Меню
Бесплатно
Главная  /  Перхоть  /  Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Ракета синева технические характеристики

Ракеты морского базирования «Синева» и «Булава. Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»? Ракета синева технические характеристики

Изменить размер текста: A A

9 июля 2017 года исполняется 10 лет со дня выхода Указа Президента России о принятии на вооружение ракеты Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Ракета «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание в мире и является основой морских стратегических ядерных сил России. Сегодня мы рассказываем о том, как началась и реализовалась эта опытная конструкторская разработка.

Смутное время

Так случилось, что в «лихие 90-е» проведение заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин» и серийное изготовление ракет Р-29РМУ разработки АО «ГРЦ Макеева » не были подтверждены годовыми планами и фактическим финансированием. В результате изготовление ракет было остановлено (последняя ракета была отправлена с Красноярского машиностроительного завода на Северный флот в 1993 году).

В апреле 1998 года Министерство обороны выработало предложения о развитии морских стратегических сил, которые сокращали количество ремонтируемых лодок и подтверждали прекращение изготовления ракет Р-29РМУ.

В это время Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева при поддержке Российского космического агентства, в ведение которого в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1998 года были переданы вопросы боевой ракетной техники стратегического назначения, внесли в Совет безопасности РФ предложения о возобновлении производства ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин». Представленные предложения были восприняты с пониманием.

Впоследствии, когда на государственном уровне были приняты предложения Минэкономики и Минобороны о прекращении опытно-конструкторской разработки по теме «Барк», были также приняты предложения ГРЦ и Роскосмоса о возобновлении производства (модернизации) ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов подводных лодок «Дельфин».

В июле 1998 года по результатам рассмотрения предложений ГРЦ и Роскосмоса были даны поручения определить необходимые объемы и сроки дальнейшего производства ракет Р-29РМУ, после чего руководство страны установило порядок и сроки разработки ракеты «Синева» и комплекса, начиная с выпуска авиапроекта.


Благодаря этому решению Россия сохранила морские стратегические ядерные силы в условиях, когда «форсированная» разработка твердотопливной ракеты «Булава» (головной разработчик Московский институт теплотехники) оказалась несостоятельной, поскольку в настоящее время летные испытания ОКР «Булава» все еще не завершены, а ракета находится на третьем году опытно-штатной эксплуатации.

Начало разработки

В октябре 1998 года на совещании предприятий промышленности, ВМФ и Генерального штаба ВС РФ, проведенном на Красноярском машиностроительном заводе, были выработаны предложения о порядке и сроках реализации принятых решений. От ГРЦ в работе совещания, ставшего поистине историческим, принимал участие первый заместитель генерального конструктора В.Г. Дегтярь, который в декабре был назначен генеральным конструктором - начальником ГРЦ им. академика В.П. Макеева. Так началась опытно-конструкторская разработка.

В декабре 1998 года разработаны технические предложения, в которых определялся объем работ по ракете и комплексу. В июле 1999 года Министерством обороны (ВМФ) утверждено тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Синева» и заключен государственный контракт. В ноябре 1999 года выполнен эскизный проект, в январе 2000 года для дальнейшей разработки принят вариант ракеты «существующего типа» (без изменения габаритов ступеней) с четырехблочным оснащением, при сохранении технической возможности применения многоблочной комплектации со средствами противодействия противоракетной обороне.

Возобновление производства стратегических ракет после остановки их серийного производства требует изготовления по действующей документации установочных партий, деталей, узлов, агрегатов и т. д., проведения квалификационных и других необходимых испытаний. В конце 90-х такой путь, соответствующий установленному порядку, стал нереальным. Во-первых, из-за невозможности воспроизводства бортовой аппаратуры системы управления на «старой» элементной базе, вследствие утраты расположенных в «ближнем

зарубежье» производств комплектующих электрорадиоизделий и приборов; по боевым блокам аналогичная проблема была решена заблаговременно проведением опытно-конструкторской работы «Станция». Во-вторых, из-за необходимости замены ряда комплектующих изделий, материалов, заготовок, которые по тем или иным причинам перестали поступать с российских предприятий.

