Меню
Бесплатно
Главная  /  Экзема у человека  /  Синквейн: как составить примеры. Виды синквейнов с примерами Как составлять синквейн по истории

Синквейн: как составить примеры. Виды синквейнов с примерами Как составлять синквейн по истории

Мастер-класс «Синквейн на уроках истории»

Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории

ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»

«Это не должен знать каждый, но это так интересно!»

Современная учебная программа по истории в рамках ФГОС сегодня разительно отличается от прежних, с каждым годом приобретает всё новые особенности.

Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило и студентов активизировать свои творческие способности как во время выполнения домашних заданий, так и на уроках. К счастью, написание синквейнов не такая сложная работа, как может показаться.

Что же такое синквейн?

Синквейн – это название формы стихотворения, причём (в этом месте легко представить себе облегчённый вздох студентов) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японской поэзией танка и хайку. Чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами являются строки – в синквейне их действительно ровно пять. Каждая строка несёт определённую функцию и смысловую нагрузку. В классическом синквейне строгое соблюдение слов и слогов в строках. В дидактическом синквейне соблюдение этой строгости не обязательна.

В своей работе я использую дидактический синквейн, о нём и пойдёт речь.

Опорной схемой дидактического синквейна является такое описание.

    Первая строка : тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

    Вторая строка : характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

    Третья строка : раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

    Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

    Пятая строка : синоним первой строки, итог всей темы.

Рассмотрим инструкцию составления синквейна. Для того чтобы синквейн писать было проще, необходимо:

    выбрать интересную тему;

    использовать яркий исторический персонаж или правителя;

Давайте обратимся к примерам исторических синквейнов.

Чтобы составить синквейн по теме «Первые русские князья», можно или предложить исходное слово, или пропустить любую строчку с целью правильно дописать её.

Князь Олег Князь Игорь
Отважный, жадный Легендарный, храбрый
Объединил, заключил, расширил Воевал, требовал, разорял
Первый Киевский князь. Погиб от рук древлян
Вещий Сын Рюрика

Князь Игорь Княгиня Ольга
Отважный, жадный Неподкупная, жестокая
Воевал, требовал, разорял Отомстила, крестилась, реформировала
Погиб от рук древлян Была мудрой управительницей

Сын Рюрика Защитница Руси

Князь Святослав Князь Владимир
Храбрый, непокорный Человеколюбивый, дальновидный
Расширил, перенёс, завоевал Расширил, крестил, укрепил «Македонский на Руси» В народе названный «Красно Солнышко»
Воин Христианин

Особенно значимые синквейны составляют обучающиеся в ходе открытых уроков, демонстрируя свои творческие способности. По теме «Крымская война» можно предложить такие:

Нахимов Даша Севастопольская

Храбрый, заботливый Решительная, бесстрашная

Защищает, побеждает, отстаивает Лечит, помогает, побеждает

Стал символом Севастополя Служит России

Адмирал Сестра милосердия

Матрос Кошка Севастополь

Храбрый, отважный Сражающийся, героический

Сражается, защищает, побеждает Обороняется, защищается, умирает

Герой Севастополя Адмирал Нахимов

Зачем же нужен синквейн? Педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения студентов, даёт понять, о чём он пишет. Синквейн укоренился в программе, благодаря умелому сочетанию таких функций:

    Развитие мышления;

    Расширение словарного запаса;

    Умение анализировать сложную информацию;

    Выявление главного из массы информации;

    Развитие умения делать выводы

Таким образом, форма синквейна оказалась очень актуальной в преподавании истории для требований сегодняшнего времени, особенно для резюмирования исторического материала.

История

Подлинная, гуманитарная

Расследует, устанавливает, черпает

Изучает человека в прошлом

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Составление синквейнов
Цель
Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке.
Задачи
Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях.
СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».
Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
Шаг 1.
Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
Шаг 2.
Для уроков нам нужент дидактический синквейн.
Пример дидактичекого синквейна.

Шаг 3.
Цели синквейна на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие активности и самостоятельности.
Формирование познавательного интереса.
Развитие эмоциональной увлеченности предметом.
Обогащение словарного аппарата.

Создание ситуации успеха.
Шаг 4.
А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.
Для основной темы возьмём слово- музыка.
Шаг 5.

Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная.
выберем- нежная, увлекательная.
Шаг6.
Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается,слышится, зовёт,манит, развивается.
Выберем- рождается, манит, зовёт

Шаг.7
Коротрок предложение.
Варианты- музыка западает в душу, музыка и поэзия неразделимы, музыка - главное достижение человечества.
Выберем- 3 предложение.
Шаг 8.
Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция.
Выберем- вечность
Шаг 9.
Вот, что у нас получилось.

