Меню
Бесплатно
Главная  /  Перхоть  /  Подводные лодки с ракетами синева. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты. Вариант под названием «Тула»

Подводные лодки с ракетами синева. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание и интересные факты. Вариант под названием «Тула»

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П.

Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки. Поставленные задачи были решены разработкой оригинальной трехступенчатой схемы ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р. Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 "Имени XXVI съезда КПСС" проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа "Дельта-4". Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс "Малахит-3", которые предназначались для МБР "Барк".

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 "Skiff".

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по "уплотненной" схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены "утопленные" в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени - 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена - блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть - четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для "точечных ударов". Зона разведения боевых блоков - произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы "Ураган" и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 - самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования "Trident-1" и "Trident-2" , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка "Новомосковск" (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир - капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54 , по классификации НАТО - SS-N-23 Skiff) - российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54) , принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии - «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“ », сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России - Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»
Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.

Это основные данные МБР «Синева», известные из открытых источников. Для сравнения приведем основные характеристики американской ракеты «Трайдент-2», являющейся ближайшим аналогом российского «подводного» меча.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: сайт


Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Ракета РСМ-54 на транспортном агрегате

Погрузка ракеты РСМ-54 в шахту подводной лодки

Главные ТТХ: стартовая масса 40,3 т; забрасываемая масса 2,8 т; число ступеней – 3; длина 14,8 м; поперечник 1-й и 2-й ступеней 1,9 м; поперечник 3-й ступени 1,85 м

Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

Схема ракеты: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени

и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) движок 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) движок 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) движок 1-й ступени

Наибольшая дальность стрельбы – 8300 км; точность (радиальное возможное отклонение) – 500 м

Смущение мирового общества можно осознать: наш ВМФ показал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая в особенности трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели значительно меньше, чем из более низких широт. Можно осознать и негодование.

«Запуск баллистических ракет без извещения янки – это прямое нарушение контракта СНВ-1, — гласит заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. – Более того, “потаенный” пуск мог спровоцировать конфликт, прямо до ядерного удара».

Вобщем, по словам профессионалов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает линию движения полета ракеты. «Американцы совершенно точно зафиксировали пуск, и, лицезрев, что ракета идет на Куру, вероятнее всего, успокоились», – считает Виктор Литовкин.

Но прямой провокацией это навряд ли было. Большая часть профессионалов склоняется к тому, что старт оказался обычный тупостью. «Причиной может быть обыденное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к огорчению, уровень подготовки нынешних управляющих Минобороны очень низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто тупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил и т.д.»

Нас же, как обычно, заинтересовывают не столько политические, сколько технологические нюансы вопроса. Мы попробуем в общих чертах поведать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», либо говоря по-военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) – трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на водянистом горючем и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок личного наведения.

Предшествующая версия

Это новенькая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы тут работал еще сам знаменитый конструктор Виктор Макеев), для пуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ.

Тогда перед разработчиками стояла задачка сделать МБР с наивысшими ТТХ при условии внесения малых конфигураций в конструкцию самой подводной лодки. Потому значимая часть решений была взята от ракеты предшествующего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Но не стоит мыслить, что новенькая ракета стала просто модификацией старенькой.

Это – значительно новый продукт, получивший три ступени, снаряженный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и т.д.. В сопоставлении со собственной предшественницей, она стала практически на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; малость возросла и наибольшая дистанция полета. Размеры ракеты возросли совершенно малость, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Принципиально и то, что ракета вначале готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала располагаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сейчас этих кораблей в составе ВМФ Рф насчитывается 7, любой из их несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем пойдет речь ниже). Они являются основой морской составляющей несчастной «ядерной триады». По последней мере, пока в строй не вошли подлодки последнего поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны располагаться несчастные ракеты «Булава», о которых мы ведали в заметке «Гнев Нептуна».

Последний штришок

Работу над новой модификацией, которая и получила заглавие «Синева», начали в 1999 г. В новейшей модификации немного поменялись размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электрического импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новеньком вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новейшей модификации были сделаны и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Германские спецы окрестили ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные движки первых 2-ух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Движок первой ступени состоит из 2-ух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного управляющего. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания управляющего блока. Движки 2-ой и третьей ступеней – однокамерные.

