 — 4 х РГЧ ИН средней мощности с комплексом средств преодоления ПРО
  • Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Еще в 19 веке были предприняты первые попытки разместить на подводных лодках ракеты. Идея принадлежит российскому инженеру К. А. Шильдеру. По его проекту на Александровском литейном заводе в марте 1834 года была построена "ракетная" подлодка. Но она так и не была принята на вооружение Российским Императорским флотом. Однако сама идея доставки ракет скрытно на подводных лодках была развита в разработках других военных инженеров. Особенно интересна с этой точки зрения ракета "Синева".

Подводное оружие возмездия

III рейх также пытался реализовать идею запуска ракет с подводной лодки на практике. Так, в центре Пенемюнд летом 1942 года подводную лодку U-511 переоборудовали для этих целей. Для этого ракеты - фугасные мины калибра 280мм и 210 мм - были доработаны.

Также проводились испытания, при которых стрельба производилась с глубин от 9 до 15 метров. При этом максимальная дальность полета ракеты была в пределах 4 км.

Результаты стрельб были настолько успешными, что в отчете по испытаниям была указана возможность нанесения скрытного удара немецкими ПЛ по американскому побережью.

Проект "Волна"

При решении задач по запуску ракет с ПЛ необходимо было учесть много составляющих. К ним относится:

  • ракетная техника;
  • подводное кораблестроение;
  • старт ракеты;
  • управление в полете.

Проект по решению этих задач получил шифр "Волна", и уже в октябре 1948 года инженеру В. Ганину было вручено авторское свидетельство на изобретение. При этом отмечалась возможность запуска ракет из разных положений:

  • горизонтальное,
  • вертикальное,
  • наклонное.

Основой для всех ракет стала первая в мире оперативно-тактическая Р-11. Она обладала рядом преимуществ:

  • длительное нахождение в заправленном состоянии;
  • малые габариты;
  • применение в качестве окислителя компонентов на основе азотной кислоты.

Все это помогло упростить эксплуатацию такого оружия.

Подводный старт, при котором была применена жидкостная ракета Р-21, произошел в СССР. Это было в 1960-х годах. При этом с ПЛ стал возможен с подводных глубин от 40 до 50 метров.

"Синева"

Уникальными возможностями обладает механизм Р-29РМ, который более известен как баллистическая ракета "Синева".

Она позволяла решать несколько задач:

  • коррекция курса по сигналам спутников;
  • траектория полета менялась в зависимости от дальности;
  • способность произвольно назначать боеголовкам различные цели;
  • применение ракеты в условиях Арктики.

Возможность стрельбы с Северного полюса была продемонстрирована в сентябре 2006 года ракетоносцем "Екатеринбург". При пуске была применена ракета "Синева".

Подводная "Тула"

Идея размещения снарядов дальнего радиуса действия на ПЛ была в полной мере воплощена на атомном подводном крейсере "Тула".

Для того чтобы была установлена ракета "Синева" (Р-29 РМУ2), с июня 2000 года по 21 апреля 2004 года "Тула" прошла глубокую модернизацию, которая помогла повысить скрытность ПЛ. Было усовершенствовано радиотехническое вооружение. Также повышена система живучести корабля, которая включает в себя и

"Тула" обладает подводной скоростью 24 узла (44 км/час) при предельной глубине погружения в 650 метров. В автономном плавании она может находиться 90 суток с экипажем в 140 человек.

Вооружение подводной лодки тоже солидное. Помимо баллистической ракеты "Синева" (Р-29 РМУ2) и 16 пусковых установок ПЛ оснащена торпедными аппаратами. Также на борту имеются (9К310).

Для того чтобы иметь представление о габаритах атомной подводной лодки класса "Тула", можно упомянуть еще и наибольшую длину (по КВЛ) - 167,4 метров! Длина футбольного поля, например, 120 метров.

После модернизации АПЛ "Тула" выполнила "Синева" в районе Баренцева моря по целям в экваториальном районе Тихого океана. После преодоления 11 547 км цели были успешно поражены.

Характеристики "Синевы"

Ракета трехступенчатая, выполнена по уплотненной схеме, при которой ступени расположены последовательно. Маршевые двигатели "утопленные" в баки ЖРД, объединенные единой сборкой, при которой баковая система общая.

