Меню
Бесплатно
Главная  /  Педикулез  /  Кислотные дожди: причины и последствия. Внеклассное мероприятие. Викторина "Тайна звезд" На какой планете дожди из серной кислоты

Кислотные дожди: причины и последствия. Внеклассное мероприятие. Викторина "Тайна звезд" На какой планете дожди из серной кислоты

Люди часто недовольны погодой. Лето, осень, зима, весна — никакое время года не может угодить землянам по-настоящему. Сегодня мы расскажем о погоде на других планетах — и, возможно, вам больше понравится климат в своем регионе.

Наблюдения за другими планетами ведутся с помощью наземных и орбитальных телескопов, в том числе инфракрасных и радиотелескопов. Особенно много данных удалось собрать с помощью автоматической обсерватории «Хаббл», работающей на орбите вокруг Земли с 1990 года. Для изучения планет в Солнечной системе и за ее пределами в космос отправляются беспилотные разведчики: автономные космические аппараты и станции. Эти современные машины гораздо точнее, чем Гидрометцентр на Земле, могут определить космическую погоду.

Меркурий

Хотя атмосферы у Меркурия нет вовсе, климат здесь, все же, имеется. И создает его, конечно, обжигающая близость Солнца. А поскольку воздух и вода не могут эффективно переносить тепло с одной части планеты на другую, здесь встречаются поистине смертоносные перепады температуры.
На дневной стороне Меркурия поверхность может прогреваться до 430°С - достаточно, чтобы расплавилось олово, а на ночной - опускаться до -180°С . На фоне ужасающей жары рядом, на дне некоторых кратеров так холодно, что в этой вечной тени миллионы лет сохраняется грязноватый лед.

Ось вращения Меркурия не наклонена, как у Земли, а строго перпендикулярна орбите. Поэтому сменой сезонов здесь не полюбуешься: одна и та же погода стоит круглый год. Вдобавок к этому и день на планете длится примерно полтора наших года.

Венера и кислотные дожди

По-настоящему жаркий климат на Венере — землеподобной планете, которая так похожа на нашу размерами, силой тяжести и составом. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь облачный слой, из-за этого на Венере всегда полумрак, зато молнии сверкают в два раза чаще, чем на Земле (явление получило название «электрический дракон Венеры»). Еще одно явление, которое могло бы напугать, случись оно на Земле, — вирга: из облаков серной кислоты струятся кислотные дожди, но до поверхности они не долетают, испаряясь из-за жары. Исследования Венеры стали возможны лишь с появлением радиолокационных методов, позволяющих проникнуть сквозь облака.


Атмосфера Венеры невероятно плотна, неспокойна и агрессивна. Состоя по большей части из углекислого газа, она поглощает больше солнечной энергии, чем тот же Меркурий, хотя находится от Солнца намного дальше него. Из-за чрезвычайно плотных облаков и озонового слоя создается парниковый эффект, поэтому на планете, почти не меняясь с течением года, температура держится в районе 480°С. Добавьте сюда атмосферное давление, в 92 раза больше, чем на Земле, которое на Земле можно получить разве что погрузившись в океан на километровую глубину, и Вы вряд ли захотите здесь оказаться.

Но это еще не вся правда о скверном характере красавицы. На поверхности Венеры беспрерывно извергаются мощнейшие вулканы, наполняя атмосферу сажей и соединениями серы, которые быстро превращаются в серную кислоту. Да, на этой планете идут кислотные дожди - причем действительно кислотные, которые легко оставили бы раны на коже и разъели фототехнику туристов.

Впрочем, туристы не смогли бы здесь даже выпрямиться, чтобы сделать снимок: атмосфера Венеры вращается гораздо быстрее ее самой. На Земле воздух огибает планету почти за год, на Венере - за четыре часа, порождая постоянный ветер ураганной силы. Неудивительно, что до сих пор даже специально подготовленные космические аппараты не смогли просуществовать дольше нескольких минут в этом отвратительном климате.

Марс.

Атмосфера Марса, снимок получен искусственным спутником «Викинг» в 1976. Слева виден «кратер-смайлик» Галле.

Увлекательные находки, которые сделаны на Красной планете за последние годы, показывают, что в далеком прошлом Марс был совсем другим. Миллиарды лет назад это была влажная планета с неплохой атмосферой и обширными водоемами. Кое-где на нем остались следы древней береговой линии - но это всё: сегодня сюда лучше не попадать. Современный Марс - это голая и мертвая ледяная пустыня, по которой то и дело проносятся мощные пылевые бури.

Плотной атмосферы, которая могла бы удерживать тепло и воду, на планете давно нет. Как она исчезла, еще не очень понятно, но скорее всего, Марс просто не обладает достаточной «притягательной силой»: примерно вдвое меньше Земли, он обладает почти втрое меньшей гравитацией.