Корпус 2-ой ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, фронтальное днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и располагаются боевые блоки и движок третьей ступени. Тут же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру корректировки линии движения полета. Корректировка ведется по измерениям координат навигационных звезд и по инфы навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6-7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп сразу всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя любая из их, в согласовании с международными соглашениями, оснащается только 4-мя боеголовками, в принципе можно прирастить это число до 10-ти. Такая модификация была удачно испытана.

Вобщем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров посылает в стан противника неописуемый удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и любая способна убить большой город. Для сопоставления: крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40-50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, наибольшая дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), но на испытаниях в октябре прошедшего года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда далее – до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже далее, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II(11 тыс. км).

Выходит, что снаряженные «Синевой» подлодки могут наносить удар, например, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь тяжело даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, практически, значит, что ракета за минутки забрасывает тяжкий джип на обратную сторону планетки. По этой характеристике – отношению своей массы к массе забрасываемого груза – «Синева» является мировым рекордсменом.

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

Попытки размещения баллистических ракет на подводных лодках разрабатывались еще с момента создания этих аппаратов. Первый проект был представлен в девятнадцатом веке российским инженером Шильдером. Идея была интересна, но не получила распространения в связи с особенностями конструкции и монтажа. Ракета «Синева» в этом плане стала настоящим прорывом в данной сфере. Рассмотрим ее характеристики, модификации и особенности.

Предназначение

Рассматриваемое оружие позволяет решать несколько стратегических задач:

  1. Корректировать курс по спутниковым сигналам.
  2. Изменять траекторию полета в зависимости от дальности запуска.
  3. Имеется возможность произвольного назначения различных целей для поражения.
  4. Использование орудия в арктических условиях.

Ракета «Синева», обладающая механизмом проекта Р-29РМ в параметрах Северного полюса была запущена в 2006 году с ракетоносца «Екатеринбург».

Основные параметры

Оружие выполнено в виде трехступенчатой ракеты, имеющей уплотненную схему расположения и последовательно размещенных рабочих элементов. Силовые движущие агрегаты помещены в ЖРД резервуары, которые совместимы единой конструкцией с общим баковым узлом.

Ракета «Синева», характеристики которой приведены ниже, имеет вес 40,3 тонны при длине в 14,8 метра. Пусковая шахта в диаметре 1,9 м обладает массой основной части 2800 килограмм. Головная часть ракеты состоит из комплекта четырех и десяти блоков, каждый из которых имеет возможность персонального наведения на цель.

В качестве неядерного заряда может использоваться осколочно-фугасная начинка весом порядка двух тонн. Подобные системы обладают возможностью максимально точного поражения заданных мишеней. В качестве ядерной боеголовки может применяться элемент особо малого калибра, позволяющий прицельно наносить точечные удары по нужным целям.

Дальность поражения

Межконтинентальная стратегическая ракета «Синева» включена в состав ракетных комплексов Д-9РМ, которые состоят на вооружении атомных подводных лодок типа 667БРДМ (натовский аналог - "Дельта-IV").

Сама система принята на вооружение в 1986 году. С 1996 по 1999 г производство было приостановлено, однако в конце 99-го выпуск возобновился в модернизированной версии. Обновленная модификация по дальности полета превысила параметры американского конкурента типа «Трайдент-2». Подобными параметрами не обладают ни одни аналоги в мире. Фактически запас полета составляет порядка 8-11 тысяч километров. Ракеты «Синева» и лайнер, с которого они запускались, считаются одними из самых и высокоточных образцов в мире. Всего в российском ВМФ имеется семь ракетоносцев, рассчитанных на подобное оружие.

Вариант под названием «Тула»

Атомный подводный крейсер «Тула» в 2000-2004 годах прошел глубокую модернизацию. Она была проведена с целью получения возможности размещения на подлодке баллистического оружия межконтинентального действия. Была усилена скрытность судна, повышена система его живучести, усовершенствованно радиотехническое оснащение, проработана система ядерной безопасности. После модернизации, на корабле можно устанавливать и производить пуск ракеты «Синева».

"Тула" имеет подводную крейсерскую скорость 24 узла, или 44 километра в час. Максимальная глубина погружения составляет шесть с половиной сотен метров. Автономно субмарина может работать не менее трех месяцев, имея на борту экипаж количеством 140 человек. Стоит также отметить вооружение лодки, которое включает в себя, кроме рассматриваемых ракет, торпедные аппараты и 16 пусковых установок, а также противозенитный комплекс «Игла». Длина подводного корабля составляет более 167 метров. Испытания ракеты были проведены в акватории Баренцева моря (преодолев 11,5 тысячи километров, заряды успешно поразили намеченные цели).

