Меню
Бесплатно
Главная  /  Фурункулы  /  Части реки и их определения. Что такое река? Части реки и их определения Схема речной системы реки

Части реки и их определения. Что такое река? Части реки и их определения Схема речной системы реки

Урок: Реки. Части реки. Речная система

Цель урока:

Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, прито­ ки I , II и т. д. порядка.

Оборудование:

Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I », «приток II », «речная система», «речная долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репро дукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображе нием различных типов устьев.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Опрос

Задания на знание определений, понятий

- Что такое водоносные слои?

Вставь пропущенные слова.

а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор­ ными, то это... воды;

б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это.....

Какие воды называют минеральными?

Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, пря мой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.

Задания на проверку усвоения закономерностей

- Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?

Где будете искать родник во время похода?

Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?

Почему говорят, что родник «бьет»?

Есть ли закономерность распространения минеральных вод?

Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?

В какой сезон года копают колодцы?

Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить зада­ ние № 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.

III . Изучение нового материала

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет; Бежит, бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.

Между гор, между дол Бежит белый конь.

Вы уже поняли, что тема урока... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему.

Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­ нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом­ нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)

Это могут быть:

О, Волга!., колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасой.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь...

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети от­ вечают, дают свои определения.)

Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб­ нике.

Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внима­ ние на эту деталь определения?

Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре­ ку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:


озеро


- Подпишите: приток, исток, устье, русло.


озеро


исток


Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­ дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто­ рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста­ точно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют тре­ угольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелко­ водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

Устье

дельта


эстуарии


Лена,

Волга,

Миссисипи


Енисей,

Темза,

Св. Лаврентия


Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

Где берет начало главная река? (В озере.)

Где берет начало приток? (В горах - ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три.)

Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­ вый.)

Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.

Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)

- Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка - второй.)

- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри­ сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная сис­ тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).

Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

4) Притоки I , II , III и т. д. притоков.

Ответ:

1) Обь - главная река.

2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море.

3) Левый приток - Иртыш;

4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

А теперь попробуем описать речную систему той реки, кото­ рая протекает в вашей местности.

Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе па­ раллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.

А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по­ мощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея. На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.

А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворе ния о реках?

(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)

Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­ лога? (Яна.)

- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

- Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли.

(Лена - Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

(Елисей - Енисей.)

В Селенгу с буквой «д» впадаю,

А с «п» вливаюсь я в Оку.

И в Волгу с «с» я попадаю,

Но с «ф» я Белую теку.

(Уда - Упа - Уса - Уфа.)

- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контур­ ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

Многие рыболовы ловят рыбу в реке. Но, что такое река, и где в этой реке ловить рыбу, знают не все. В этой статье я расскажу о том, где начинается река, из чего слагается и где заканчивается. Также я приведу основные термины и понятия.

Река - это природный водный поток, который течёт в выработанном им углублении, называемом руслом. Этот водоток (река) питается за счёт поверхностного и подземного стока со своего бассейна.

Река начинается с истока 7 реки, смотрите рисунок 1. Начинается она с того места, откуда она истекает, то есть вытекает. Это может быть родник 3, как у великой русской реки Волги. Река может начинаться из озера 2, как Нева из Ладоги, как Ангара из Байкала, как Бия из Телецкого озера. Сибирская река Обь начинается в результате слияния реки Катунь с рекой Бия. Истоком других рек являются талые воды горных ледников 1. Именно так начинается река Катунь. Многие равнинные реки берут своё начало из болот 4.

Место рождения реки мы определили. А что же дальше? А дальше маленький ручеёк, берущий своё начало из горного ледника 1, течёт выбирая себе путь в более низкое место, под уклон. Смотрите схему реки. Ведь все реки текут из более высокого места в более низкое, причём с разной скоростью течения. А скорость течения зависит от перепада высот, то есть наклона местности. Чем больше перепад высот, тем больше скорость течения реки. Поэтому горные реки быстрые, а равнинные медленные. Ведь на равнине и перепад высот очень небольшой.

К примеру река Обь, от истока в месте слияния рек Катунь и Бия, на протяжении 3650 километров до впадения в Карское море имеет перепад высот всего около 250 метров. Это широкая равнинная река с медленным течением. А вот один из её притоков – река Катунь при длине 688 километров имеет перепад высот в два километра. Поэтому и скорость её течения около пяти метров в секунду. Это типично горная река.