В итоге на полюсах здесь царит глубокий холод и сохраняются полярные шапки, состоящие, в основном, из «сухого снега» - замерзшего углекислого газа. Стоит признать, что близ экватора температура днем может быть очень комфортной, около 20О°С. Но, впрочем, ночью она все равно упадет на несколько десятков градусов ниже нуля.

Несмотря на откровенно слабую атмосферу Марса, снеговые бури у его полюсов и пылевые в остальных частях - вовсе не редкость. Самумы, хамсины и прочие изнурительные пустынные ветры, несущие мириады всепроникающих и колючих песчинок, ветры, с которыми на Земле сталкиваются лишь в некоторых регионах, здесь могут охватить всю планету, на несколько дней сделав ее совершенно нефотографируемой.

Юпитер — планета ураганов.

Чтобы оценить масштаб юпитерианских штормов, даже мощного телескопа не требуется. Самый внушительный из них - Большое красное пятно - не утихает уже несколько столетий, а размеры имеет втрое больше всей нашей Земли. Впрочем, и он скоро может потерять положение долговременного лидера. Несколько лет назад астрономы обнаружили на Юпитере новый вихрь - Овал ВА, который пока не достигает размеров Большого красного пятна, но растет угрожающе быстро.

Нет, Юпитер вряд ли привлечет даже любителей экстремального отдыха. Ураганные ветры здесь дуют постоянно, они охватывают всю планету, двигаясь со скоростью под 500 км/ч, причем нередко в противоположных направлениях, что создает на их границах ужасающие турбулентные вихри (такие, как знакомое нам Большое красное пятно, или Овал ВА).

Кроме температуры ниже -140°С и смертельной силы притяжения, нужно не забыть об еще одном факте - на Юпитере негде гулять. Эта планета - газовый гигант, вообще лишенный определенной твердой поверхности. И если б даже какому-то отчаянному скайдайверу удалось нырнуть в его атмосферу, закончил бы он в полужидкой глубине планеты, где колоссальная гравитация создает материю экзотических форм - скажем, сверхтекучий металлический водород.
Зато обычным дайверам стоит обратить внимание на один из спутников планеты-великана - Европу. Вообще, из множества спутников Юпитера по крайней мере два в будущем наверняка смогут претендовать на звание «туристической Мекки».

Например, Европа целиком покрыта океаном соленой воды. Ныряльщику здесь раздолье - глубина достигает 100 км - если только пробиться сквозь ледяную корку, которая охватывает весь спутник. Пока никто не знает, что обнаружит на Европе будущий последователь Жака-Ива Кусто: некоторые планетологи предполагают, что здесь могут найтись условия, подходящие и для жизни.
Другой юпитерианский спутник - Ио, без сомнения, станет любимчиком фотоблогеров. Мощная гравитация близкой и громадной планеты постоянно деформирует, «мнёт» спутник и нагревает его недра до огромных температур. Эта энергия прорывается на поверхность в областях геологической активности и питает сотни постоянно действующих вулканов. Из-за слабого притяжения на спутнике извержения выбрасывают впечатляющие потоки, которые поднимаются на сотни километров в высоту. Фотографов ждут чрезвычайно аппетитные кадры!

Сатурн.

Не менее заманчив с точки зрения фотоискусства, конечно, Сатурн со своими блистательными кольцами. Особый интерес может представлять необычная буря у северного полюса планеты, имеющая форму почти правильного шестиугольника со сторонами почти по 14 тыс. км.
Но для нормального отдыха Сатурн совсем не приспособлен. В общем и целом, это такой же газовый гигант, как Юпитер, только хуже. Атмосфера здесь холодная и плотная, а местные ураганы могут двигаться быстрее звука и быстрее пули - зафиксирована скорость более 1600 км/ч.
А вот климат спутника Сатурна Титана может привлечь целую толпу олигархов. Дело, правда, вовсе не в удивительной мягкости погоды. Титан - единственное известное нам небесное тело, на котором имеется круговорот жидкости, как на Земле. Только роль воды здесь играют... жидкие углеводороды.
Те самые вещества, которые на Земле составляют главное богатство страны - природный газ (метан) и другие горючие соединения - на Титане присутствуют в избытке, в жидкой форме: для этого тут достаточно холодно (-162О°С). Метан клубится в облаках и проливается дождями, наполняет реки, которые впадают в почти полноценные моря... Качать - не перекачать!

Уран.

Не самая далекая, но самая холодная планета во всей Солнечной системе: «столбик термометра» здесь может опускаться до неприятной отметки в −224°С. Это ненамного теплее абсолютного нуля. Почему-то - возможно, из-за столкновения с каким-то большим телом - Уран вращается лежа на боку, и северный полюс планеты повернут в сторону Солнца. Помимо мощных ураганов, здесь не на что смотреть.