При массе ракеты в 40,3 т длина составляет 14,8 метров. Для размещения в пусковой шахте ПЛ диаметр доведен до 1,9 м, при этом масса только основной части равняется 2,8 т.

Одной из особенностей ракеты является ее основная головная часть, которая состоит из четырех и десяти блоков. При этом каждый из них обладает индивидуальным наведением.

Если ракеты применяются в неядерном конфликте, то головная часть оснащается осколочно-фугасной боевой начинкой, масса которой составляет около 2 тонн. Такие системы обладают исключительной особенностью - сверхточным поражением целей.

Ракета "Синева", характеристики которой мы рассматриваем, может оснащаться ядерной боевой частью сверхмалых калибров (в 50 т). Это позволяет наносить точечные удары в заданном районе.

"Прицельная" дальность стрельбы

Межконтинентальную ракету "Синева" включили в состав ракетных комплексов Д-9РМ. Они стоят на вооружении АПЛ проекта 667БРДМ (по натовской классификации Delta-IV).

Сам комплекс приняли на промвооружение в 1986 году. Но уже с 1996 по 1999 год выпуск ракет прекратили. А в 1999 году их производство было снова возобновлено в модернизированном варианте.

После усовершенствования дальность полета ракеты "Синева" превысила показатели американских систем подобного класса ("Трайдент-2"), которые могут преодолевать барьер в 11 тысяч километров. Таким запасом по дальности не обладает ни одна ракета в мире.

При этом официально признано, что дальность полета "Синевы" составляет 8 300 км. С каких лодок производились пуски ракет синева?

Главнокомандующим ВМФ России Владимиром Высоцким было сообщено, что ракетами данной модификации вооружаются АПЛ, выполняющие боевое дежурство в Мировом океане. Всего ВМФ России было получено 7 ракетоносцев такого проекта.

"Булава"

Межконтинентальной баллистической ракетой "Булава" предполагается вооружить АПЛ типа "Борей", который имеет в наличии 12 ракетных шахт.

Данную систему по характеристикам унифицировали с наземными ракетными комплексами "Тополь-М". При этом радиус полета "Булавы" достигает 8 000 км, при массе ракеты в 36,8 тонн. Ядерная головная часть имеет разделяющиеся боеголовки. Наклонный старт позволяет производить подводный пуск на "ходу".

По своим и "Синева" очень близки и отличаются только типом маршевого двигателя. У "Булавы" он твердотопливный, а у "Синевы" - жидкостный. При этом нужно отметить, что на заключительной фазе полета ракет "Булава" применяется жидкостный двигатель, что обеспечивает дополнительные возможности по увеличению скорости и маневрированию.

Мирное применение баллистических ракет

По программе конверсии лодочные баллистические ракеты послужили основой для проектирования таких носителей как "Волна" и "Штиль".

Конечно, они проигрывают по своим возможностям "Союзу" и "Протону", однако очень хорошо приспособлены для вывода космического аппарата на низкую околоземную орбиту.

Такие комплексы как "Штиль" и "Волна" получили широкую известность благодаря тому, что они созданы на базе Р-29Р (ракета "Синева").

В 1991-1993 годах подводниками России было произведено три запуска таких ракет на суборбитальные траектории.

Что еще можно отметить интересного? Конверсионные ракеты типа "Синева" попали даже в книгу мировых рекордов Гиннеса, как самая быстрая почта.

7 июня 1995 года с помощью носителя Р-29Р ракета с комплектом научной аппаратуры была запущена российским атомоходом "Рязань". На ее борту также поместили и почтовую корреспонденцию. Через 20 минут, пролетев 9 000 км, капсула успешно была доставлена на Камчатку.

Генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева" " Владимир Дегтярь: "Мы проводим инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса".

Ответственные задачи в рамках Государственной программы вооружений решает одно из ведущих предприятий российской ракетной промышленности - ОАО "Государственный ракетный центр (ГРЦ) Макеева" (Миасс, Челябинская область). Об основных его разработках в области стратегических ракетных комплексов с баллистическими ракетами морского и наземного базирования в интересах ВМФ и РВСН, а также ракетно-космических комплексов "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ГРЦ Макеева", член-корреспондент РАН Владимир ДЕГТЯРЬ.

