Меню
Бесплатно
Главная  /  Герпес  /  Андрей Осташко: «Хьет жегъыIэ! – Будь хеттом!» или «хетты существуют до сих пор. Империя цивилизации хеттов

Андрей Осташко: «Хьет жегъыIэ! – Будь хеттом!» или «хетты существуют до сих пор. Империя цивилизации хеттов

Происхождение

Прародиной хеттов были предположительно Балканы , которые они покинули в конце III тыс. до н. э. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы . Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

Этноним

Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства , а также более древних обитателей этих земель - хатти .

Хеттский язык

Обработка железа

Хетты, возможно, были первыми, кто изготавливал и использовал боевые колесницы, которые появились в Передней Азии около 1600 года ), заимствованы ими у кочевников-ариев . «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…» Сами колесницы пришли в Грецию, несомненно, от хеттов. Хетты захватили территорию древних хаттов , которые обладали технологией обработки железа. Известно послание фараона, датируемое примерно 2000 годом до н. э. царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало этим воинственным племенам огромное преимущество.

Религия

Культ хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома - Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Женские божества

Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы , Реи ; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром восьмиугольном головном уборе.

Храмы

Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-Кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святая святых . Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме - престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы , лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных. В Эюке найдены колоссальные сфинксы . На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла . Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-Кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

Культ

Культ имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе , любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот - одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.

Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе . По содержанию оно почти тождественно вавилонским и библейским; имя героя - Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

Общество

Антропологический тип

Это были люди брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Тип этих древних передне-азиатов, названный Лушаном арменоидным, лучше всего сохранился среди нынешних армян .

Хеттология

История изучения хеттов начинается с XIX века , когда ученые заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Один из крупнейших специалистов XX века по хеттам - Оливер Гёрни .

Примечания

Литература

  • Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М ., 1982.
  • Гёрни О. Р. Хетты / Пер. с англ. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 240 с.
  • Гиоргадзе Г. Г. Вопросы общественного строя хеттов. Тбилиси, 1991.
  • Гиоргадзе Г. Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства (О непосредственных производителях в хеттском обществе). Тбилиси: Мецниереба, 1973.
  • Гиндин Л. А. , Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Вост. лит., 1996. 328 с. 2 тыс. экз.
  • Довгяло Г. И. К истории возникновения государства: На материале хеттских клинописных текстов. Мн.: Изд-во БГУ, 1968.
  • Довгяло Г. И. Становление идеологии раннеклассового общества (на материале клинописных текстов). Мн.,1980.
  • Древняя Анатолия. М., 1985.
  • Замаровский В. Тайны хеттов. / Пер. со словац. М.,1968.
  • Иванов В. В. Хеттская и хурритская литература.
  • Керам К. В. Узкое ущелье и чёрная гора / Пер. с нем. М., 1962.
  • Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М.: Наука, 1983.
  • Менабде Э. А. Хеттское общество: Экономика, собственность, семья и наследование. Тбилиси: Мецниереба, 1965. (см. рецензию)

Ссылки

  • http://www.hittites.info/ (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хетты" в других словарях:

    Древний народ, живший в центральной части Малой Азии. Основали Хеттское царство. Хетты были первым известным нам народом, выплавлявшим железо и торговавшим железными орудиями. Способ изготовления железа они держали в секрете … Исторический словарь

    Народы, жившие в древности на территории Малой Азии и говорившие на языках индоевропейской семьи. Собственно хеттская эпоха в Малой Азии делится на несколько этапов: Ранний период (певая половина XVIII в. до н. э.), Древнее Хеттское… … Художественная энциклопедия

    Народ, живший в центральной части М. Азии. Основали Хеттское царство. В широком значении все население Хеттского царства … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Хетты - (Hittites), древн. народ М. Азии, достигший процветания в 1700 1200 гг. до н.э. X. были индоев роп. народом, пришедшим, вероятно, из Сев. Причерноморья и расселившимся в Анатолии к кон. 3 го тыс. до н.э. Они основали Хаттушаш, столицу гос ва, и… … Всемирная история

ДВАЖДЫ ПОТЕРЯННЫЕ И ДВАЖДЫ НАЙДЕННЫЕ ХЕТТЫ

Хеттские воины в колеснице. Каршемиш.

Именно так можно назвать хеттов, древняя держава которых ныне по праву стоит в одном ряду с древними цивилизациями Египта и Ассиро-Вавилона.

Осенью 1880 года оксфордский профессор, богослов и востоковед Арчибальд Генри Сейс прочитал в лондонском Библейском обществе лекцию «Хетты в Малой Азии», которая вызвала настоящую сенсацию. Профессор утверждал, что на территории нынешних Турции и Северной Сирии тридцать или сорок веков назад жил великий, могучий народ, о котором историки каким-то образом забыли. Не только современные историки, но уже греческие и римские!

Пресса, обычно вообще не сообщавшая о подобных лекциях, в восторге начала сравнивать Сейса со Шлиманом, открывшим Трою, но вскоре восторги превратились в сомнения, а Сейса стали иронически называть «изобретателем хеттов» .

Однако справедливости ради этот «титул» должен получить вовсе не он, а ирландский миссионер Уильям Райт, который ещё за два года до лекции Сейса опубликовал статью с подобными же тезисами в «Обозрении» Британского и заграничного евангелического общества, а в 1884 году - книгу с вызывающим названием «Империя хеттов». Несмотря на насмешки у Сейса и Райта были веские основания защищать свою точку зрения и 1880 год следует считать годом рождения хеттологии.

* * *

Нельзя сказать, что о хеттах учёным совсем ничего не было известно. Было известно, хотя бы из Библии. Первое упоминание о них встречается в I книге Моисея в связи с «договором» между Господом и Авраамом. «Потомству твоему даю я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рафаимов, Гергисеев и Иевусеев». Подобная же запись с упоминанием «хеттеев» есть и в книге Иисуса Навина.

Есть в Библии и другие упоминания о хеттах, например, рассказ о том, как царь Давид соблазнил жену хетта Урия, коварно лишив потом его жизни, и прижил с ней сына полухетта - знаменитого царя Соломона. Однако в библейских текстах хетты упоминаются в одном ряду с другими, совершенно незначительными народами и племенами.

Кроме того, с начала XIX века европейские учёные довольно часто находили на территории Турции и Сирии артефакты, связанные с цивилизацией хеттов, но тогда не смотря на значительные отличия, их пытались приписывать шумерам, хурритам, ассирийцам. Центральное место среди этих памятников занимают остатки древних построек и наскальные рельефы в окрестностях турецкого местечка Богазкёя и в Аладж-хююке, у реки Галис (ныне река Кызылырмак), описанные Шарлем Тексьером в 1839 году и Уильямом Гамильтоном в 1842 году. На уступе горного склона над Богазкёем сохранились массивные стены и валы, некогда, окружавшие укреплённый древний город, а в двух милях от него был обнаружен выход скальных пород, ныне известный как Язылыкай («Скала изваяний»). Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефными изображениями процессий бородатых суровых богов. В Богазкёе обнаружен камень с хеттскими иероглифами, такие же знаки есть на рельефах Язылыкая. В Аладжа-хююке путешественники обнаружили ворота, фланкированные огромными сфинксами, ведущие к каменным завалам под которыми, без сомнения скрывался некий древний город или гигантская постройка. К западу от ворот находились древние наскальные изображения Гяур-Калеси («Крепости неверных»). Похожие изображения высечены и в горах над Смирной. Они известны со времён Геродота, который считал их изображениями нимфы Ниобы и египетского царя Сесостриса.