Нептун — ледяной гигант

Нептун — самая дальняя планета Солнечной системы — отличается экстремальными холодами. Наравне с Ураном Нептун входит в класс ледяных гигантов: средняя температура на полюсах составляет -220°C. При этом здесь дуют самые сильные водородно-гелиевые ветра среди планет Солнечной системы: скорость достигает 2100 км/ч. Как и на Юпитере, на планете лазурного цвета образуются пятна-ураганы: в период с 1989 до 1994 года исследователи наблюдали Большое темное пятно размером с Землю, скорость ветра вокруг составляла 2400 км/ч. Ученые из разных стран пытались понять природу появления пятен на Нептуне, но пока безуспешно. Благодаря осевому наклону по отношению к Солнцу на Нептуне меняются сезоны: правда, происходит это раз в 40 лет.

Солнечные бури и торнадо

Земные торнадо — ничто по сравнению с солнечными. В 2012 году это явление впервые было снято на видео. Однако никакие кадры не могут передать масштабов стихии: ведь речь идет о торнадо, в несколько раз превышающем размеры Земли!

Изменения магнитного поля Солнца вызывает и другие удивительные явления: солнечные вспышки, солнечные пятна и солнечный ветер, которые в итоге влияют на космическую погоду во всей нашей системе. В частности, солнечный ветер вызывает полярные сияния, суббури и магнитные бури — последние нарушают системы навигации, связь, влияют на здоровье и самочувствие людей.

Планета HD 189733b и дождь из стекла

За пределами Солнечной системы на расстоянии 63 световых лет от Земли есть планета необычного голубого цвета. Она относится к классу горячих юпитеров и превосходит Юпитер по массе и размерам. Планета с некрасивым названием была открыта в 2005 году и уже удивила исследователей своими экстремальными свойствами: ее поверхность прогревается до 930 °С. Небо на HD 189733 b похоже на красный и мутный закат, каким его видят люди в загрязненных городах. В атмосфере присутствуют минералы — силикаты: вместо дождя или снега из облаков «летят» твердые частицы кристаллов, похожие на стекло. И не просто летят, а разносятся со скоростью ветра до 9600 км/час и, приближаясь к жидкой горячей поверхности, сублимируются — словом, наблюдается тот же круговорот, что на Земле, только вместо воды — силикаты. Климат этой планеты обусловлен близостью к центральной звезде в созвездии Лисички: расстояние это в 30 раз меньше, чем между Землей и Солнцем.

Изумрудный дождь в созвездии Орион

Что если бы на Земле шел дождь из изумрудных кристаллов? Именно такое явление зафиксировали астрономы на зарождающейся звезде HOPS-68, которая находится к северу от туманности Ориона. Наблюдения были сделаны с помощью космического инфракрасного телескопа «Спитцер», принадлежащего NASA, в кристаллах ученые опознали минерал оливин.

«Для образования таких кристаллов нужна температура, сравнимая с температурой кипящей лавы, — объяснили редкое явление специалисты из Университета Толедо в Огайо. — Мы предполагаем, что эти кристаллы зародились возле поверхности формирующейся звезды, а затем были подхвачены окружающим облаком, где температура ниже. После этого кристаллы начали падать в виде сверкающих изумрудиков».

Ртутные облака в созвездии Андромеды

Атмосфера Альфераца — самой яркой звезды из созвездия Андромеды — переполнена ртутью и марганцем. Астрономы из шведского Университета Уппсалы под руководством Олега Кочухова семь лет наблюдали за звездой Альфа Андромеда, стараясь разгадать тайну пятен и природу их передвижений. Пятна свойственны звездам, имеющим магнитное поле, которое у Альфы Андромеды отсутствует. Загадка была раскрыта в 2007 году: пятна оказались ртутными облаками, заодно ученые сделали вывод, что на голубой звезде Альферац существует погода.

По материалам Интернета.

Кислотными дождями принято называть любые атмосферные осадки (дождь, снег, град), содержащие какое-либо количество кислот. Наличие кислот приводит к снижению уровня рН. Водородный показатель

Кислотными дождями принято называть любые атмосферные осадки (дождь, снег, град), содержащие какое-либо количество кислот. Наличие кислот приводит к снижению уровня рН. Водородный показатель (рН) – величина, отображающая концентрацию ионов водорода в растворах. Чем ниже уровень рН, тем больше ионов водорода в растворе, тем более кислой является среда.

Для дождевой воды среднее значение рН равно 5,6. В случае, когда рН осадков меньше 5,6 – говорят о кислотных дождях. Соединениями, приводящими к снижению уровня рН осадков, являются оксиды серы, азота, хлористый водород и летучие органические соединения (ЛОС).

Причины кислотных дождей

Кислотные дожди по природе своего происхождения бывают двух типов: естественные (возникают в результате деятельности самой природы) и антропогенные (вызываются деятельностью человека).