- Владимир Григорьевич, не так давно осуществлён очередной успешный пуск стратегической ракеты морского базирования "Синева" разработки и производства ГРЦ Макеева. Какие задачи ставились во время этого пуска?

5 ноября 2014 года в 9:30 мск из акватории Баренцева моря с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Тула" из подводного положения был осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева". Пуск был выполнен по планам учебно-боевой подготовки и совмещен с выполнением других работ в интересах министерства обороны. Все задачи, поставленные перед ОАО "ГРЦ Макеева", выполнены, и это, бесспорно, очередной заслуженный успех кооперации предприятий промышленности и ВМФ.

Ранее сообщалось, что принятая на вооружение в 2007 году морская ракета "Синева" обладает большим модернизационным потенциалом. Ведутся ли работы по развитию этого носителя?

Действительно, модернизационный потенциал у морской ракеты "Синева" большой, что и показала проведенная в ГРЦ разработка и комплекса новой морской ракеты "Лайнер", выполненная в интересах министерства обороны. По энергомассовому совершенству ракета "Лайнер" превосходит все современные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, Соединенных Штатов и Франции, а по боевому оснащению не уступает (в условиях СНВ-3) американскому "Трайденту-2".

Ракета "Лайнер" может быть оснащена смешанной комплектацией боевых блоков различного класса мощности. В январе 2014 года распоряжением президента РФ комплекс ракетного оружия Д-9РМУ2.1 с ракетой Р-29РМУ2.1 "Лайнер" принят на вооружение.

Ракета "Лайнер", обладая наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных морских и сухопутных стратегических ракет, имеет ряд новых качеств. Это увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС) режимах работы системы управления. Предусмотрено несколько вариантов боевого оснащения российской ракеты "Лайнер": десять боевых блоков малого класса мощности со средствами противодействия ПРО; восемь боевых блоков малого класса мощности с более эффективными средствами противодействия ПРО; четыре боевых блока среднего класса мощности со средствами противодействия ПРО. Многовариантность боевого оснащения позволит адекватно реагировать на изменения внешнеполитической обстановки, связанной с развертыванием системы противоракетной обороны или договорными ограничениями по количеству боезарядов.

В 2008 году "Синева" установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет - свыше 11,5 тыс. км. Планируется ли в будущем улучшить этот показатель?

Модернизационный потенциал и высокие энергетические возможности ракеты и комплекса "Синева" были продемонстрированы в 2008 году в ходе проведения президентских стрельб пуском на дальность более 11 тыс. км по акватории в Тихом океане. Цель пусков морских ракет в мирное время обусловлена решением определенных задач. Во-первых, это контрольно-серийные отстрелы, во-вторых, отработка новых технических решений, в-третьих, обучение личного состава подводных лодок. Что же касается установления "мировых рекордов", то это, скорее, приятное дополнение к суровым будням подводников.

Если же говорить шире о совокупном результате пусков ракет, то это, разумеется, не только доставка боевых блоков в заданный район. Это и подтверждение значимости научного и производственно-технологического потенциала ГРЦ и предприятий кооперации, отечественной ракетно-космической отрасли в целом; убедительное доказательство нашей способности реализовать любые задачи по развитию стратегических вооружений и обеспечению, тем самым, надежной защиты нашей Родины в далеко непростой современной военно-политической обстановке.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу ответить так: технические возможности обновления "мирового рекорда" у морских ракет "Синева" и "Лайнер" имеются.

Ведётся ли работа по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов РСМ-52 и РСМ-54? До какого года могут они находиться на боевом дежурстве в составе ВМФ России?

В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя - в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.

ГРЦ Макеева определено головным разработчиком перспективной тяжёлой жидкостной ракеты наземного базирования, которая должна заменить в группировке РВСН ракеты РС-20В "Воевода". На каком этапе находится эта работа?

В соответствии с договором между министерством обороны РФ и ОАО "ГРЦ Макеева" выполняется опытно-конструкторская работа по созданию стратегического ракетного комплекса наземного шахтного базирования. Выполнен первый этап работ - разработка и защита эскизного проекта. Ведется разработка конструкторской и технологической документации, идет изготовление материальной части опытных образцов и проведение экспериментальной отработки.