Особое же место среди ранних хеттских артефактов занимает, так называемый «Хаматский камень». Ещё в 1812 году швейцарский путешественник Бурхард сообщал в своей книге «Путешествие по Сирии», что в городе Хаме в угол одного из домов у базарной площади встроен «камень, покрытый множеством мелких рисунков и значков - по-видимому, какое-то иероглифическое письмо, но на египетские иероглифы не похожее». Позже американские путешественники Джонсон и Джессуп обнаружили в стенах домов в Хаме ещё пять таких камней. В 1872 году Уильям Райт посетил Хаму в сопровождении турецкого паши - наместника Дамаска. Паша распорядился извлечь все пять камней из стен и отослать их в музей в Стамбул, но Райт предварительно снял с них слепки. Местные жители приписывали камням чудодейственные свойства и не позволяли их забрать. Для изъятия камней турецким властям пришлось вызвать отряд солдат, дело чуть не дошло до винтовочной стрельбы залпами по разъярённой толпе. Несколько ранее, в 1871 году европейским учёным стал известен подобный же, покрытый непонятными письменами, «Алеппский камень», встроенный в стену мечети.

Именно анализируя все эти многочисленные памятники, Сейс пришёл к выводу, что в Передней Азии наряду с египетской и ассиро-вавилонской существовала третья великая держава древности - хеттская. Работы Сейса и Райта пробудили интерес историков и археологов, в последующие 20 лет Турцию посетило более десятка экспедиций, наиболее удачливыми из которых были экспедиции Хуманна - Пухштейна (1882-1883) и Андерсона - Кроуфута (1900). Было найдено множество иероглифических надписей и других памятников.

История хеттов во многом прояснилась благодаря архиву клинописных документов, найденному в 1887 году в Эль-Амарне. Глиняные таблички, написанные преимущественно на аккадском языке, представляли собой дипломатическую переписку египетских фараонов Эхнатона и Аменхотепа III за период с 1370 по 1348 год до н.э. Среди этих табличек были обнаружены две на хеттском языке, который в то время ещё не был расшифрован. Однако сведений в аккадских текстах хватило, чтобы хеттская держава предстала перед историками во всём величии, достойной соперницей Египта и Вавилона. Столицей государства был город Хаттусас.

В 1906 году концессию на раскопки в Богазкёе получил немецкий археолог Хуго Винклер. Результаты раскопок превзошли все ожидания. Был найден архив хеттских царей - 10 тысяч клинописных табличек! Большинство из них были написаны на хеттском языке, но часть на аккадском. Рабочие Винклера освободили от осыпей главную цитадель города, стены, нашли главные ворота и множество барельефов. В 1912 году немецкий археолог объявил, что столица древних хеттов Хаттусас найдена. Она была больше древних Ура, Ниневии и Трои. Город был разрушен и сожжён захватчиками. Собранный материал был огромен и дело оставалось за расшифровкой хеттской письменности. Многие брались за это, но честь расшифровки хеттского языка принадлежит чешскому учёному Бедржиху Грозному, человеку необыкновенно трудолюбивому и упорному.

За основу лингвистического сравнения он брал поочерёдно древние европейские языки, включая и старославянский. Сперва он правильно перевёл значение двух слов «рыба» и «отец», потом «хлеб» (нинда), «есть» (езза), «перо» (петар) и «вода» (ватар). Далее пошло легче и в 1918 году учёные Европы начали читать надписи хеттов по начальным расшифровкам Грозного. Древний народ заговорил на своём индоевропейском (арийском) языке и поведал миру о своей религии с пантеоном почти в тысячу богов, государственных законах, смене царских династий, об отношениях с соседями, военных победах, медицине и о многом другом.

* * *

Удивительно, но к 1960 году о хеттах снова забыли. Язык их в значительной степени был понятен, почти все клинописные тексты переведены, карты древнего государства составлены. На этом учёные успокоились на долгие годы. И лишь в самом конце XX века интерес к хеттам вспыхнул с новой силой.

Турецко-немецкая экспедиция начала новые раскопки в Хаттусасе. Нашли сотни табличек с хозяйственными записями, была произведена реставрация нескольких барельефов и наиболее разрушенной части крепостной стены, составлен архитектурный план цитадели и построен макет этого грозного сооружения. Под столицей хеттов были определены 10 культурных слоёв, самые нижние из которых оказались на тысячу лет старше времени образования города.

Однако, прежде всего исследователи (историки, лингвисты, архивисты, специалисты по сравнительному языкознанию) хотели доказать, что хетты не исчезли бесследно с исторической арены. Под напором орд кочевников они ушли на запад к побережью Эгейского моря. Геродот нигде не упоминает хеттов, не говорит о них и Гомер. Но они называют племена лувийцев, мидийцев, карийцев, палийцев, которые во время Троянской войны были союзниками защитников Трои против ахейцев в месте с родственными троянцам фригийцами и балканскими фракийцами. Болгарские же языковеды В.Гергиев и Д.Дечев доказали, что лувийский язык - это диалект хеттского на новом месте обитания. Лувийскую письменность болгарские исследователи расшифровали по методу Грозного, но за основу взяли староболгарский язык. Русский учёный В.И.Щербаков в своих исследования прослеживает прямую связь между троянцами и хеттами. Это были племена одного корня долгое время находившиеся в союзнических отношениях. Вероятно знаменитые троянские боевые колесницы, это заимствование у хеттов. Судя по археологическим данным, лувийцы первыми освоили побережье Эгейского моря и даже добрались до Кипра и Крита, ещё до падения центра хеттской империи под натиском кочевников, подготовив переселение своих собратьев. Позже все эти племена были эллинизированы, но успели передать грекам многие свои навыки - искусство коневодства, виноградарство, выращивание элитных зерновых культур, технику чеканки монет. Греки переняли хеттские планы крепостей, но освоить обработку больших каменных глыб не смогли. Мегалитические стены Афин, Микен, Коринфа - это дело рук прямых родственников и потомков великого хеттского племени.

Хеттские племена освоили не только побережье Малой Азии и острова, но и перебрались вглубь Европы. Древнеримский поэт Овидий, будучи сослан в Тому (Румыния) много пишет друзьям в Рим о племени гетов (так и слышится «хетты»!), поселившимся рядом с родственными им фракийцами и даками. Это были смелые, гордые люди, отличные наездники, в III веке до н.э. они остановили продвижение Александра Македонского на север Балкан. В.И.Щербаков прямо связывает хеттские языки с языками всей фракийской группы племён. Принадлежность же фракийцев к праславянам ныне мало кем оспаривается.

Энтузиасты нового поколения исследователей, анализируя разрозненные археологические отчёты, пришли к выводу, что фракийцы и родственные им племена не растворились среди народов Римской империи, а стали одной из составляющих, нарождающейся Киевской Руси. Археологические материалы доказывают - в результате римского гнёта начался исход фракийцев на север. Легионеры- фракийцы покидали римские войска и возглавляли переселенческие обозы. Судя по всему переселение, шло несколькими волнами, следующими одна за другой с небольшими перерывами. Раскопки по Днепру показывают, что к концу I века н.э. во всём Приднепровье и севернее вдруг начала складываться новая система хозяйствования. Плотность населения ко II веку резко возросла. Быстрее стали развиваться скотоводство, гончарное дело, металлургия. Мартыновский клад, найденный на Днепре, отнесённый к 250 году н.э. содержал серебряную посуду балканского типа с изображением молодого воина в вышитой рубахе. Это чисто фракийский мотив, прототипы которого можно увидеть в Софийском археологическом музее. В более поздние времена это изображение перешло в вышивки и стало традиционным на Руси.

Однако хетто-лувийская и связанная с ней фракийская проблемы оказались более сложными и древними, чем казалось по началу. В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синтаишскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа. Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Однако некоторые учёные прослеживают связь - хетты - троянцы - этруски.

* * *

В заключение хочется сказать, что любой народ, это результат сложного этногенеза, длящегося тысячелетиями. Народы не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда. Хетты не исключение. Они не ушли в небытие с падением Хаттусаса и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам частью которых стали, в том числе и славянам. А, значит и в жилах русских людей течёт доля крови древнего племени, создавшего сорок веков назад великую державу, которую древние египтяне называли - «Страна царя Хатти».