Естественные кислотные дожди

Причин возникновения кислотных дождей естественным путем немного:

деятельность микроорганизмов. Ряд микроорганизмов в процессе своей жизнедеятельности вызывает разрушение органических веществ, что приводит к образованию газообразных соединений серы, которые, естественно, попадают в атмосферу. Количество образуемых таким путем оксидов серы исчисляется порядком 30-40 млн. тонн в год, что составляет примерно 1/3 от общего количества;

вулканическая деятельность поставляет в атмосферу еще 2 млн. тонн соединений серы. Вместе с вулканическими газами в тропосферу попадают диоксид серы, сернистый водород, различные сульфаты и элементарная сера;

распад азотсодержащих природных соединений. Поскольку в основе всех белковых соединений есть азот, то немало процессов приводит к образованию оксидов азота. Например, распад мочи. Звучит не очень приятно, но это жизнь;

грозовые разряды дают порядка 8 млн. тонн соединений азота в год;

горение древесины и другой биомассы.

Антропогенные кислотные дожди

Раз речь пошла об антропогенном воздействии, то не надо обладать большим умом, чтобы догадаться, что речь пойдет о губительном влиянии человечества на состояние планеты. Человек привык жить в комфорте, обеспечивать себя всем необходимым, только вот «убирать» за собой не привык. То ли из ползунков еще не вырос, то ли умом не дорос.

Основной причиной кислотных дождей является загрязнение атмосферы. Если лет тридцать назад в качестве глобальных причин, вызывающих появление в атмосфере соединений, «окисляющих» дождь, назывались промышленные предприятия и тепловые электростанции, то сегодня этот список дополнился автомобильным транспортом.

Теплоэлектростанции и металлургические предприятия «дарят» природе около 255 млн. тонн оксидов серы и азота.

Твердотопливные ракеты также внесли и вносят немалый вклад: запуск одного комплекса «Шаттл» приводит к выбросу в атмосферу более 200 тонн хлористого водорода, около 90 тонн оксидов азота.

Антропогенными источниками оксидов серы являются предприятия, производящие серную кислоту и перерабатывающие нефть.

Выхлопные газы автомобильного транспорта – 40% оксидов азота, попадающего в атмосферу.

Основным источником ЛОС в атмосфере, конечно, являются химические производства, нефтехранилища, бензозаправки и бензоколонки, а также различные растворители, применяемые как в промышленности, так и в быту.

Итоговый результат следующий: человеческая деятельность поставляет в атмосферу более 60% соединений серы, около 40-50% соединений азота и 100% летучих органических соединений.

С точки зрения химии в том, что образуются кислотные дожди, ничего сложного и непонятного нет. Оксиды, попадая в атмосферу, реагируют с молекулами воды, образуя кислоты. Оксиды серы, попадая в воздух, образуют серную кислоту, оксиды азота – азотную. Следует учитывать и такой факт, что в атмосфере над крупными городами всегда содержатся частицы железа и марганца, выступающие катализаторами реакций. Поскольку в природе существует круговорот воды, то вода в виде осадков рано или поздно попадает на землю. Вместе с водой попадает и кислота.

Последствия кислотных дождей

Термин «кислый дождь» впервые появился во второй половине XIX века и был введен в употребление британским химиков, занимавшимся вопросами загрязнения Манчестера. Им было замечено, что существенные изменения в составе дождевой воды вызываются парами и дымом, попадающими в атмосферу в результате деятельности предприятий. В результате проведенных исследований было обнаружено, что кислотные дожди вызывают обесцвечивание тканей, коррозию металла, разрушение стройматериалов и приводят к гибели растительности.

Прошло около ста лет, прежде чем ученые всего мира забили тревогу, говоря о вредном воздействии кислотных дождей. Данная проблема впервые была поднята в 1972 году на конференции ООН, посвященной окружающей среде.

Окисление водных ресурсов. Наиболее чувствительными оказываются реки и озера. Происходит гибель рыб. Несмотря на то, что некоторые виды рыб могут выдерживать незначительное подкисление воды, они тоже погибают из-за утраты кормовых ресурсов. В тех озерах, где уровень рН менее 5,1, не было поймано ни одной рыбы. Объясняется это не только тем, что погибают взрослые экземпляры рыб – при рН равном 5,0, большинство не может вывести мальков из икринок, в результате происходит сокращение числового и видового состава популяций рыб.

Вредное воздействие на растительность. Кислотные дожди действуют на растительный покров прямо и косвенно. Прямое воздействие происходит в высокогорных районах, где кроны деревьев оказываются в прямом смысле погруженными в кислотные облака. Излишне кислая вода разрушает листья и ослабляет растения. Косвенное воздействие происходит за счет снижения уровня питательных веществ в почве и, как следствие, увеличение доли токсичных веществ.

Разрушение творений рук человека. Фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы, машины – все подвергается воздействию кислотных дождей. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.

Здоровье человека. Сами по себе кислотные дожди не оказывают непосредственного воздействия на здоровье человека – попав под такой дождь или поплавав в водоеме с подкисленной водой, человек ничем не рискует. Угрозу для здоровья представляют соединения, которые образуются в атмосфере из-за попадания в нее оксидов серы и азота. Образующиеся сульфаты переносятся воздушными потоками на значительные расстояния, вдыхаются многими людьми, и, как показывают исследования, провоцируют развитие бронхитов и астмы. Другим моментом является то, что человек питается дарами природы, гарантировать нормальный состав продуктов питания могут не все поставщики.