Ракеты «Синева» - «Булава»: сходство и различие

Этот тип вооружения предназначен для оснащения атомных подводных субмарин типа «Борей». Судно имеет 12 ракетных шахт, приспособлено для использования боевых систем «Тополь-М». При этом пусковые гнезда унифицированы с моделью «Синева».

Дальность полета заряда составляет порядка восьми тысяч метров, а вес - 36800 килограмм. Основная ударная часть включает в себя разделяющиеся боевые головки. Пуск наклонного типа дает возможность выполнить удар на подводном ходу. Ракета «Синева» с «Булавой» обладает схожими параметрами, отличаются они только видом маршевой силовой установки. В первом варианте двигатель имеет жидкостный тип, а во втором случае - представляет собой твердотопливный вариант. Кроме того, «Булава» на финальной стадии дополняется жидким впрыском, что способствует повышению скорости и маневрирования.

Проект типа «Волна»

Пуск баллистических межконтинентальных ракет с подводных лодок требует учета ряда составляющих факторов. Среди них:

  1. Оснащение ракетной техники.
  2. Особенности конструкции субмарины.
  3. Стартовый пуск и контроль полета заряда.
  4. Точность наведения и возможность маневрирования.

Проект «Волна» был создан с целью решения всех указанных проблем. Это направление возглавил конструктор Ганин, который уже в 1984 году получил авторское свидетельство на изобретение. Рассматриваемая ракета могла запускаться в горизонтальной, вертикальной позиции и под наклоненным углом.

Базовой основой для разработки стали ракеты типа Р-11, которые могли долго находиться в заряженном состоянии, не имели больших габаритов, использовали окислительные элементы на основе азота. Подобная конструкция дала возможность упростить транспортировку и эксплуатацию данного оружия. Первый старт подводного заряда этого типа произошел в шестидесятом году прошлого века (СССР). Запуск ракет можно производить с глубины 40-50 метров.

Аналоги

Баллистическая ракета «Синева» стала прямым конкурентом американскому аналогу «Трайдент». Если коснуться истории, то еще власти третьего рейха пытались создать похожее оружие. Особый акцент делался на возможности пуска снарядов с подводных кораблей. Еще в сорок втором году пытались реализовать эту идею на практике. Проводились испытания с лодками типа «Ю-511» в Пемюнде. Глубина при стрельбах составляла от 10 до 15 метров, калибр выпускаемых фугасных снарядов - 210 и 280 миллиметров. Тестирование оказалось вполне успешным, что дало право заявить о возможности скрыто удара по позициям, расположенным на американском побережье.

Особенности

Ракета «Синева», технические характеристики которой рассмотрены выше, по сравнению с ближайшим конкурентом, имеет немаловажное преимущество. Оно заключается в наличии нескольких носителей, способных перемещать и эксплуатировать заряд. Кроме того, она могла транспортироваться на околоземную орбиту.

Рассматриваемая ракета стала рекордсменом Гиннеса, как самая быстрая почтовая доставка (если рассматривать устройство в мирном применении). Например, в 1995 году, комплект аппаратуры, предназначенной для научных целей, был доставлен на дистанцию около девяти тысяч километров, именно при помощи рассматриваемой модели.

Данная межконтинентальная баллистическая ракета способна стартовать с носителя, который перемещается со скоростью до пяти узлов в час. При этом глубина выстрела не превышает 55 метров при волнении моря не выше семи баллов. Аналог американского производства «Трайдент-2» при аналогичных условиях может быть запущен с глубины 30 метров и при волнении воды не выше шести баллов.

Приведенные параметры связаны с тем, что зарубежный аналог стартует за счет аккумулятора и выбора командиром расчета подводного или поверхстностного пуска. Ракета «Синева» выходит на заданную орбиту устойчиво, и с ранее заданными параметрами поражения цели.

Мирное использование

Рассматриваемые проекты преимущественно нацелены на военную промышленность. Однако они могут использоваться и в мирных целях. При их помощи можно выводить космические аппараты на низкую околоземную орбиту, а также использовать в качестве скоростной доставки технических средств и корреспонденции на удаленные территории.