Хеттская иероглифическая надпись.


Фигура воина. Богазкёй.

Хеттские керамические сосуды.

Индоевропейцы в Малой Азии . В IV–III тысячелетиях до н. э. усилилась засуха. Скотоводы степей Евразии в поисках травы для скота стали передвигаться к югу. Некоторые ученые считают, что в это время индоевропейцы проникли в Грецию и Азию. Например, из южнорусских степей в Грецию пришли микенцы, из Закавказья в Ханаан - митаннийцы, в Месопотамию - касситы, в Иран и Индию - арийцы, в Анатолию - хетты.

Правда, другие исследователи полагают, что индоевропейцы всегда жили в Анатолии (современная Турция) - Южном Прикаспии, а движение племен во II тысячелетии до н. э. только вызвало стремление народов Ближнего и Среднего Востока объединиться в государства, чтобы защититься от нашествий других племен. Первым крупным государством индоевропейцев считается Хеттское царство в Анатолии.

Анатолия входила в область, где впервые возникло сельское хозяйство. Здесь еще в 6500 году до н. э. появился один из первых городов - Чатал Гуйюк, с древнейшими храмами. Чатал Гуйюк, как и Иерихон, погиб от засухи, охватившей огромную территорию в VI тысячелетии до н. э.

Прошла засуха, климат стал влажным. В Южной Месопотамии начались потопы, а засушливая Анатолия вновь зазеленела. Здесь стали возрождаться города и цивилизации. Возникли государства хеттов, эблаитов и др.

В каждом таком государстве власть постепенно переходила, по примеру Египта, в руки отдельных царей. Они устраивали себе богатые гробницы.

Алача Гуйюк . Одна из таких гробниц недавно была найдена археологами на холме Алача Гуйюк. Поселение здесь образовалось в IV–III тысячелетиях до н. э. В нем открыто богатое кладбище с 13 погребениями. Люди были похоронены примерно около 1250 года до н. э. Обнаружены медные фигурки быков и оленей, солнечные диски, украшения, оружие и посуда. Предметов из золота и меди оказалось так много, что могильник назвали «царским». Гробница была устроена так, что ее можно было открыть. Когда умер царь, гробницу открыли и его тело положили рядом с телом умершей ранее царицы. Любимую собаку царя убили и тоже поместили рядом с хозяином, чтобы она сопровождала его в загробном мире. На могилы были положены головы забитых быков.

Неподалеку от гробницы находится древний город - столица государства хеттов - Хаттус (современный Богазкей, в 150 км восточнее Анкары).

Хетты. Они были индоевропейцами. Некоторые ученые считают их нашими общими предками, пришедшими в Европу по берегу Каспия и через Урал. Никто не знает, откуда хетты проникли в Малую Азию, возможно, с давних времен они жили здесь, но лишь в III тысячелетии до н. э. стали основывать богатые города в Анатолии. К 1680 году до н. э. они объединились в одно государство. В течение последующих 200 лет хетты постепенно завоевали всю страну.

Хеттские города были обнесены массивными стенами из огромных блоков камня, с большими воротами и рельефами, изображающими сфинксов. Под городскими стенами был прорыт узкий тоннель. Во время осады защитники могли выйти через него в тыл врага.

Дома хеттов имели плоские крыши, на которые поднимались по наружным лестницам. Такие же дома строили здесь еще за 5 тысяч лет до образования государства хеттов, в Чатал Гуйюке. Возможно, хетты были потомками чаталцев.

Во дворах домов были печи для обжига глиняных таблеток. Хетты нашли медь в Анатолии и стали разрабатывать рудники. Они построили специальные базы для торговли медью и постепенно взяли в свои руки всю иностранную торговлю металлом. Это сделало их могущественными. Около 1500 года до н. э. хетты организовали торговлю бронзой, которая была намного прочнее меди.

Хетты были воинственным народом. В свои колесницы они запрягали обычно двух или больше лошадей. Они захватили государство Митанни и вышли в Месопотамию.

Митаннийцы . Те были индоевропейцами и жили в Северной Месопотамии. Считается, что они пришли из государства Урарту (современная Армения и северная Турция). Между 1450 и 1390 годами до н. э. митаннийцы создали империю, которая простиралась от гор Загроса до Средиземного моря. Они были искусными наездниками. До нас дошли их книги по коневодству. Сначала митаннийцы выступали против египтян, но в 1440 году до н. э. заключили с ними мир. После 1370 года до н. э. хетты подчинили митаннийцев. Они захватили и Вавилон.

Из четырех великих империй, правивших миром в то время (Митанни, Вавилон, Египет и Хеттское царство), осталось две - Египет и Хеттское царство. Хетты уже захватили часть египетской империи. Фараон Рамзее II Великий с огромным войском двинулся на хеттов.

Битва при Кадеше и «народы моря» . В 1284 году до н. э. состоялась битва при Кадеше. Хеттские разведчики, встретив войско египтян, стали уверять их, что хетты еще очень далеко, в 200 км, а между тем они были уже рядом. Фараон поверил разведчикам хеттов и стал не спеша строить лагерь. В этот момент хетты и напали на египтян и уничтожили почти все их войско.

Хетты и египтяне заключили мир и подписали договор. Это был первый международный договор в истории. В 1270 году до н. э. Рамзее II женился на хеттской принцессе.

Около 1200 года до н. э. на хеттскую империю напали отряды разбойников - так называемые «народы моря». Считается, что они пришли с островов Средиземного моря.

В это время гибнут цивилизации Крита и Микен. Часть обитателей островов и Греции из-за засухи и землетрясений покинула свои страны и двинулась искать место для новых поселений. Они снарядили корабли, взяли с собой семьи. Сходя на сушу, они пересаживались на повозки. Разгромив хеттов, они захватили Кипр и двинулись на Египет. Все египтяне были мобилизованы в армию. В морском сражении и в битве на суше «народы моря» были с трудом разбиты.

Хеттские боги . Найдены таблички с рисунками хеттских богов и богинь. Их было много. Некоторые фигурки похожи на те, что обнаружены в Чагал Гуйюке, например фигурка сидящей «богини матери». Были у хеттов и свои боги, например бог погоды Тешуб. Некоторых богов хетты заимствовали у хурритов, появившихся в Месопотамии в III тысячелетии до н. э., видимо, из Урарту. Хурриты создали несколько царств в Северной Месопотамии, а затем объединились с митаннийцами. Во II тысячелетии до н. э. они создали аристократическую прослойку в Ханаане, правившую аморитами (амореями) и ханаанами.

В деревнях хеттов сохранилось много богов-животных, которые постепенно заменялись на богов в человеческом облике. Хетты вырезали фигуры богов на скалах и устраивали около них храмы. После установления царской власти по примеру египтян «живыми богами» объявлялись хеттские правители.

Государственное управление хеттов . Хеттское государство было основано в начале III тысячелетия до н. э. Уже в XXIII веке до н. э. в надписях появляется имя правителя - Памбис. В столице хеттов Хаттусе открыт огромный письменный архив из 15 тысяч глиняных табличек, повествующих о различных сторонах деятельности государства и возвеличивающих их правителей.

Любопытно, что почти все найденные документы относятся к новохеттскому периоду, т. е. XIV–XIII векам до н. э., и нет ни одного документа III тысячелетия до н. э. К XVII веку до н. э. воcходит всего один документ. Возможно, это объясняется тем, что ранние документы просто не дошли до нас или были уничтожены. В истории известно немало примеров, когда единовластный император или какой-то другой властитель уничтожал книги и запрещал заниматься историей.