Головным заводом-изготовителем ракеты выбран ОАО "Красмаш", к традиционной кооперации ОАО "ГРЦ Макеева" добавился ряд новых исполнителей. Финансирование опытно-конструкторской работы идет в полном объеме в соответствии с договором.

То, что новая задача по формированию облика стратегических ядерных сил сдерживания, связанная с разработкой перспективной тяжёлой ракеты наземного базирования, поручена руководством страны Государственному ракетному центру, является подтверждением высокого научно-технического потенциала предприятия, его авторитета крупнейшего научно-конструкторского центра России по разработке ракетно-космической техники.

С вводом в боевой состав ВМФ РФ перспективных подводных лодок "Борей" основу ударной группировки АПЛ составят твердотопливные ракеты "Булава" разработки Московского института теплотехники. Означает ли это, что ГРЦ Макеева не будет больше заниматься работами по прежней своей основной тематике - баллистическим ракетам морского базирования?

Ракету "Булава" для подводных лодок "Борей" разрабатывал Московский институт теплотехники, ОАО "ГРЦ Макеева" является головным разработчиком корабельного боевого стартового комплекса 3Р-21, обеспечивающего пуск этой ракеты из-под воды и надводного положения и состоящего из корабельного комплекса систем управления, системы защиты комплекса, функционального комплекса, системы управления функциональным комплексом и т.д.

Комплекс 3Р-21 предназначен для обеспечения условий хранения, предпусковой подготовки и пуска "Булавы", в том числе при залповой работе от одного до полного боекомплекта при любых погодных условиях.

В комплексе 3Р-21 впервые, по сравнению с аналогичными комплексами предыдущих поколений, внедрены передовые решения, позволившие значительно повысить его технические и эксплуатационные характеристики. Это централизованная система электропитания; единая информационная система; унифицированные вычислительные средства; автоматическое перенацеливание; программное обеспечение анализа документируемой информации; волоконно-оптическая линия передачи специальной информации; новые методы поддержания температуры хранения ракеты "Булава"; арматура с однопозиционными органами управления.

В процессе строительства ракетных подводных крейсеров проекта "Борей" ОАО "ГРЦ Макеева" с кооперацией предприятий обеспечило изготовление, поставку, шеф-монтажные и пусконаладочные работы комплекса 3Р-21, а также техническое сопровождение и участие в работах с комплексом при проведении швартовных, заводских и государственных испытаний ракетных подводных крейсеров. ГРЦ Макеева проводит работы по размещению и изготовлению комплекса 3Р-21 для ракетного подводного крейсера проекта "Борей-А".

ОАО "ГРЦ Макеева" как головной разработчик жидкостных и твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами, создатель трех поколений морских стратегических ракет, естественно, проводит инициативные проработки по созданию перспективного стратегического морского ракетного комплекса. Создание нового комплекса - процесс длительный и затратный, который требует осознания военно-политическим руководством страны необходимости разработки такого комплекса, включение работ по его разработке в Государственную программу вооружения, выдачу министерству обороны технического задания на его конкурсную разработку, проведение конкурса и определение победителя. В настоящее время в заинтересованных органах ведется обсуждение по включению работ по перспективному морскому комплексу в Государственную программу вооружения.

Ранее ГРЦ Макеева активно занимался дооборудованием существующих баллистических ракет подводных лодок в космические носители. В частности, ракеты Р-29Р и Р-29РМ дооборудовались в космические ракеты "Штиль" и "Волна". Продолжается ли этот проект?

Государственным ракетным центром с 2001 года проводятся запуски экспериментальных аппаратов для отработки в условиях реального космического полета перспективных технологий. Совместно с ВМФ было проведено более десяти запусков исследовательских космических аппаратов дооборудованными ракетами в конце сроков их эксплуатации. И сегодня возможно выполнение таких задач с помощью ракет Р-29РМ ("Штиль") и Р-29Р ("Волна").

Это является следствием высокой адаптивности наших ракет, которая позволяет проводить разнообразные эксперименты в космическом пространстве. У нас есть предложения от иностранных и отечественных фирм на проведение научно-исследовательских запусков. Уверен, что с приходом в министерство обороны новой команды, а также благодаря прошедшим за последнее время реорганизациям в ракетно-космической отрасли, такие запуски будут продолжены.

Продолжаются ли работы по реализации проекта авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт", который был в свое время поддержан научно-техническим советом Роскосмоса?