Течёт этот ручеёк от своего истока и собирает по пути другие ручейки, становясь всё более широкой и глубокой рекой. Эти, впадающие в нашу реку ручейки и речки, называются притоками реки. Притоки реки различаются по тому, с какого берега они впадают в основную реку. Их так и называют: правые 9 и левые 8 притоки реки. Для того, чтобы определить какой это приток или берег реки, нужно стать лицом по течению реки. Справа будет правый берег, слева – левый.

Всякая река куда то впадает. Это может быть озеро, другая река или море. Некоторые реки вообще исчезают. Да, есть и такие. Наша река впадает в море 5. Место впадения реки в море называется устьем 6.

Вся та территория, с которой собирается вода в нашу реку в виде речек, ручейков, талых вод ледников, родников, озёр и болот, называется бассейном реки . Границей бассейна (обведено оранжевой линией), то есть водоразделом, чаще всего является горный массив, с одной стороны которого бассейн одной реки, с другой стороны бассейн другой реки.

Много тысяч или даже миллионов лет назад река текла не там, где сейчас. На протяжении этого времени река меняла направление течения, изменяла русло и всё время размывала породы по которым она текла. В результате образовался как бы желоб или место по которому река текла в другие геологические периоды раньше. Это место называется долиной 3 реки, смотрите рисунок 2.

Место, где сегодня река несёт свои воды называется руслом 1 реки. Это то углубление в земле, которое река за многие годы выработала, размыла. Река размывает берега, а потом меняет направление течения, смещается русло. В результате появляются террасы 4. Террасы — это горизонтальные площадки на склоне.

Во время весенних паводков воды в реке становится значительно больше. Ширина реки очень сильно увеличивается. Бывает, что река разливается на несколько километров, а крупные реки даже на десятки километров. Вот то место в которое разливается река во время паводка и называется поймой 2 реки.

Паводок или половодье – это максимальный уровень воды в реке в году, обычно это бывает весной. Но, также бывает, что река очень сильно разливается в результате длительных или сильных дождей. А вот минимальный, самый низкий уровень воды в реке называется межень . Обычно это середина, конец лета или зима.

В следующей статье я расскажу об .

Части реки. Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устьем. Углубление, по которым течет река – русло. У реки есть правые и левые берега. В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

Слайд 4 из презентации «Водоёмы» . Размер архива с презентацией 1167 КБ.

Окружающий мир 2 класс

краткое содержание других презентаций

«Структура Красной книги» - Красная книга России. Редкие виды животных. Редкие малоизученные животные. Численность. Красные страницы. Проект. Канарский чёрный кулик-сорока. Исчезнувшие виды животных. Разрушение лесов. Редкие растения. Пятипалый карликовый тушканчик. Зелёные страницы. Чёрные страницы. Исчезнувшие виды. Птицемлечик Буше. Исчезающие виды. Простор. Жёлтые страницы. Издание. Что такое Красная книга. Опасность исчезновения.

«Вопросы о живой природе» - Сахарный песок. Трактор. Паук. Машина. Вода. Полезное ископаемое. Бабочка. Муравей. Человек. Радуга. Глина. Трава. Гриб. Камень. Пчела. Управление презентацией. Космический корабль. Кустарник. Экскаватор. Плот. К чему относится то, что сделано человеком.

«Растения и животные Красной книги России» - Красная книга России. Серый дельфин. Северный олень. Журавль-красавка. Колокольчик. Мы - хозяева нашей природы. Бобр. Красный цвет – это сигнал опасности. Амурский тигр. Ландыш майский. Бабочка-шелкопряд. Ёж.

«Город на Неве» - Медный всадник. «Город на Неве». Петропавловская крепость. Познакомиться с отдельными достопримечательностями нашего города. Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! Город на Неве. Станция метро Адмиралтейская.

««Тест по окружающему миру» 2 класс» - Путешествия. На какой схеме основные стороны горизонта обозначены правильно. Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью. В каком ответе весенние месяцы перечислены в правильном порядке. Россия находится на материке. Что находится на Дворцовой площади. В каком ответе правильно подписаны достопримечательности Санкт-Петербурга. На каком рисунке части компаса обозначены правильно. На какой схеме правильно подписаны части горы.

«Что из чего сделано» - Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг. Рассмотри рисунки на с. 107 и ты узнаешь о том, как делают шерстяные вещи. Электрические пилы пилят, валят деревья. Как делают шерстяные вещи? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию. Проследи путь от глины, добытой в карьере, до нашей вазы (с. 105). Людей, которые изготавливают глиняную и керамическую посуду, называют гончарами.