Первые хеттские цари правили как вожди вместе с советом старейшин, но около XII века до н. э. они превратились в неограниченных правителей. Как и в Древнем Египте, их начали обожествлять. Царя хеттов называли верным «преемником и исполнителем заветов» великого бога грозы, его наместником на земле. Государство стало строго централизованным. Отдельными областями правили назначенные царем наместники. Население должно было нести обязательную хозяйственную и воинскую повинность. Можно сказать, что в хеттском государстве была установлена такая же система единовластия, как в Египте, но живого образца для подражания, в виде обожествленных павианов, здесь не было, что, видимо, также сыграло свою роль в гибели государства хеттов.

После нападения «народов моря» часть хеттов ушла к югу. Они поселились на территории современной Сирии, где образовали новые города-государства, например Каркемиш.

Кочевники арамеи из пустынь переселились в более плодородные районы. На землях Ассирии, Вавилона и Сирии они создали свои города, например Дамаск. Вместо хеттской державы образовалась ассирийская империя. После упадка микенской культуры в Греции господствовать в морской торговле стали финикийцы.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

6. ХЕТТЫ В ПАЛЕСТИНЕ Теперь пора обратить внимание на тот парадоксальный факт, что, вопреки встречающимся в Ветхом Завете упоминаниям о хеттах как об одном из народов Палестины, в ходе изучения истории древнего народа Хатти мы отступали от палестинских земель все дальше

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Митанни и хетты Примыкавшие к северной Месопотамии районы Малой Азии и Армянского нагорья (оз. Ван) в начале II тысячелетия до н.э. были заселены разными племенами, в частности хурритами и хатти. Инфильтрация в эти земли индоевропейского племени хеттов (чье имя было, видимо,

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Ахейцы и хетты Лет шестьдесят назад у историков появилась великая надежда. Это произошло, когда Грозный и его ученики начали расшифровывать архивы Хаттусы, столицы хеттского царства, располагавшейся рядом с современным Богазкёем, в ста пятидесяти километрах к востоку

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Хетты, ошибка XIX века Ранее мы показали, что Земля обетованная, на завоевание которой библейский Моисей вел свой народ, была не на Ближнем Востоке, а на севере Италии, юге Франции, в Швейцарии. Историческая Финикия также располагалась в Европе (Венеция). Неправильная

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Великодушные хетты В Ветхом Завете хетты фигурируют главным образом как одно из племен, живущих в Палестине, с которым израильтяне встретились, ступив на Землю обетованную. Хорошо известен перечень племен, упоминающихся в книге Бытия (XV. 19–21): кенеи, кенезеи, кедмонеи,

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н.э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

6. Хетты в Палестине Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н. э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав

Из книги Хетты и их современники в Малой Азии автора Маккуин Джеймс Г

Глава II. Кто же такие хетты? В 1902 г. норвежский ученый И. А. Кнудсон заявил, озадачив весь мир скептиков, что им открыт новый, доселе неизвестный индоевропейский язык. Он утверждал, что обнаружил его на двух глиняных табличках с клинописью, найденных пятнадцать лет назад в

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

«Малые хетты» и их письмена Хетты создали третью великую державу Древнего Востока, соперничавшую с Египтом и Вавилонией. Они оставили нам величественные барельефы, высеченные на скалах, руины городов, клинописные и иероглифические письмена. Хеттский царь Мурсили I

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Атланты, хетты и русы Античные историки и поэты убедили нас, что мифы об Атланте возникли в Причерноморье и Малой Азии.Атлант – титан, из поколения наиболее древних богов, кои были почитаемы ещё до вторжения греческих племён на Балканы. Считается даже, что в мифах о борьбе

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Хетты Хеттская держава была одним из сильнейших государств своего времени. Она занимала обширную территорию, охватывающую Центральную и Восточную Малую Азию, а также северосирийские земли. Для окружавших их народов хетты, несомненно, служили примером организации

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Хетты Несколько лет назад мне довелось принять участие в одном из выездных заседаний Российско-Турецкой комиссии по внешнеэкономическим связям. По предложению турецкой стороны это заседание было проведено в Анапе, в которой сложилась довольно серьезная медицинская

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Хетты Индоевропейцы в Малой Азии. В IV–III тысячелетиях до н. э. усилилась засуха. Скотоводы степей Евразии в поисках травы для скота стали передвигаться к югу. Некоторые ученые считают, что в это время индоевропейцы проникли в Грецию и Азию. Например, из южнорусских степей

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Хетты Богазкеойский архив Перед нами лежат клинописные таблички. Мы знаем уже клинопись на вавилонских и ассирийских памятникам, но эта клинопись выглядит иначе. Некоторые знаки совсем не похожи на вавилонские, хотя многие совпадают с ними. Что же это за таблички?

Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.


Фараоны, воевавшие с хеттами

В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.

После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.

Потомки хеттов

История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.

Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.

Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.

Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.

Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.

Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.

«Бог не может изменить прошлое, но историки могут.

И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу,

Бог терпит их существование.…»

Сэмюэль Батлер

История, – слово, имеющее несколько значений. Первое, – «то, что было». И второе, – «наука, изучающая и описывающая то, что было». Очень часто бывает так, что наука История описывает то, что было неточно, зачастую неправильно и с искажениями, – заблуждается, ошибается, находится в плену своих устоявшихся схем и концепций. Ошибки происходят намеренно и ненамеренно, случайно и с умыслом. Как и любая наука, История любит делать открытия, получать в своё распоряжение интересные факты. Сами учёные – это тоже люди, и ничего человеческое им не чуждо. Ведь совершить открытие – это и признание, и слава, и карьера.

Но при всём при этом Историческая наука остаётся инертной и консервативной, с большим трудом принимает новые взгляды и новые подходы к старым проблемам. Почему? Дело в том, что любая текущая концепция, господствующая в науке – это плод труда какого-нибудь выдающегося учёного, авторитета в этой области знаний. Чтобы кто-то осмелился пересмотреть его мнение, должно пройти как минимум лет – 40-50 после ухода из жизни этого светила науки. И только потом кто-то скажет, что этот учёный ошибался, или скажет, что эту концепцию необходимо пересмотреть. Можно сказать, что Историческая наука медленно «едет» на «авторитетах», что её поезд не торопясь ползёт в гору.

Есть и другая причина медлительности и консервативности. Дело в том, что многие учёные сделали свою карьеру на устоявшихся концепциях и теперь сдвинуть их с места практически невозможно. К этому можно ещё добавить и то, что государственные формации, религиозные и политические организации, а также национальные и националистические, исповедующие или продвигающие определенную идеологию, вносят свой вклад в «благородное дело» переписывания Истории. Таким образом, выстраиваются «выгодные» и «удобоваримые» варианты исторических концепций. Всё это в итоге даёт необъективную Науку.

Обнаружив что-то новое, Наука поступает следующим образом – смотрит, укладывается ли этот новый факт в текущую стройную схему, «нужную» идеологию и политику. Если укладывается – великолепно! Можно поздравлять с открытием, подтверждающим прошлое открытие. А если не укладывается, или, что ещё хуже для первооткрывателя, – разрушает существующее мнение? Тогда оставить пока без внимания и задвинуть в «долгий ящик» до лучших времён.

Один из таких удивительных и неудобоваримых для науки фактов является фраза, существующая у черкесов как оборот речи, как устойчивое словосочетание: «Хьет жегъыIэ!», что в переводе на русский означает – «Будь хеттом!». А точный смысловой перевод: «Веди себя так, чтобы о тебе говорили: он – хетт». В этой фразе также скрыт эмоциональный призыв: «Приумножай и продолжай славу хеттов!». Это словосочетание и сейчас активно применяется в повседневной речи у черкесов, это – действующая живая фраза, используемая в народе. Обычно это говорит старший годами младшему, напутствуя или наставляя. Например, провожая в дорогу, в армию, на учёбу, на соревнования.