В 1999-м были начаты и в 2000 году в полной мере развернуты работы по возобновлению производства ракет с проведением квалификационных испытаний двигательных установок первой, второй и третьей ступеней. В феврале 2000 года утверждена правительственная «Программа возобновления серийного производства …», определившая финансирование части работ за счет средств Федерального бюджета, направленных на капитальное строительство (заказчик Роскосмос). В апреле 2001 года принято решение о совмещении работ по производству первых товарных партий носителей ракет с изготовлением их в интересах опытно-конструкторской работы «Синева». После успешной защиты эскизного проекта разработана конструкторская документация, а затем в полном объеме была проведена экспериментальная отработка макетов и узлов ракеты.


В 2003 году под руководством государственной комиссии были начаты испытания, которые успешно завершились в июне 2004 года (председатель государственной комиссии - начальник штаба Северного флота, вице-адмирал С.В. Симоненко , технический руководитель - генеральный директор, генеральный конструктор АО «ГРЦ Макеева» В. Г. Дегтярь).

С учетом положительных результатов совместных летных испытаний государственной комиссией подписан «Акт о завершении испытаний», в котором было предложено летные испытания считать завершенными и рекомендовано принять корабельный ракетный комплекс Д-9РМУ2 с ракетой Р-29РМУ2 «Синева» на вооружение ВМФ.

Результаты разработки

В декабре 2004 года итоговый отчет государственной комиссии рассмотрен и одобрен Военно-Морским Флотом и Роскосмосом. Также в декабре совместным решением ВМФ, Роскосмоса, Росатома и Федерального агентства по промышленности был утвержден акт Центральной межведомственной комиссии (председатель - начальник 1077 ВП МО, капитан 1 ранга А.И. Юрчиков), рекомендовавший конструкторскую, эксплуатационную и технологическую документации для серийного производства и эксплуатации.

В результате ОКР «Синева» созданы:

Ракета Р-29РМУ2, как ракета «существующего типа РСМ-54» в терминологии Договора СНВ-1, которая оснащается боевыми блоками среднего класса мощности, разработанными в опытно-конструкторской работе «Станция», и средствами противодействия противоракетной обороне; при этом в бортовой аппаратуре системы управления применена новая (российская) элементная база;

Корабельная цифровая вычислительная система «Арбат -У2», в прототип которой введены: малогабаритное долговременное запоминающее устройство, позволяющее оперативно внедрять любые программные доработки, а также цифровой счетно-решающий прибор; внедрение вновь созданных приборов и устройств позволило использовать на подводной лодке все ракеты типа Р-29РМ при любом их сочетании;

Унифицированная система «малой телеметрии»; средства подготовки технической информации на гибком магнитном диске по боекомплекту ракет; средства подготовки данных для автоматизированного боевого планирования применения ракет; реализованы доработки системы прицеливания и наземного оборудования.

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» так же, как и ее предшественницы, начиная с базовой ракеты Р-29РМ, обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных, морских и сухопутных стратегических ракет и имеет ряд новых реализованных качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы; повышенную точность стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС ) режимах работы системы управления. Оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования в условиях развертывания ракетной обороны. Боевая ступень ракеты и средства противодействия разработаны на основе адаптивно-модульного принципа и предусматривают возможность гибкого реагирования на изменения противоракетной обороны.