Река — разновидность водоемов планеты; постоянный природный канал, наполненный водой, которая движется по направлению понижения высоты за счет своей тяжести. Система в реке пополняется за счет подземных потоков, осадков, приливов, а также таяния снегов (когда снега и льды в жидком состоянии опускаются вниз). Водные потоки могут быть постоянного течения и временного, могут пересыхать сезонно.

Составные части реки:

  • исток;
  • устье;
  • речная долина;
  • пойма;
  • терраса;
  • притоки реки.

Исток

Место, в котором начинается жизнь любой реки, называется истоком. На географических картах данный район изображается как маленькая точка. Этим местом может служить участок который нашел выход на поверхность, либо источник — озеро, болото. Также часто истоком может быть участок, в котором сливаются две реки, образуя отдельную, новый поток.

Все водотоки имеют свое направление течения. система) — все берут свой особенный режим, исходя из характеристик истока. Ведь именно он оказывает немаловажное влияние на оставшуюся территорию потока. Достаточно часто эту часть затапливает во время паводков и половодья, поэтому находясь на истоке какого-нибудь водоема, следует быть бдительным и осторожным.

Устье

Река несет свои воды в место, которое называется место, в котором поток прекращает свою деятельность, иными словами, это конечный участок. Река обязательно впадает в другой может быть море, озеро, океан, водохранилище или другая более крупная река.

Устья крупных акваторий могут иметь большую разветвленность, которая зависит от количества вод и мощности потоков. Такая особенность называется дельтой такого водоема, как река. Части реки, о которых идет речь, особо важны в хозяйственной деятельности. Именно в дельтах очень удобно строить порты, а земля в этих районах отличается особой плодородностью.

Еще один вариант широкого называется эстуарием. Образование такого устья происходит из-за значительных наносов и мелководного моря, в которое впадает водный поток. Нанося большие количества песчаных и твердых частиц рекой, они залегают на месте устья и покрываются масштабными участками воды.

Разница между дельтой и эстуарием в том, что дельта состоит из нескольких мелких течений, а эстуарий — это один широкий поток.

Долина

Речной долиной называется вытянутое и продольное понижение рельефа, по которому движется река. Она состоит из таких составляющих: русло, пойма, терраса и коренной берег.

В зависимости от форм рельефа, где течет река, части реки, а именно долина, могут быть горными и равнинными. Первый вариант обычно имеет значительную глубину и достаточно узкую ширину, а второй, напротив, характеризуется небольшими глубинами и большой шириной.

Речная долина может иметь разные формы, формирование которых зависит от ряда факторов: это могут быть особенности рельефа, эрозионные процессы или состав горных пород. Выходя их этих факторов, выделяют такие типы: каньон, теснина, ущелье и др.

Русло

Русло — это углубление, по которому вода течет постоянно. Оно может иметь разные формы, благодаря чему извивается река. Части реки (если быть точнее, русло) могут значительно меняться на протяжении всего своего пути. Такие изгибы называются меандрами. Также русло может изменять свою глубину — более глубокие участки называют плесы (максимальная глубина — фарватер реки), мелкие — перекатами. Когда водный поток резко обрывается и падает с высоты, это место называется водопадом.

Пойма

Пойма — часть долины, которая во время половодья заполняется водой. Края поймы легко определить - обычно они имеют крутой склон.

Терраса и коренной берег

Склоны долин могут иметь ступенчатый рельеф. Эти ступени называют террасами. Они могут быть аккумулятивных, эрозионных и цокольных форм происхождения.

Коренной берег — граница водотока. Выделяют правый и левый берег реки.

Притоки

Притоки — это меньшие водотоки, которые впадают в больший поток. Но иногда случаются исключения: меньшая считается основной, а притоком — большая река. Части реки (потоки), которые впадают в направлении правого течения, называют правыми притоками, в направлении левого — левыми.

Главная река со всеми ее составляющими и всеми притоками называется речной системой. Самая многоводная акватория системы считается ее центром, именно она и дает название всей речной системе. Обычно названиями занимаются гидрологи (ученые, разбирающиеся в структуре водоемов).

Любая река имеет свои параметры и характеристики:

  • длина водотока — это протяженность реки от своего истока до устья;
  • площадь водосборного бассейна — количество всех вод, вместе с притоками;
  • годовой сток воды — количество вод, стекающих за год;
  • густота речной сети — количество речных притоков;
  • падение и уклон реки.

Части реки и их определения представлены в статье; запомнить названия и то, что они собой представляют, не составит труда и будет полезно каждому.

Цель урока : Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование : Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река )

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река )

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река )

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый ).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере )

Где берёт начало приток? (В горах – ледники )

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике )

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три )

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему )

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.