Следует также обратить внимание на то, что в словосочетании: «Будь хеттом!» нет значения или смысла, который бы выражался во фразе: «Будь похожим или подобным хетту» или же «подражай хетту». Оно призывает не стараться быть похожим на хетта, а именно не забывать, что ты хетт. То есть тот человек, который произносит это выражение, считает себя и того, кому это говорится – хеттами. Исходя из этого, становится ясным и понятным, что мы имеем дело с архаичным самоназванием черкесов.

Об этом говорит здравый смысл, ведь логично, например, что русский может сказать своему младшему – «Не забывай, что ты русский!», но вряд ли скажет – «Не забывай, что ты поляк!». Китаец скажет своему: "будь китайцем!"но ни в коем случае не будет призывать своего младшего – будь японцем. Черкесы считают себя хеттами, называют себя хеттами, и в этом ёмком словосочетании огромное эмоциональное наполнение, – гордость по поводу этнической принадлежности и гордость историческая. В этой фразе кроме прямого смысла, заложен ещё и призыв – приумножать и продолжать славу хеттов. И именно то, что черкесы считают себя хеттами и называют себя хеттами, является неувязкой с официальной исторической версией.

Где географически хетты, а где черкесы? В какое время жили хетты, и когда появились черкесы? В чём они пересекаются? Так могут задать нам вопросы учёные-хеттологи. И тут же сами на них ответят: «Черкесы хеттами быть не могут!». Потому что никому из первооткрывателей хеттов, чьи труды являются основами знаний об этом древнем народе, не было известно о словосочетании: «Хьет жегъыIэ!» и поныне бытующим у черкесов. Иначе хеттология, вероятно, пошла бы иным путём. Получается такая неувязка, что эта маленькая фраза, будучи принята во внимание, может изменить существующую концепцию и дать повод полностью пересмотреть хеттскую проблематику!

Сейчас же в текущей концепции единственной нитью, связывающей черкесов и Хеттскую державу, является тезис о том, что язык доиндоевропейских жителей Малой Азии – хаттов близок по своей структуре и лексике с языками адыго-абхазской группы (адыгский, убыхский, абазинский, абхазский). Но этой «тонкой нитью» наука не интересуется и не разрабатывает её. Давайте теперь возьмём некоторые научные тексты и определения в них, касающиеся хеттов, и подвергнем кое-что сомнению. Начнём с той большой терминологической путаницы, существующей относительно хеттов. Эта путаница является одной из самых главных причин относительно того, кто такие хетты.

Хеттами наука называет народ, говоривший на индоевропейском языке, неизвестно откуда появившийся в Стране Хатти. Он постепенно в течение нескольких веков заселил эту страну и стал сосуществовать совместно с местным аборигенным населением – хаттами.

Хеттами наука также называет народ, образовавшийся в результате долгого совместного проживания и смешивания пришельцев индоевропейцев с местным аборигенным населением – не индоевропейцами хаттами. И вообще хеттами принято называть всех жителей Хеттского государства.

Хеттами называют народы, проживавшие в маленьких царствах, – осколках некогда могущественной Хеттской державы, разбросанных по всей Анатолии после падения этой империи.

«Протохеттами» наука называет народ, который проживал в Малой Азии до того, как там стали появляться индоевропейцы. Самоназвание этого аборигенного населения было хетты и хатти, – в зависимости от диалектного произношения. А пришедшие на их земли индоевропейцы называли себя – неситы. Также в науке говорится, что «протохетты» имели зрелую цивилизацию на момент появления первых неситов. Между «хеттами»-индоевропейцами и «протохеттами» – нет никакой генетической и этнической связи, хотя сам термин «прото-» предполагает её.

Библия называет хеттами, хетеянами, хеттеями все народы, указанные в вышеперечисленных пунктах. Собственно благодаря этой книге все впервые и узнали о существовании Хеттской державы в древние времена.

В обыденном сознании тех, кто хоть что-то слышал о хеттах, в популяризованном представлении и нарочно примитивизированном современном научном изложении, хетты – это первые в истории индоевропейцы, завоевавшие Малую Азию и господствовавшие на этих землях. Они первооткрыватели железа и конкуренты Древнего Египта, построившие великую цивилизацию.

Противоречия скрыты в терминологии, а терминология лежит в основе правильной подачи информации. Терминология – это условный язык, и если в ней есть противоречия, то в знаниях появляется путаница. Относительно наших определений, если информацию в пункте № 1 принять как правильный термин или верное определение, то информация в пунктах № 2 и № 3 – получается не верная, и не точная. Если считать верной информацию, изложенную в пункте № 2, то теперь уже прочие пункты ошибочны. В любом случае, термин – «протохетты», указанный в пункте № 4, уже изначально не верен, – это не компетентное определение. Нельзя применять приставку – «прото-» там, где нет последовательной генетической и этнической связи.

Из-за этой всей путаницы и образовалось научное утверждение, изложенное в пункте №6, - примитивизированное и популяризованное понятие о хеттах. Вот один из образцов таких понятий: «Но хетты продолжали задавать загадки. И главная была ещё впереди – на поверку хеттский оказался индоевропейским языком! А это влекло за собой другую проблему: значит и народ был индоевропейским…» (А. Волков, Н. Непомнящий. «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии»).

Что же можно противопоставить этой путанице и достаточно примитивным представлениям? Что, кроме фразы «Хьет жегъыIэ!», есть ещё у черкесов? А есть ещё многое, сохранённое в преданиях черкесского народа, в песнях, в языке, в обрядах, в знаниях о самих себе. Научная экспедиция, собиравшая старинные песни адыгов в 30-е годы ХХ века, обнаружила песню на бжедугском диалекте языка черкесов. Приведём здесь текст песни в переводе на русский язык:

«Хетты наши деды,
Древнейшими племенами являющиеся,
Предания рассказывают.
Хеттов царство огромное
За большим морем лежащее,
Становится известным, расширяется.
Свою границу до Египта доводят хетты
Рамзес – царь Египта
Недовольный этим войну начинает.
Хетты свои знания во все стороны приносят
Правитель Египта – фараон Рамзес
К хеттам прибывает,
Соглашение заключают вместе.
Обе стороны породнились…»

Как говорится, – комментарии излишни…

Есть ещё лингвистические примеры и в абхазском языке, который родственен черкесскому. В обиходе абхазов бытует одно очень интересное выражение. Когда абхаз хочет сказать фразу: «Родной язык», он произносит: «А-хатэы бызшаа», что дословно переводится на русский, как – «хаттский язык». Кроме того, на всех черкесских диалектах, чтобы спросить у человека – «ты кто?», нужно произнести: «уэ ухэт?», что дословно переводится – «ты хетт?», то есть в смысловом значении: «ты свой?», «ты наш?». У черкесов и сегодня достаточно распространены фамилии с корнем «хат», где законсервировалось хеттское прошлое – Хатко (Хьэтыкъуэ), Хатыж (Хьэтыжь), Атажукин (Хьэтэжьыкъуэ), а также имена – Хьэту, Хьэтэ, Хьэтызэ и др.; также одна из черкесских народностей называется – хатукайцы.

Всё это является знаниями черкесского народа о своём славном прошлом, о себе самом, поэтому они ближе к истине, к здравому смыслу. Здравыми являются и такие высказывания учёных: «С другой стороны в науке установлены также несомненные черты родства кавказских языков с некоторыми ныне мёртвыми языками Передней Азии, в частности с протохеттским языком. Этот последний, как выясняется, особенно близок к абхазо-адыгским языкам, в частности к убыхскому».

Говоря о родстве «протохеттского» языка с адыго-абхазскими Г. А. Меликишвили пишет: «Употребление префиксов в качестве морфологических элементов, а также многие другие явления морфологической структуры языка на самом деле сближает его с горскими кавказскими языками (убыхским, адыгским, абазинским). С. Т. Еремян также причисляет древние абхазо-адыгские племена к протохеттскому этническому миру».