Продолжаются. Надо отметить, что создание такого комплекса обеспечило бы поддержание многофункциональности и рациональной взаимозаменяемости систем средств выведения для достижения гарантированного независимого доступа в космос в целях национальной безопасности и расширило возможности представления услуг на мировом рынке. Закономерно, что инвесторы, которые готовы участвовать в проекте, поднимают вопрос о подтверждении его технической реализации.

Учитывая, что одной из сложнейших технических задач является десантирование стотонной ракеты с самолета, для исключения технического риска и расширения возможностей по привлечению инвесторов на начальной фазе реализации программы проводятся проектно-конструкторские работы по отработке основной инновационной составляющей проекта - новой технологии высотного десантирования ракеты ("Демонстратор технологии"). Планируется обеспечить в натурных условиях сброс с самолета габаритно-массового макета ракеты, что при положительном результате будет убедительным аргументом в пользу реализации проекта. А выполнить этот этап мы бы хотели в рамках частно-государственного партнерства, о котором сейчас много говорится, но конкретных результатов, к сожалению, мало.

Оптимизма мы не теряем, и работа с потенциальными заказчиками пусковых услуг авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" нами проводится. Подписаны меморандумы о намерениях с компанией SSTL (Великобритания), ОНВ-Systems (ФРГ), японскими фирмами "Мицубиси электрик", "Ай Эйч Ай Корпорейшн" о запуске полезных нагрузок. Также подписаны двухсторонние протоколы о возможности базирования авиационного ракетного комплекса космического назначения "Воздушный старт" на авиабазах острова Биак (Индонезия) и Камрань (Вьетнам), максимально приближенных к экватору, что увеличивает возможности по выводу космических аппаратов на геостационарную орбиту.

- Ведется ли разработка ракеты-носителя тяжелого класса "Россиянка" с многоразовой первой ступенью?

Для решения задач снижения удельной стоимости выведения и уменьшения количества зон падения, предусмотренных ФКП на 2006-2015 годы, ГРЦ Макеева в 2007 году были разработаны материалы по ракете космического назначения "Россиянка" с многоразовой первой ступенью. Отличительной особенностью предлагаемого варианта ракеты космического назначения является способ возвращения в район космодрома и приземления многоразовой первой ступени путем повторного запуска штатных жидкостных ракетных двигателей ступени (ракетная схема многоразовости), для чего в баках предусматривается необходимый запас топлива. Впоследствии такое техническое решение подтверждено созданием и отработкой многоразовой первой ступени ракеты космического назначения "Falkon" в США.

ОАО "ГРЦ Макеева" продолжило работы в этом направлении. В 2013 году при разработке проекта "Облик - ГРЦ" была предложена модернизация одноразовой первой ступени ракеты космического назначения тяжелого класса в многоразовую путем установки на ступени дополнительных узлов и агрегатов, обеспечивающих ее многоразовое применение. В 2014 году при разработке материалов "Облик-ЛК-ГРЦ" по рассмотрению вариантов ракеты космического назначения легкого и сверхлегкого классов предложен, в том числе, вариант ракеты сверхлегкого класса с многоразовой первой ступенью по схеме космической ракеты "Россиянка". Одновременно предусматривается выполнение такой ступенью роли демонстратора ключевых технологий, предшествуя разработке ракеты космического назначения тяжелого и сверхтяжелого классов с многоразовой первой ступенью.

В ГРЦ Макеева в свое время была разработана универсальная малогабаритная космическая платформа, на базе которой созданы космические аппараты "Компас" и "Компас-2", предназначенные для краткосрочных прогнозов землетрясений с использованием космических средств. Продолжаются ли работы по этой теме?

Государственный ракетный центр принимает участие в различных конкурсах по созданию спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, используя полученный опыт создания космического аппарата "Компас". В свое время были выпущены системные проекты в интересах Узбекистана, Южной Кореи, по заказу Федерального космического агентства. Практического продолжения эти работы не получили, но мы готовы участвовать в таких проектах, как по предоставлению средств выведения космических аппаратов (ракеты-носители семейства "Штиль", создаваемые путем дооборудования серийно используемых БРПЛ РСМ-54), так и в создании космических аппаратов различного назначения на базе платформы "Компас", либо ее модификации.