Решение проблемы

Поскольку данная проблема носит глобальный характер, то и решить ее можно только сообща. Реальным выходом будет сокращение выбросов деятельности предприятий, как в атмосферу, так и в воду. Вариантов решения всего два: прекращение деятельности предприятий либо установка дорогостоящих фильтров. Есть и третье решение, но оно только в перспективе – создание экологически безопасных производств.

Слова о том, что каждый человек должен осознавать последствия своих поступков, давно набили оскомину. Но и с тем, что поведение общества складывается из поведения отдельных индивидуумов, не поспоришь. Сложность состоит в том, что человек в вопросах экологии привык отделять себя от человечества: воздух загрязняют предприятия, токсичные отходы попадают в воду из-за недобросовестных фирм и компаний. Они – это они, а я – это я.

Бытовые аспекты и индивидуальные пути решения проблемы

Строго соблюдать правила утилизации растворителей и других веществ, содержащих токсичные и вредные химические соединения.

Отказаться от автомобилей. Возможно? – вряд ли.

Повлиять на установку фильтров, внедрение альтернативных способов производства может далеко не каждый, но вот соблюдение экологической культуры и воспитание подрастающего поколения экологически грамотным и культурным – не только возможно, это должно стать нормой поведения каждого человека.

Никого не удивляет множество книг и фильмов, посвященных результатам техногенного воздействия человека на природу. В фильмах красочно и с пугающей реалистичностью предстают мертвая поверхность планеты, борьба за выживание и различные мутантные формы жизни. Сказка, выдумка? – вполне реальная перспектива. Вдумайтесь, еще не так давно полеты в космос казались выдумкой, гиперболоид инженера Гарина (современные лазерные установки) – фантастикой.

Думая о будущем планеты Земля, стоит думать не о том, что ждет человечество, а о том, в каком мире будут жить дети, внуки и правнуки. Только личная заинтересованность может подвигнуть человека на реальные шаги.

Ч. 1
Викторина "Космонавтика"


. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Тема: "Путь в космос"
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе, рисунки и рефераты учащихся, высказывания о космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс разбить на команды, дать тематику вопросов. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня "Земля в иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного часа мы разбились на команды. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (каждой команде свое задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
1. Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
2. Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
3. Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
4. Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
5. Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
6. Древнегреческий философ.
7. Древнегреческий географ и историк, автор "Географии” в 17 книгах.
8. Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
9. Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам срочно нужно перебраться по запасному люку в запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты (иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи) перебраться по запасному люку (мальчики – под стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд, перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем космический экзамен-викторину. Вам дается время подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После подготовки один из членов жюри может по очереди задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
4. При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
5. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
6. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
7. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
9. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
10. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
11. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
12. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
13. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
14. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
15. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
16. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
17. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
18. Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанам предлагается отрывок из жизни знаменитых людей, и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
1. Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
2. Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
3. Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на "3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно прилунился в заданном районе Луны! Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за выступление. Переходим к конкурсу: "А, вы знаете, что…?” (Учащиеся выступают с тремя приготовленными интересными моментами, связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (Эту беседу может провести школьный библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое узнали.

  1. Кто, по древнегреческой легенде, изготовил первую модель небесной сферы? (Кентавр Херон)
    2. Каково происхождение медицинской эмблемы и с каким созвездием это связано? (Асклепий (Эскулап), первый врачеватель, запечатлён в небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мёртвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания.)
    3. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных? (Дева, Весы, Водолей, Близнецы. Все остальные, в том числе Рыбы и Рак, действительно относятся к животным.)
    4. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов.))
    5. Какие созвездия зимнего неба никогда не появляются вместе? (Скорпион и Орион. Когда показывается один, другой скрывается за горизонтом.)
. Я - приставка дворянина
В некой западной стране;
И ещё одно во мне:
Над землею в вышине
Необъятная картина
(Исключая букву "О").
Узнаёшь ли ты его?
(Денеб)

2. Есть звезда в созвездье Дева.


Букву "с" сперва поставь,
А потом, считая слева,
К ней оружие прибавь.
(Казаки его в войне
Применяли на коне).
(Спика)

3. Первый слог мой есть везде,


Где чего-то кто-то против:
И второй мог слог найдёте -
Бог войны я в той звезде.
(Антарес)

4. И перец, и жвачки забытой листочек -


Начальная часть (подбери вариант);
Без буквы последней горячий источник -
Вторая. А вместе - звезда-сверхгигант.
(Бетельгейзе)

5. Я - сверхгигант, но всё во мне


Противно всяческой войне.
Хочу я только одного,
Узнайте всё-таки - чего?
(Мира)

6. Первый слог певучий очень,


Он как скрипка (со смычком),
А второй - он вкусен, сочен -
Ирный корень. Не знаком?
То растение узнаешь -
И меня ты угадаешь.
(Альтаир)

7. Первый слог - одна вторая;