Согласно известному российскому автору Александру Асову, «протохетты»-хатты и исторические атланты – это разные наименования одного и того же народа. Автор пишет: «Итак, определено местоположение Атлантиды, – реальной страны, погибшей во время Дарданового потопа. Населял эту страну высокоразвитый народ – атланты, точнее хатты, протохетты. Культура атлантов оказала огромное влияние на культуру окружающих народов, в том числе и праславян».

Необходимо обратить внимание на следующее. Как было описано выше, и Наука, и Библия, и обычное популяризированное мнение, называют хеттами разные «субъекты», тем самым противореча друг другу. И им неизвестно доподлинно кто именно из этих «субъектов» называл себя хеттами. С другой стороны черкесов хеттами никто не называет, но они сами себя так называют, и считают себя потомками именно этого древнего народа.

Почему произошла такая путаница в терминах, почему индоевропейская составляющая в знаниях о хеттах вышла на передний план, а «протохеттская» составляющая остаётся в тени и соответственно значение черкесов и их знаний об этом остаются незаметными и даже неизвестными Науке? Ведь несомненно, и это видно, как говорится, невооружённым глазом, что знания о хеттах, как и сама их страна, и их история, состоят из двух составляющих – неиндоевропейской и индоевропейской.

Первая причина путаницы и того, что, говоря современным языком, индоевропейский компонент имеет больший «пиар», в том, что первооткрыватели хеттов – сами европейцы. Поэтому то, что они придали большее значение «своему» индоевропейскому компоненту, – является вполне естественным. Вторая причина – это, несомненно, то, что само открытие цивилизации хеттов и расшифровка текстов происходили в конце XIX - начале ХХ вв. – то есть в эпоху расцвета «индоевропейской идеи». Тогда наука вела себя примерно так: находили телегу, мимо которой когда-то пробежали так называемые «индоевропейцы» и тут же Наука заявляла: «Это наша телега!», при этом, никогда не замечая, что в телеге-то сидели два африканца…

Наука, которая сама по себе является индоевропейской по определению, открыв хеттов, назвала их индоевропейцами. Это была мощная цивилизация, конкурент Египта, открыватель железа, и соблазн назвать это первой цивилизацией индоевропейцев был очень большим. Тем более нашлись клинописные таблички на доселе неизвестном индоевропейском языке. Так утвердилось мнение: хетты – это первые индоевропейцы, которые построили цивилизацию, равную Древнему Египту и так далее…

Хаттский изначальный элемент остался в тени, хотя он и сегодня лежит на поверхности, но эту тему сегодня практически не разрабатывают. Если её разрабатывать, то индоевропейская составляющая потеряет очень многое. Вот некоторые подробности, лежащие на поверхности, но «в тени»:

До того, как в Малой Азии стали появляться индоевропейцы, – там уже была высокоразвитая цивилизация, и пришельцы к ней не добавили ничего значительного. Можно сказать, что они пришли на уже готовое. Тот факт, что пришедшие в Малую Азию индоевропейцы стояли ниже по уровню культуры, – также известен.

Пришельцы не завоевали территорию Хатти, – они в течение столетий постепенно заселялись и осваивались среди местного населения.

Главнейший элемент культуры и главный элемент управления – это религия. Она осталась той же, что и до появления индоевропейцев, священным обрядовым языком остался доиндоевропейский – хаттский. Даже название богов остались хаттскими.

И кавказская страна Ашуйя, и Майкопская культура, и Хеттская империя – это всё звенья одной неразрывной цепи. Рассматривать хеттов отдельно – это просто не видеть всей исторической картины в целом. Ведь Страна Хатти не была островком цивилизации, а была частью большого единого мира вдоль всего южного и восточного побережья Чёрного моря, хоть и с раздельными центрами, но с родственными племенами.

Нет никаких свидетельств того, что индоевропейцы хоть в чём-то доминировали в Стране Хатти. Ни в политике, ни в культуре, ни в религии они не господствовали. Даже всё обстоит несколько наоборот. Известно, что большинство царей носило хаттские, а не индоевропейские имена. Религия не изменилась под влиянием пришельцев.

И процитируем ещё один факт: «В результате слияния индоевропейцев с аборигенными хаттскими племенами в Центральной Малой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVIII в. до н. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов» (Г. Г. Георгадзе. «История Древнего Мира», 1989 г.).

Хеттами себя называли не индоевропейцы, а хатты, – а сейчас продолжают называть себя черкесы.

Однако мне могут возразить: почему же тогда хаттский язык в Стране Хатти стал мёртвым, сохранился лишь в религиозных текстах и обрядах, а индоевропейский стал языком делопроизводства, дипломатии в Хеттском царстве. И так ли это на самом деле? На этот вопрос отвечает учёный Гордон Чайлд в своей книге «Арийцы – основатели европейской цивилизации»:

«Во-первых, тот материал, который имеется в нашем распоряжении, а это таблички из государственного архива хеттских царей в Богазкёе, отражает только тот язык, на котором говорили хетты в Каппадокии, и на их основании нельзя делать никаких выводов относительно других «хеттов», например, тех, которые жили в Кархемише на севере Сирии. К тому же теперь становится ясно, что даже в Каппадокии существовало большое количество языков: палайский, митаннийский и протохеттский. На последний следует обратить особое внимание, поскольку он оставил после себя собственные письменные памятники. Не вызывает никаких сомнений, что «хеттов» нельзя относить к числу индоевропейцев. Другое дело диалект, который сами писцы называли «наш язык», несомненно испытал на себе индоевропейское влияние».

Жаль, конечно, что Гордон Чайлд не знал, что у черкесов есть выражение – «Будь хеттом!», – это бы его ещё больше убедило в правоте собственных выводов. Сам хаттский язык, несомненно, относится к Адыго-абхаззской группе Кавказской семьи языков, и такой же сложный как черкесский, убыхский, абхазский языки.

Многие носители хаттского языка могли перейти на более простой индоевропейский язык, особенно в сфере государственного управления. Подобные примеры в истории черкесов были и позднее, – мамлюкские султаны-черкесы управляли империей на арабском языке. А современные черкесы в Турции перешли на турецкий, как на государственный и более лёгкий язык, по сравнению с их родным. Видимо, так произошло и в Стране Хатти, где более простой индоевропейский язык быстро распространился по полиэтничной империи, как более приемлемый в качестве международного, а сложный местный хаттский язык остался как разговорный и священный язык.

Иначе, как говорят современные учёные если хатский язык полностью исчез еще в те времена, сохранившись лишь в религиозных текстах, и стал мертвым языком, то как тогда до наших дней дошла фраза – «Хьет жегъыIэ!»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо показать противоречия, которые имеются в науке – хеттологии. Для этого приведём устоявшиеся научные или ставшие популярными тезисы и контраргументы или знания черкесского народа о себе:

1. Хетты – индоевропейцы.

1. Да, действительно среди этноса, называемого «хетты», был значительный индоевропейский компонент. Но сами индоевропейцы не называли себя – «хетт». Это иноназвание по наименованию страны, жителями которой они являлись и которая существовала до них. Хеттами себя называли аборигены – хатты («протохетты»). А сейчас в современном мире хеттами себя называют черкесы.

2. Хетты–индоевропейцы, создатели высокоразвитой цивилизации и державы равной Древнему Египту.

2. Цивилизация хаттов существовала задолго до прихода индоевропейцев в Малую Азию.

3. Царь Анитас – первый царь хеттов.

3. И до Анитаса в Стране Хатти были цари, однако, Анитас первый царь, попавший в летопись, которую прочли наши современники-учёные. Ошибочно с Анитаса начинать историю хеттов.

4. Хетты-индоевропейцы – первооткрыватели железа.

4. Железо было известно хаттам раньше, чем индоевропейцы попали в Центральную Малую Азию. Об этом говорит послание фараона царю Хатти с просьбой прислать ему железный кинжал. Послание датируется 2000 г. до н. э.