Мировой рекорд

Высокие энергетические возможности ракеты Р-29РМУ2 «Синева» были продемонстрированы в испытательных и учебно-боевых пусках в рамках стратегических командно-штабных учений Военно-морского флота «Стабильность-2008», когда в Баренцевом море с борта ракетоносца «Тула » были произведены пуски ракет Р-29РМУ2 «Синева». 11 октября 2008 года состоялось два пуска ракет: на рекордную максимальную дальность в акваторию Тихого океана и по специальной (настильной) траектории с малым подлетным временем по боевому полю «Кура ». Президент РФ Дмитрий Медведев высоко оценил результаты учений на Северном флоте, особо отметив пуск «Синевы» на максимальную дальность стрельбы: «В рамках одного из эпизодов учений состоялся пуск баллистической ракеты «Синева» на дальность полета. В пуске была зафиксирована дальность 11 тыс. 547 км. Это лучший результат, который когда-либо был достигнут при использовании этой баллистической ракеты», - сказал он в ходе беседы с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов » и в заключение подчеркнул: «Это хороший результат, и это означает, что у нашей баллистической ракеты «Синева» есть хорошие перспективы. Практически ни одна ракета такого класса на такое расстояние, на такую дальность еще не летала».

Таким образом, была превышена максимальная дальность стрельбы ракеты ВМС США «Трайдент-2» (11.300 км). Ракета «Синева» обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволила адекватно реагировать на военные вызовы XXI века. Возможности «Синевы» и группировки подводных ракетоносцев «Дельфин» с целью создания запаса прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и долгосрочны.

Ракета двойного назначения

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» явилась примером создания ракеты-носителя двойного назначения. Что это значит? С одной стороны, БРПЛ обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Сегодня эта ракета стала основой морской составляющей стратегических сил России, ею вооружены все ракетоносцы класса «Дельфин» Северо-Западной группировки подводных сил ВМФ. С другой стороны, ГРЦ - один из крупнейших научно-технических центров страны. Его специалисты проводят работы в рамках Федеральной космической программы, участвуют в международных космических программах в качестве партнера ведущих космических агентств Европы и Азии . Ракетный центр обладает значительным научным потенциалом, уникальными технологиями и современной экспериментальной базой.

В рамках использования оборонной тематики в мирных целях АО «ГРЦ Макеева» организует и проводит коммерческие пуски переоборудованных БРПЛ с выведением в космос полезных нагрузок. Завершенными работами в этих направлениях являются запуски с подводных лодок в верхние слои атмосферы экспериментальных и технологических блоков с целью проведения научных исследований, получения новых материалов и биопрепаратов в условиях микрогравитации, а также запуски космических аппаратов в околоземное пространство.

«Гордость Отечества»

В 2008 г. ракета-носитель «Штиль-Синева» стала победителем регионального конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» и была выдвинута на соискание почетного статуса «Гордость Отечества» федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России».

На состоявшейся 24 декабря 2008 года торжественной церемонии, проходившей в резиденции губернатора, представителям АО «ГРЦ Макеева» были вручены Почетный диплом победителя и памятный Знак от губернатора Челябинской области «Лауреат премии по качеству 2008 года в сфере промышленности».

По итогам федерального этапа Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» ракета-носитель «Штиль-Синева» признана лидером в области продукции высокого качества и удостоена почетного статуса «Гордость Отечества». Особая значимость этой награды заключается в том, что лишь единственный вид продукции со всей России получает ее один раз в год. 16 февраля 2009 г. в Москве в рамках работы XV юбилейной научной конференции Академии проблем качества состоялось вручение этой награды. Президент Академии проблем качества Григорий Элькин вручил представителям АО «ГРЦ Макеева» памятный Знак и сертификат почетного статуса «Гордость Отечества».

Организаторами Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» было особо отмечено, что впервые на конкурсе представлена ракета двойного назначения, которая по энергомассовому совершенству опережает иностранные аналоги (американский «Трайдент-2» и французский М-51), а оснащение системой управления с коррекцией траектории по спутникам глобальной навигационной системы ГЛОНАСС обеспечивает ракете повышенную точность.