Музыка
нежная, увлекательная
рождается,манит, зовёт
музыка-главное достижение человечества

вечность.
Шаг 10.
Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым учебным предметам в картинках.











Шаг 11.
Примеры с других уроков.
.Математика.
.познавательная, великая.
считать,думать, мыслить
математика-царица наук

арифметика.

Галогены
Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Рождающие соли
Элементы.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Биология
естественная, описательная
классифицирует, описывает, рассматривает
изучает все аспекты жизни
наука

Физическая культура
лечебная, адаптивная
формирует, развивает, укрепляет
направленна на сохранение и укрепление здоровья
спорт

Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
поверхность

Литература
древняя, познавательная
даёт знания, помогает, учит
многие любят этот предмет
Знание

Шаг 12.
Синквейны могут быть на разные школьные темы.



Шаг 13.
Темы могут быть самые разнообразные.
1.Жизнь.
2.Активная, бурная.
3.Воспитывает, развивает, учит.
4.Дает возможность реализовать себя.
5.Искусство.

1. Будущее.
2. Счастливое, богатое.
3. Задуматься, работать, создать.
4. Будущее надо строить самому.
5. Счастье.

1.Будущее.
2.Информационное, межпланетное.
3. Предвидеть,предугадать, тревожиться.
4. О будущем надо задуматься
5.Неизвестность

1.семья
2.большая дружная
3.любят заботятся живут
4.все вместе под одной крышей
5.ячейка общества

1.Любовь.
2.Сказочная, фантастическая.
3.Приходит, окрыляет, убегает.
4.Удержать ее умеют единицы.
5 Мечта.

1. ДРУЖБА
2.крепкая,верная
3.объединяет поддерживает лечит
4.Дружба -великая сила
5.согласие

1.Рояль.
2.Чёрный, звонкий.
3.Тосковал, смеялся, гремел.
4.Мог петь о человеке и о любви.
5.Живой

1 Песня
2.народная, эстрадная
3.включают, сопровождают, исполняют
4.поэтический текст с несложной мелодией
5.вокальная музыка

1 Сказка.
2 Мудрая, загадочная.
3.Колдует, интересует, учит.
4 В ней добро побеждает зло.
5 Волшебница.

Шаг 14.
Синквейны

Разделы: Иностранные языки

Переход к информационному обществу сопровождается глобальными изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В большой степени эти изменения касаются системы образования, главной задачей которой является переход на обучение на основе компетентностного, деятельностного подхода. В настоящее время необходим такой выпускник, который способен максимально самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, мыслить творчески.

Чтобы добиться успешности в обучении учащихся, преподаватель должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свой урок. Современные педагогические подходы, приемы обучения учащихся позволяют повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний.

Выбор и дальнейшее применение любого обучающего приёма должно основываться на принципах гуманизации, дифференциации и индивидуализации, демократизации. Необходимо придерживаться тенденции перехода от информационных форм к активным формам и методам обучения, которые предполагают элементы проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Происхождение синквейна и его особенности.

Слово синквейн происходит от французского “пять”. В вольном переводе это слово означает (“пять вдохновений’ или “пять удач”)

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

Синквейн используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, как инструмент для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Особенности синквейна заключаются в том, что он является формой свободного творчества, синквейн прост в построении, а главное он полезен для развития способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и лично-ориентированной.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка – это тема синквейна, заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (обычно этим словом является существительное или местоимение).
  2. Вторая строка состоит из двух слов, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (как правило, используются прилагательные или причастия).
  3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка содержит слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Схема синквейна:

1 строка – тема синквейна - существительное

2 строка – описание признаков и свойств объекта – два прилагательных

3 строка – характерные действия объекта – три глагола

4 строка – фраза, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – слово = резюме, характеризующее суть объекта – существительное

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Алгоритм работы над синквейном, варианты синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учащихся.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, (Приложение 1) возможны следующие варианты:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, ученик должен на основе существующих ее определить).

чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме “классического” варианта написания синквейна мною используются следующие варианты:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну, анализ неполного синквейна. (Приложение 2) При данном виде работы можно увидеть в полной мере не только лексический объём знаний обучающихся, но и коррекцию, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов. Предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна. (Приложение 3) По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае, можно подобрать более верно фразу в четвертой строке.

Заключение.