5. Хетты-индоевропейцы господствовали в Малой Азии с 1750 по 1200 до н.э.

5. Нет никаких свидетельств тому, что индоевропейцы в чём-то доминировали над остальным населением Страны Хатти. Скорее, имеет место обратное: большинство известных царей носили хаттские имена.

6. Индоевропейцы завоевали Малую Азию и создали империю.

6. В литературе многократно повторяется, что завоевания не было, а происходило постепенное заселение индоевропейцев в Страну Хатти и интеграция.

Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы:

Необходимо создание науки Черкесо-Абхазалогии для того, чтобы с позиции живых осколков древнейшей цивилизации – черкесов (адыгов), убыхов, абазин, абхазов пересмотреть знания о хеттах, стране Ашуйя, Древней Месопотамии, Майкопской культуре не раздельно, а в единстве. Для этого также необходимо знание языков и диалектов всех вышеперечисленных кавказских народов.

Открытия, о которых Джон Коларусо сообщил в 2011 г. (подробнее в другой главе), ещё раз подтверждают то, что будущие европейцы и будущие черкесы в далёком прошлом очень долгое время были во взаимодействии друг с другом.

Существующее популярное мнение о хеттах-индоевропейцах, создавших Хеттскую державу, не выдерживает критики. Можно лишь говорить о том, что в стране Хатти существует некая индоевропейская составляющая. При этом магистральная политическая модель – конфедерация, управляемая единым правителем и по сути имеющая социалистический государственный строй, - что является нонсенсом для Древнего Мира, осталась прежней.

Единственные осколки Страны Хатти, существовавшей до прихода индоевропейцев в Малую Азию, – это черкесы и абхазы. И для них «хетт» – это древнее самоназвание.

История хеттов не есть промежуток между XVIII и XII вв. до н. э. Это, как раз тот период, когда будущие европейцы и будущие черкесо-абхазы сосуществовали в рамках одного государственного образования. Именно в этот промежуток времени будущие европейцы переняли у будущих черкесо-абхазов культуру, которая стала основой их Европейской Цивилизации, не говоря уже о генах, который, согласно последним открытиям, в достаточно большом количестве имеется в среде европейцев.

Историческая наука в случае с хеттами ещё раз показывает свою необъективность и неповоротливость, при этом «авторитетно» продавливая «выгодные» идеи, и будучи по определению «индоевропейской», – тянет одеяло на себя.

Теперь хочется привести интересный пример из Библии на хеттскую тему. В ней есть рассказ, о пожалуй, самом известном хетте – Урии Хеттиянине. Этот персонаж Ветхого Завета был в списке лучших воинов правителя государства Израиль – царя Давида. О нём повествует 11 глава 2-й Книги Царств. Все, кто читал Ветхий Завет, помнят эту историю. Поступок Урии Хеттеянина стоит совершенно отдельно от других поступков и деяний, описанных в Библии. В чём отличие? - спросите вы. Отличие в мотивации.

Библия полна историй о различных подвигах, поступках, деяниях. Они совершались во имя веры, Господа, царей, женщин, братьев. Были поступки, совершённые из-за жажды власти, из-за жадности, а причиной других была подлость, корысть и т. д. Были, конечно, деяния и во имя любви и сострадания. То есть в каждом случае есть свой мотив. И поступок Урии кардинально отличается от всех других, описанных в Ветхом Завете, именно своей мотивацией. Вспомним, как это было.

Урия Хеттеянин, отказывается идти домой спать с женой, нарушая тем самым приказ своего царя – Давида. Сам Давид таким образом хотел скрыть причину беременности жены Урии – Вирсавии. Беременность, как мы узнаём из того же рассказа, наступила от того, что в то время, пока Урия находился на войне, царь Давид принудил его жену к близости, и она от него понесла. Если бы Урия хотя бы одну ночь провёл дома, то можно было бы обосновать беременность Вирсавии. Поэтому царь Давид с помощью хитрости пытается отправить Урию ночевать домой.

И вот Урия отказывается идти домой ночевать, хотя это приказ его царя, а, как известно, слово господина – закон для его слуги. Но нет, Урия не идёт домой, а ночует у ворот дворца вместе с охраной. Он не выполняет приказ царя, а следует какой-то собственной внутренней установке. И эта установка сильнее, чем слово царя, хоть слово царя и закон для его слуги. У самого же царя Давида об этой установке нет даже понятия, иначе он выбрал бы другую тактическую хитрость в отношении Урии.

Какая-то этическая норма, неизвестная царю Давиду и другим израильтянам, не позволяет Урии выполнить приказ царя. Любой другой воин на месте Урии, прибывший с войны и давно не видевший свою жену, с радостью бы выполнил приказ царя, даже не задумываясь. Но только не хеттеянин. Он царю отвечает: «… и господин мой Иоав и рабы моего господина пребывают в поле, а я вошёл бы в дом свой есть и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю!» Такое поведение говорит, что Урия Хеттеянин подчиняется этической норме, которая в более позднее время известна у черкесов как – «зекIуэ хабзэ» – неписанный походный закон. Он является частью общей черкесской этики – Адыгэ Хабзэ.

Во время набега, похода, войны каждый воин подчиняется «зекIуэ хабзэ». Основополагающий принцип походного закона звучит так: «Интересы группы (партии, войска, отряда) всегда важнее интересов любого отдельно взятого воина. Ни один отдельно взятый воин не может иметь никаких привилегий и благ в отличии от других до завершения данного похода (войны, набега). Другие важные принципы этого кодекса таковы:

«Уйти с поля боя по любой причине, кроме тактических соображений, оставив других – означает покрыть своё имя и своих детей позором навсегда»
«Командир избирается только на время похода и только по личным качествам».
«Командир покидает поле боя последним».
«Сдаться в плен – самое большое бесчестье».

Эти принципы и требования сохранялись у черкесов в их воинской культуре вплоть до конца XIX века.

И вот в понимании Урии – идти спать со своей женой в то время, когда его боевые товарищи в поле, приравнивается к побегу с поля боя. Такое понимание в принципе характерно для хеттеянина. Единственно возможным выходом для себя он видит – ночевать с такими же воинами как он сам – с охраной дворца, с воинами которые находятся непосредственно при исполнении своих воинских обязанностей. Таким образом, Урия создаёт для себя ситуацию, в которой он может считать себя не убежавшим с поля боя. Царь Давид повторно пригласил к себе Урию на следующий день и «ел с ним, и пил, и напоил его».

Царь надеялся, что в нетрезвом состоянии Урия уж точно пойдёт ночевать домой к своей жене. Однако же нет, не идёт, – ночует с охраной у ворот дворца. Даже напившийся Урия не нарушает свой внутренний устав. Здесь надо подчеркнуть, что никто никогда не упрекнул бы его, если бы он ночевал дома. Только его внутренний принцип и воинское воспитание, его совесть ему и судьи. Именно этот воинский принцип, неизвестный израильтянам, не позволяет выполнить Урии волю царя. Если вы скажете, что в этом нет ничего удивительного, такой принцип мог бы быть не только у хеттов и черкесов, то вы будете неправы –ведь иудеям об этом ничего не известно – это ясно из самого библейского рассказа.

Похоже, что Урии не раз говорили старшие: «Хьет жегъыIэ!» - «Будь хеттом!», то есть – «Приумножай славу хеттов!». И он действительно продолжил и приумножил на тысячелетия. Урия Хеттеянин – символ настоящей воинской чести. Честь стоила ему жизни. Имя Урия ещё несколько раз встречается в истории черкесов, и видимо, в дохристианской Черкесии было достаточно распространено.

Из древней надписи известен – Уэр Хьэту – полный тёзка Урии Хеттеянина, о котором 4 тыс. лет назад писал ассирийский царь Нарасмин. Эта надпись высечена в камне. Написано, что из Западного Кавказа тысячу лет назад пришли хатты под предводительством Уэр Хьэту и захватили город Аккад, и построили города Кархемиш и Тхапсек.