Горький овощ - слог второй;
С буквой "С" звезду узнаешь.
Это греческий герой.
(Поллукс)

8. Первый слог - вторая нота;


Шум протяжный - слог второй.
Ну, а в целом это что-то
Называется звездой.
(Регул)

9. Я - страна без буквы "Я"


В малой Азии. Мне пара -
Украшение гусара -
(В нём вторая часть моя).
Я - ярчайшая звезда.
(Сириус)

10. Мой первый слог - в стране торосов;


Мой слог второй - игры этап.
И если ты в игре не слаб,
Ты угадаешь, нет вопросов.
(Арктур)

11. Я - предлог, мной предварится


То, о чём заговорят;
Буква "Ц"; затем - частица,
У которой есть заряд.
Я в созвездье Малый Пёс.
Ну, понятен мой вопрос?
(Процион)

12. Далеко не надо ехать.


Есть звезда, связать возьмись
Звук, участвующий в смехе,
И понятие сюрприз.
(Хадар)

13. Енисея я приток


Правый, без сомненья;
Некий труд - второй мой слог -
Чьё-либо творенье.
Композитор и поэт
Их творят, пленяя свет.
(Канопус)

Цели: привлекать детей к изучению истории космонавтики, способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления.
Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, коллекция открыток, посвященных космосу.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия:
Класс делится на две команды. Каждая команда -экипаж космического корабля. Перед тем, как отправиться в далёкое межпланетное путешествие, нужно проверить знания, которые могут пригодиться вдали от Земли. Капитаны каждой команды бросают кубик, на котором написаны названия тем. Это может сделать и представитель одной из команд. Игрок может ответить на вопрос самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. После правильного ответа группа забирает себе карточку с номером вопроса - это его стоимость, т.е. баллы. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего. Группы отвечают по очереди.
Космическая мозаика
1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп)
3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
4. Как называется космонавт в США? (Астронавт)
5. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (Виток)
6. Герой древнегреческой мифологии, который поднялся вместе с сыном Икаром над землёй с помощью сконструированного им же летательного аппарата. (Дедал)
7. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. ("Поехали!")
8. Партнёр Ю.Гагарина в его последнем полёте 27 марта 1968 года. (В.Серёгин)
9. Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит световой луч за 365 земных суток)
10. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
11. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
12. Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
Летательные аппараты
1. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. (Дирижабль)
2. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере. (Самолёт)
3. Корпус летательного аппарата называется... (Фюзеляж)
4. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Юрий Гагарин? ("Восток")
5. Название космодрома в Казахстане, с которого был запущен первый в истории искусственный спутник Земли и совершил полёт первый в истории космонавт? ("Байконур")
6. Заданное направление для самолёта или ракеты. (Курс)
7. Линия, которую описывает в пространстве летящая ракета или небесное тело. (Траектория)
8. Назовите космические корабли СССР и России. ("Восход", "Союз", "Салют", "Восток")
9. Как называется максимальная высота подъёма ракеты, самолёта? (Потолок)
10. Назовите космические корабли США. ("Челенджер", "Колумбия", "Меркурий", "Аполлон")
Живые существа и космос
1. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)
2. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965г., он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. (Алексей Леонов)
3. Подопытное животное, используемое для изучения условий космического полёта. (Кролик)
4. Первое живое существо, которое в ноябре 1957г. отправилось в космос, но обратно не вернулось. (Собака Лайка)
5. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха)
7. Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. Под его руководством был проведён первый в СССР пилотируемый полёт. (Сергей Королёв)
8. Назовите имя дублёра Гагарина, самого молодого в истории космонавта. (Герман Титов)
9. Этот учитель из города Калуги в 1912г. впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов. (Константин Циолковский)
10. Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (Птенцы перепёлки)
Планеты Солнечной системы
1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов. Основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 градусов)
2. Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. (Земля)
3. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
4. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430 градусов, а ночью - +170 градусов)
5. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая часть её поверхности имеет красно-оранжевый цвет. (Марс)
6. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда и пыли. (Сатурн)
7. Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон. Открыта астрономами последней в 1930г.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер. Диаметр экватора 142700 км)
9. У какой планеты самое длинное время обращения вокруг Солнца? (У Плутона. 247 земных лет)
10. На поверхности какой планеты самая высокая температура? (На Венере, +480 градусов)
Обо всём
1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)
2. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
3. Как называют небесное тело, которое всё время кружится вокруг другого? (Спутник. У Земли один единственный спутник - Луна и много искусственных, сделанных руками человека. Сегодня на орбите Земли находится около 300 спутников. Первый спутник был запущен в 1957 году в СССР)
4. Космонавты какой страны первыми и пока единственными были на поверхности Луны? (Космонавты США в 1969 году)
5. Позывной первого космонавта. ("Кедр")
6. Позывной первой женщины-космонавта. ("Чайка")
7. Комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. (Космодром)
8. Первый самоходный космический летательный аппарат для исследования лунной поверхности. ("Луноход-1", был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года)
9. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10. Какие катастрофы считаются самыми крупными в истории космонавтики? (Взрыв во время запуска американского космического корабля "Челенджер" в 1986г. унёс жизни 7 астронавтов; катастрофа шатла "Колумбия" во время возвращения на землю в2003г. также унесла жизни 7 астронавтов.)
11. Какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961г. состоялся первый полёт человека в космос.)
12. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
13. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная)
14. Чертёж звездного неба. (Карта)
15. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
16. Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого: например, Луна вокруг Земли? (Орбита)
17. Что такое "солнечная корона"? (Свечение вокруг Солнца)
Космические задачи
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
3. Можно ли на поверхности планет Венеры ориентироваться по Солнцу и звёздам? (Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
4. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землёй и Марсом мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт увидит Землю.)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели или эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а эспандер можно использовать и в невесомости.)
6. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор - это атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при котором образуется свечение. Метеориты - это небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
7. В Древности и в Средние века их появление у людей вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, так как появлялись эти объекты внезапно и были с хвостом. Что это? (Кометы)
8. Сколько весит на Луне 70-килограммовый человек? (Около 12 килограмм. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле)
9. Представьте себе, что вы оказались на Луне и вам что-то надо сказать друг другу. Как это можно сделать? (При помощи жестов и радио. На Земле звук передаётся через воздух, но на Луне воздуха нет. Поэтому на Луне полная тишина: сколько ни кричи, никто не услышит.)
10. Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (День и ночь на Луне длятся по 2 недели)
(По материалам "Классные часы: 6 класс/Авт-сост Л.А.Егорова")
ч. 1