Награды Родины

Указом Президента Российской Федерации (сентябрь 2010 года) «За большой вклад в разработку и создание специальной техники, и многолетний добросовестный труд» за разработку ракеты и ракетного комплекса «Синева», который будет продолжать оставаться основой морской составляющей стратегических ядерных сил России до 2025 года и далее, были награждены специалисты ГРЦ: орденом Почета - первый заместитель генерального конструктора Ю.С. Телицын и заместитель генерального конструктора Г.В. Додин ; медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: первый заместитель генерального конструктора В.К. Прокофьев , заместитель генерального директора по госзаказам Н.В. Пестерева, заместитель генерального директора по экономике и финансам С.А. Глазырин , заместитель начальника отделения Л. Н. Баранова , начальники отделов Т.В. Белоконная, О.И. Вядро, В.И. Лямкин, С.Н. Мальцев , П.В. Петров , А.Н. Беляков , заместители начальников отделов В.И. Фомин , А.И. Исаков , начальник сектора Е.В. Балдин , начальники групп Н.П. Ерахнович, М.Н. Сибгатуллин , ведущий инженер В. Ф. Волков . Генеральный директор, генеральный конструктор предприятия В.Г. Дегтярь был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов в Правительственной телеграмме от всей души пожелал работникам ГРЦ, удостоенным высоких государственных наград, доброго здоровья, большого личного счастья и дальнейшей плодотворной деятельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Венцом научных разработок стала ракета-носитель «Штиль», созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок «Синева» для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты (далее «Штиль-Синева»). Так, например,

7 июня 1998 года впервые в мире с подводной лодки «Дельфин» из подводного положения переоборудованной ракетой «Штиль-Синева» выведены на орбиту ИСЗ «Tubsat-N» и «Tubsat-N1» разработки Берлинского технического университета, а 26 мая 2006 года такой же ракетой выведен на орбиту космический аппарат «Компас-2», разработанный специалистами ГРЦ в рамках Федеральной космической программы. Аппарат предназначен для отработки методик предсказания землетрясений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С момента принятия на вооружение кооперацией предприятий (АО «ГРЦ Макеева» - головной разработчик, АО «Красмаш» - головной завод-изготовитель) на 1 января 2017 года изготовлено и передано на боевое дежурство Военно-морскому флоту достаточное количество серийных ракет Р-29РМУ2 «Синева» высокого качества. Об этом свидетельствуют результаты практических пусков, выполненных по программе контрольно-серийных испытаний изготовленных партий ракет, учебно-практических пусков по планам боевой подготовки, и особенно пусков, произведенных в рамках стратегических командно-штабных учений Минобороны. За этот период был проведен 21 пуск ракеты «Синева», из которых 20 выполнили полетные задания и доставили полезную нагрузку на боевое поле с высокой точностью.

Отмечу, что основную нагрузку при серийном изготовлении ракет Р-29РМУ2 «Синева» несут коллективы заводов-изготовителей: Красноярского (АО «Красмаш»), Златоустовского (АО «Златмаш»), Миасского (АО «ММЗ») машиностроительных заводов, которые вместе с АО «НИИ «Гермес» в настоящее время включены в интегрированную структуру акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» и вместе с коллективом ГРЦ имеют прямое отношение к почетному статусу «Гордость Отечества», которым удостоена в 2008 году ракета Р-29РМУ2 «Синева», называемая в иностранной печати «шедевром морского ракетостроения».

Подготовлено пресс-службой АО «ГРЦ Макеева».

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате

Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Главные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней – 3; длина 14,8 м; поперечник 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; поперечник 3-й ступени 1,85 м

Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени

и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) движок 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) движок 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) движок 1-й ступени

Наибольшая дальность стрельбы – 8300 км; точность (радиальное возможное отклонение) – 500 м

Смущение мирового общества можно осознать: наш ВМФ показал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая в особенности трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели значительно меньше, чем из более низких широт. Можно осознать и негодование.

«Запуск баллистических ракет без извещения янки – это прямое нарушение контракта СНВ-1, — гласит заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. – Более того, “потаенный” пуск мог спровоцировать конфликт, прямо до ядерного удара».

Вобщем, по словам профессионалов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает линию движения полета ракеты. «Американцы совершенно точно зафиксировали пуск, и, лицезрев, что ракета идет на Куру, вероятнее всего, успокоились», – считает Виктор Литовкин.