Уэри Дадэ – так звали предводителя касогов (предков черкесов) который в поединке боролся с русским тмутараканским князем Мстиславом в 1022 г. В русских летописях это имя звучит, как – «Редедя».

Уэри Дадэ – так звали судью в народном суде, в одном из рассказов о мудреце Жабагы Казаноко. Уэри был предшественником Жабагы в народном суде.

Во всех случаях, кроме рассказа о судье, имя Урии носят воины – командиры подразделений. Возможно, это воинская должность, либо некое прозвище, данное сослуживцами за боевые заслуги, потому, что по-черкесски:

«Уэрра!» – нападай!
«Уэр» – война, военное.
«Уэрубыд» – военнопленный.
«Уэрыш» – боевой конь.
«Уэркъ» – воин-профессионал, офицер.

(Буква "Э" в черкесском языке – короткий звук А)

По-видимому, английское слово – «wаr» и болгарское – «вор», - происходят от этого древнего корня..

Жену Урии Хеттеянина, которая впоследствии стала женой царя Давида и матерью царя Соломона, звали – Батшеба, что исказилось как – Вирсавия. «Бэ-ит-щабэ» в переводе с языка черкесов читается: Бэ – много, Ит – «содержащая», Щабэ – "нежная". Просто – «нежнейшая». Как имя для девушки, и в сегодняшнем черкесском мире, это имя органично и напоминает такие черкесские имена, как – НэфIыцIэ – «черноглазая», Пагуэ – «курносая», Нащхъуэ – «сероглазая», Щабэ – «мягкая, нежная».

Имя её деда – Ахитофел. Это имя содержит три черкесских корня: «хьет» - хетт, «фэ» - внешность, вид и «лlы» - мужчина. «А» – это обычное в адыго-абхазской группе языков приставка указывающий на конкретный объект – уточняющий аффикс. Лингвисты пытаются переводить это имя с древнееврейского, в результате получается – «брат безумия». Согласитесь, не самое подходящее имя для советника царя Давида да и вообще это имя аллогично для любого народа.

Возвращаясь к Урии Хеттеянину хочется добавить, что для современного черкесского мужчины поведение Урии не вызывает удивления. И для современного черкеса это нормальное поведение, полностью понятное и естественное. Восемь из десяти адыгов в такой ситуации на месте Урии, скорее всего, поступили бы так же, и это было бы для них органично.

Ещё один важный момент. Рассматривая юридические нормы в Хеттском государстве и этические нормы в Черкесии в XVIII-XIX вв., также и обычное право у черкесов, невозможно не обратить внимание на явные аналогии. Они касаются «отчётливо» выраженной гуманности у хеттов и у черкесов в отличие от своих соседей. Многие исследователи подчёркивают гуманность хеттских законов, большую мягкость по сравнению с законами вавилонян, ассирийцев, египтян, израильтян – современников и соседей хеттов.

Хетты давали более высокую оценку жизни, личности и достоинству человека. В Стране Хатти смертная казнь фактически была под запретом, – только царь мог приговорить к смерти и то только за политические преступления. Абсолютно аналогичное отношение к смертной казни мы находим и у черкесов. Смертная казнь настолько была неизвестна в домусульманской Черкесии, что первый смертный приговор, вынесенный одним из первых шариатских судов в Кабарде (Восточная Черкесия) – остался без исполнения. Для его исполнения не смогли найти палача. В стране, где буквально каждый был готов сносить головы врагу в честном бою, не нашлось ни одного, готового отрубить голову беззащитному преступнику!

Наивысшей мерой наказания у черкесов – было изгнание из рода и селения. Изгнанный уходил из своего аула или племени в другое место к другому народу, либо скитался в горах. Так появились абреки. «Абрадж» в переводе с адыгского – «живущий на природе, вне поселений». Обычно тот, кто раскаялся, приходил в чужое селение, где по законам гор, его принимали как гостя. У него был шанс начать всё заново, к нему не относились предвзято как к преступнику. И это тоже пример гуманности. Сегодня ещё существует черкесский народ, у которого за всю историю вообще никогда не было смертной казни – это убыхи.

Историк Оливер Герни писал: «У хеттов полностью отсутствуют страсть к пыткам и жестокостям, которая так явно проглядывает в победных анналах ассирийских царей». Это полная аналогия с описаниями польского офицера Теодора Лапинского, три года жившего среди черкесов во время Кавказской войны. Он писал: «Черкес по своей натуре храбр, решителен, но не любит бесполезно проливать кровь, и не жесток. У черкесов изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, ног, убийства невооружённых, гнусности над женщинами, которыми сопровождается война, совсем неизвестны».

Другая аналогия Черкесии и Страны Хатти – это наказание имуществом. В хеттском обществе наказанием за убийство свободного человека – была «плата за кровь»: 4 раба, похороны за счёт убившего и отдает в обеспечение свой дом. В Черкесии также была чётко установлена плата за убитого. В зависимости от того какого сословия был убитый, варьировалось количество слуг, голов крупного и мелкого рогатого скота, оружия и доспехов. Мы видим тот же принцип наказания через 3500 тыс. лет.

Чешский учёный Бейджих Грозный, один из основоположников современной хеттологии, расшифровавший индоевропейский хеттский язык, гуманность хеттов относил к тому, что они, будучи, по его мнению, индоевропейцами, – обладали врождёнными способностями к управлению. «Это было у них в крови» – писал Б. Грозный. Можно сказать, что выразив такую мысль, Грозный ошибся дважды. Первая ошибка произошла, видимо, по незнанию. Тогда ещё не было известно, что не все люди, говорящие на индоевропейских языках – братья и родственники (как например, неродственны генетически афроамериканец из Нью-Йорка, для которого родной язык английский – индоевропейский и индус для которого родной санскрит – индоевропейский).

И вторая ошибка. Если даже допустить, что все народы, говорящие на индоевропейских языках – родственны, и если это, как сказал учёный, «в крови» у всех индоевропейцев, – где тогда аналог этой гуманности в индоевропейском мире в другой стране? На сегодняшний день, как мы видим, аналог есть только у черкесов, однако – они народ не индоевропейский. Эти глубоко проникшие в ментальность народа гуманные, признающие личность человека и жизнь его высшей ценностью, установки, как особый склад ума существовали и у хаттов. Они сохранились и у последнего осколка народа Хатти – черкесов.

Индоевропейцы хоть и долгое время находились в одном государстве с будущими черкесами, но эту особую ментальность не переняли, – как показала более поздняя история Европы. Возможно, эти этические установки, о которых говорилось выше, не так видны, как «Хьет жегъыIэ!» или песня о войне с Рамзесом, но однозначно – они такие же свидетельства того, что черкесы – наследники того доиндоевропеского мира Страны Хатти и более поздней Хеттской Державы.

Чем было «Хьет жегъыIэ!» в древнем мире будущих черкесов в Стране Хатти? Возможно, это был какой-то военный девиз или призыв перед сражением, или простое повседневное воспитательное наставление. Установить это теперь уже не представляется возможным. Но если принять во внимание, что это выражение дошло до наших дней через 3,5 тысячи лет, то это благодаря огромной силе и эмоциональному наполнению, заложенному в этом коротком сочетании слов. У русских есть поговорка – «Эх была – не была!». Эта поговорка очень полно передаёт настоящий русский дух. «Хьет жегъыIэ!» точно также полно передаёт настоящий черкесский дух и дух древних хеттов…

Эта глава начиналась с критики в адрес историков и справедливо будет завершить её призывом к будущим историкам: «Обращайте внимание на те знания, которыми владеет народ, на его песни, танцы, язык, а не только на те знания, которые собраны в книгах!» Остаётся только пожелать историкам будущего – Хьет жегъыIэ!