В последнее время довольно часто можно слышать о том, что пошел кислотный дождь. Он возникает, когда природа, воздух и вода взаимодействуют с разными загрязнениями. Такие осадки порождают ряд негативных последствий:

  • заболевания у людей;
  • гибель сельскохозяйственных растений;
  • сокращение лесных массивов.

Выпадение кислотных дождей происходит из-за промышленных выбросов химических соединений, сжигания нефтепродуктов и другого топлива. Эти вещества загрязняют атмосферу . Затем аммиак, сера, азот и другие вещества взаимодействуют с влагой, из-за чего дождь становится кислотным.

Впервые в человеческой истории кислотный дождь был зафиксирован в 1872 году, а к ХХ веку это явление стало весьма частым. От кислотных дождей большего всего вред наносится США и европейским странам. Кроме того, экологи разработали специальную карту, на которой обозначено территории, наиболее подвергающиеся опасным кислотным дождям.

Причины появления кислотных дождей

Причины выпадения ядовитых дождей являются антропогенные и естественные. В результате развития промышленности и технологий заводы, фабрики и различные предприятия стали выбрасывать в воздух огромное количество оксидов нитрогена и сульфура. Так, когда сера попадает в атмосферу, она взаимодействует с парами воды, образуется серная кислота. Тоже происходит и с двуокисью азота, образуется азотная кислота, выпадает вместе с атмосферными осадками.

Очередной источник загрязнений атмосферы – это выхлопные газы автомобильного транспорта. Попадая в воздух, вредные вещества окисляются и выпадают на землю в виде кислотных дождей. Выпадение в атмосферу азота и серы происходит в результате сгорания торфа, угля на тепловых электростанциях. Огромное количество окиси серы попадает в воздух при переработке металлов. Азотные соединения выделяются при производстве строительных материалов.

Определенная часть серы в атмосфере имеет естественное происхождение, к примеру, после извержения вулкана освобождается диоксид серы. Азотосодержащие вещества могут выделяться в воздухе в результате деятельности некоторых почвенных микробов и грозовых разрядов.

Последствия кислотных дождей

Последствий выпадений кислотных дождей существует множество. Люди, попавшие под такой дождь, могут испортить свое здоровье. Данное атмосферное явление вызывает аллергии, астму, онкологические заболевания. Также дожди загрязняют реки и озера, вода становится непригодной для употребления. Все жители акваторий находятся в опасности, могут погибнуть огромные популяции рыб.

Кислотные дожди, выпадая на землю, загрязняют почву. Это исчерпывает плодородие земли, уменьшается количество урожаев. Поскольку атмосферные осадки выпадают на обширных территориях, они негативно влияют на деревья, что способствует их засыханию. В результате влияния химических элементов, в деревьях изменяются обменные процессы, тормозится развитие корней. Растения становятся чувствительны к температурным изменениям. После любого кислотного дождя деревья могут резко сбросить листья.

Одно из менее опасных последствий ядовитых осадков – это разрушение каменных памятников и объектов архитектуры. Все это может привести к развалу общественных зданий и домов большого количества людей.

Необходимо серьезно задуматься над проблемой кислотных дождей. Данное явление напрямую зависит от деятельности людей, а потому следует значительно уменьшить количество выбросов, загрязняющих атмосферу. Когда загрязнение воздуха сведется к минимуму, планета будет менее подвержена таким опасным осадкам, как кислотные дожди.