Прием составления синквейна, на первый взгляд кажущийся простым, скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто. Но эта работа является одновременно сложной и плодотворной, как для преподавателя, так и для учащихся.

Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов учащихся – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый ученик получает на уроке положительные оценки. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.

Литература.

  1. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. - С. 105.
  2. Написание синквейнов и работа с ними . Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетикиКГМУ).
  3. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013 , №7.

Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек. Временем ее зарождения принято считать двадцатый век, а местом – Америку. Основным фактором, который повлиял на формирование такого стиха, является японское поэтическое творчество, популярность которого на то время была очень широка. Не удивителен тот факт, что о синквейне узнали и на территории России, и вообще во всем мире. Оказалось, что это довольно эффективный метод, способствующий развитию образной речи. Известно, что такие пяти строчные стихи составлялись и на дидактическую тематику.

"Первопроходцем" в области сочинения классического синквейна стала поэтесса Аделаида Крэпси, она же выступила и изобретателем этого причудливого стиха. Как уже вспоминалось, основой для его создания были японские мотивы. В 1914 синквейны авторства Аделаиды были помещены в сборник стихов, изданный после ее смерти.

Чтобы составить стих такой модификации, не нужно обладать особыми умениями. Это, в первую очередь, свободное творчество, и чтобы написать синквейн, нужно найти самые основные элементы данной информации, а потом сделать краткмй вывод в четкой, лаконичной форме. Сегодня в школьной программе распространена практика синквейнов. Они являются хорошим средством подведения итогов по изученному материалу на уроке литературы. А что касается других дисциплин, то это отличное упражнение, заменяющие банальные итоговые задания для обобщения и систематизации программного материала.

Составить синквейн и ученику, и взрослому очень просто, и, кстати, эта особенность делает его кратчайшим и результативным путем к общему развитию ребенка, который способствует быстрому формированию аналитических способностей. Внедрение такого вида работы в школьную практику связано еще и с тем, что он забирает намного меньше времени, но зато дает намного больше результатов. Таким образом, материал усваивается быстрее и лучше, чего не дают обычные школьные сочинения.

Преимуществом синквейна перед стандартными упражнениями еще и в том, что он имеет более строгие рамки, что позволяет выразить мысль четко, лаконично и кратко. А чтобы изъяснение соответствовало всем этим критериям, учащийся применяет весь арсенал интеллектуальных и творческих способностей, смекалку и, конечно же, фантазию.

Как составить Синквейн

Синквейны, в свою очередь, классифицируют на 2 подвида:

  • традиционный, который также имеет несколько модификаций:
    • обратный;
    • зеркальный;
    • синквейн-бабочка и другие.
  • дидактический.

В основе традиционного лежит слоговый принцип. Он состоит в том, что число слогов в 5 строчках синквейна должно быть равно 22.
В основе дидактического синквейна лежит смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:

  • 1 строчка – тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);
  • 2 строчка - 2 слова, которые дают характеристику объекту;
  • 3 строчка – 3 слова, описывающие действия, совершаемые объектом;
  • 4 строчка – 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;
  • 5 - 1 слово, своеобразное резюме-характеристика описываемого объекта.

Примеры Синквейнов

Вот пример дидактического синквейна:

Солнце
Зимнее, неверное
Прячется, охотится, стреляет
И только Человек не видит
Прицела.

Учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №1

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Панина Лидия Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

Учитель высшей квалификационной категории

Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся

4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова .

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

Синквейны по литературному чтению .

С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

1. Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие. (Серов Виктор)

  1. Дружба.
  2. Верная, честная.
  3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
  4. Дружба нужна каждому человеку.
  5. Привязанность. (Рудакова Мария)
  1. Дружба.
  2. Нужная, неразлучная.
  3. Понять, защитить, не предать.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Товарищество. (Чигирёв Егор)

М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

1 . Будущее .

2. Счастливое, богатое.

3. Задуматься, работать, создать.

4. Будущее надо строить самому.

5. Счастье. (Силантьев Александр)

  1. Будущее.
  2. Информационное, межпланетное,
  3. Предвидеть, предугадать, тревожиться.
  4. О будущем надо задуматься.
  5. Неизвестность. (Малюгина Наталья)

Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

  1. Математика.
  2. Познавательная, великая.
  3. Открывает, развивает, учит мыслить.
  4. Думать, решать - много знать.
  5. Царица наук. (Сорокина Алина)
  1. Математика.
  2. Сложная, занимательная.
  1. Считать, думать, мыслить.
  2. Гимнастика для ума.
  3. Арифметика. (Смакаева Ксения)