Но прямой провокацией это навряд ли было. Большая часть профессионалов склоняется к тому, что старт оказался обычный тупостью. «Причиной может быть обыденное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к огорчению, уровень подготовки нынешних управляющих Минобороны очень низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто тупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т.д.»

Нас же, как обычно, заинтересовывают не столько политические, сколько технологические нюансы вопроса. Мы попробуем в общих чертах поведать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», либо говоря по-военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) – трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на водянистом горючем и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок личного наведения.

Предшествующая версия

Это новенькая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы тут работал еще сам знаменитый конструктор Виктор Макеев), для пуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ.

Тогда перед разработчиками стояла задачка сделать МБР с наивысшими ТТХ при условии внесения малых конфигураций в конструкцию самой подводной лодки. Потому значимая часть решений была взята от ракеты предшествующего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Но не стоит мыслить, что новенькая ракета стала просто модификацией старенькой.

Это – значительно новый продукт, получивший три ступени, снаряженный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и т.д.. В сопоставлении со собственной предшественницей, она стала практически на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; малость возросла и наибольшая дистанция полета. Размеры ракеты возросли совершенно малость, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Принципиально и то, что ракета вначале готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала располагаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сейчас этих кораблей в составе ВМФ Рф насчитывается 7, любой из их несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем пойдет речь ниже). Они являются основой морской составляющей несчастной «ядерной триады». По последней мере, пока в строй не вошли подлодки последнего поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны располагаться несчастные ракеты «Булава», о которых мы ведали в заметке «Гнев Нептуна».

Последний штришок

Работу над новой модификацией, которая и получила заглавие «Синева», начали в 1999 г. В новейшей модификации немного поменялись размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электрического импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новеньком вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новейшей модификации были сделаны и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Германские спецы окрестили ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные движки первых 2-ух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Движок первой ступени состоит из 2-ух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного управляющего. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания управляющего блока. Движки 2-ой и третьей ступеней – однокамерные.

Корпус 2-ой ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, фронтальное днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и располагаются боевые блоки и движок третьей ступени. Тут же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру корректировки линии движения полета. Корректировка ведется по измерениям координат навигационных звезд и по инфы навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6-7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп сразу всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя любая из их, в согласовании с международными соглашениями, оснащается только 4-мя боеголовками, в принципе можно прирастить это число до 10-ти. Такая модификация была удачно испытана.

Вобщем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров посылает в стан противника неописуемый удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и любая способна убить большой город. Для сопоставления: крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40-50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, наибольшая дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), но на испытаниях в октябре прошедшего года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда далее – до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже далее, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II(11 тыс. км).

Выходит, что снаряженные «Синевой» подлодки могут наносить удар, например, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь тяжело даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, практически, значит, что ракета за минутки забрасывает тяжкий джип на обратную сторону планетки. По этой характеристике – отношению своей массы к массе забрасываемого груза – «Синева» является мировым рекордсменом.

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате


Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Основные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней — 3; длина 14,8 м; диаметр 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; диаметр 3-й ступени 1,85 м


Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Максимальная дальность стрельбы — 8300 км; точность (круговое вероятное отклонение) — 500 м


Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т. д. »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна ».

Последний штрих

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Фото arms-expo.ru

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV).

Ракета РСМ-54 "Синева" была разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" (ныне Открытое акционерное общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева").

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой РСМ-54 был принят на вооружение в 1986 году. С 1996 года производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе.

Летные испытания ракеты "Синева" были успешно завершены в 2004 году.

9 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева".

Характеристика

Масса ракеты РСМ-54 "Синева" равна 40,3 тонны, масса головной части – 2,8 тонны, длина – 14,8 метра, диаметр – 1,9 метра.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава.

Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступени осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем – переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 метров при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 километров, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 метров. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета "Синева" обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева" в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно оснащение ракеты осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.

Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" – ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 килограммов.