Решение экопроблемы кислотных дождей

Проблема кислотных дождей носит на планете глобальный характер. В связи с этим решить ее можно только, если объединить усилия огромного количества людей. Один из основных методов решения данной проблемы – это сокращение вредных промышленных выбросов в воду и воздух. На всех предприятиях необходимо использовать очистительные фильтры и сооружения. Наиболее долговременным, дорогостоящим, но и самым перспективным решением проблемы есть создание в дальнейшем экологически безопасных предприятий. Все современные технологии должны использоваться с учетом оценки влияния деятельности на окружающую среду.

Немало вреда атмосфере приносят современные виды транспорта. Вряд ли в ближайшее время люди откажутся от автомобилей. Однако сегодня внедряются новые экологически безопасные транспортные средства. Это гибриды и электромобили. Такие авто, как Tesla уже завоевали признание в разных странах мира. Они работают на специальных аккумуляторных батареях. Также постепенно популярность набирают электроскутеры. Кроме того, не стоит забывать и о традиционном электротранспорте: трамваи, троллейбусы, метро, электропоезда.

Не стоит забывать и о том, что загрязнение воздуха осуществляют и сами люди. Не нужно думать, что кто-то другой виноват в данной проблеме, и это конкретно от вас не зависит. Это не совсем так. Конечно же, один человек не способен сделать выбросы токсических и химических средств в атмосферу в большом количестве. Однако регулярное использование легковых авто приводит к тому, что вы регулярно делаете выброс выхлопных газов в атмосферу, и это в последующем становится причиной кислотных дождей.

К сожалению, далеко не все люди осведомлены о такой экологической проблеме , как кислотные дожди. На сегодняшний день существует множество фильмов, статей в журналах и книг об этой проблеме, поэтому каждый человек может легко восполнить этот пробел, осознать проблему и начать действовать во благо ее решения.

Удивительное зрелище предстало бы перед нами, если бы мы оказались на другой планете во время дождя…

Вы готовы поверить, что на Сатурне может выпасть алмазный дождь?

На Земле мы привыкли к определённым погодным условиям. Они могут быть непредсказуемыми и просто ужасными, но в целом, мы знаем, что любые осадки представляют собой воду в той или иной форме. Поэтому простительно, если вы подумали о воде, когда речь зашла о дождях на других планетах. Но всё же вы ошиблись, ведь Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жидкая вода.

Дожди из туч на других планетах, действительно, бывают. Но они ничего общего не имеют с водой.

Начнём, пожалуй, с наиболее необычного вещества, выпадающего в виде дождя. Алмазов.

Да, алмазы выпадают на Сатурне в виде дождя. Около 1000 тонн выпадает на Сатурне за год. Но прежде, чем вы начнёте продумывать план добычи алмазов в открытом космосе, предупреждаем – это лишь предварительная версия от учёных из Jet Propulsion Laboratory.

Согласно полученным данным, алмазные дожди могут идти и на других планетах, таких как Нептун и Юпитер. Однако, Сатурн имеет наилучшие условия для этого. Сильнейшие штормы с молниями (до 10 молний в секунду!) могут способствовать разделению метана из атмосферы на составляющие его атомы углерода и водорода. При этом атомы углерода начинают свободно падать к центру планеты (Сатурн не имеет поверхности в привычном для нас понимании этого слова). При прохождении через плотную атмосферу Сатурна эти атомы сначала превращаются в графит, а затем, под действием молний и огромного давления, в алмазный дождь.

Но, пролетев около 36000 километров (для атмосферы Сатурна это сущие пустяки), алмазы становятся чрезвычайно горячими и даже жидкими.

А что на других планетах?

На Венере, например, может выпасть освежающий дождик из чрезвычайно горячей серной кислоты. В атмосфере Венеры много облаков из серы, поскольку температура у поверхности около 480 градусов. Дождь из серной кислоты поэтому идёт в верхних частях атмосферы, а долетев до высоты в 25 километров, он попросту испаряется, превращаясь в газ.

На Титане, крупнейшем спутнике Сатурна, часто идут ледяные ливни из метана. Подобно тому, как на Земле происходит круговорот воды, на Титане имеет место круговорот метана – метановый цикл. Есть сезонные дожди, заполняющие озёра. Эти озёра постепенно испаряются, и пар превращается в облака. Облака вновь выпадают в виде дождя. И так постоянно.

Метан на Титане находится в жидком состоянии, поскольку температура на поверхности спутника чрезвычайно низкая – около минус 180 градусов. На Титане также есть горы, состоящие из застывшей воды.

Описанные случаи – лишь поверхностно описывают дожди на других планетах. А есть ведь ещё снег из сухого льда (застывшая углекислота) на Марсе, дождь из жидкого гелия на Юпитере и дождь из раскалённой плазмы на Солнце.

Чудовищные атмосферные вихри на Юпитере

Согласитесь, нам очень повезло жить на нашей уютной планете с её обычными дождями из чистой тёплой воды!