Меню
Бесплатно
Главная  /  Пролежни  /  Межконтинентальных баллистических ракет мбр синева. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. Что представляет собой ракета

Межконтинентальных баллистических ракет мбр синева. Баллистическая ракета "Синева": характеристики, описание. Что представляет собой ракета

В среду, 12 октября, ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота «Новомосковск» . Об этом сообщили в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

«Пуск произведён из подводного положения. Головная часть ракеты прибыла в назначенное время на полигон Кура на северо-востоке России», — говорится в сообщении.

Что представляет собой ракета?

Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения РСМ-54 «Синева» в составе ракетного комплекса Д-9РМ состоит на вооружении атомных подводных лодок проекта 667БРДМ класса «Дельфин» .

Была разработана Государственным ракетным центром «КБ им. академика В.П. Макеева».

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой РСМ-54 был принят на вооружение в 1986 году.

С 1996 года производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 «Синева» на Красноярском машиностроительном заводе.

«Синева» в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно оснащение ракеты осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.

Старт ракеты «Синева» может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска.

Пуск ракеты может осуществляться с глубины до 55 метров при скорости 6-7 узлов (11-12 км/ч) в любом направлении относительно курса движения подводного крейсера. Ракета «Синева» обладает повышенной защищённостью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

Технические характеристики

Масса — 40,3 т

Масса головной части — 2,8 т

Длина — 14,8 м

Диаметр — 1,9 м

Максимальная дальность полета — 8300 км

Отклонение от назначенной цели — около 500 м

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, вооружённых межконтинентальными ракетами «Синева». К ней относятся следующие подводные крейсеры: «Тула», «Брянск», «Карелия», «Верхотурье», «Екатеринбург» и «Новомосковск».

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

Совсем недавно, 26 апреля 2011 года, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Екатеринбург» из акватории Баренцева моря произвёл успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» . Как сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, пуск осуществлён из подводного положения.

В расчётное время боевые блоки ракеты «Синева» достигли полигона Кура на Камчатке. Пуск произведён по плану проверки надёжности Морских стратегических ядерных сил России. Экипаж подлодки под командованием капитана 1 ранга Игоря Степаненко при выполнении учебно-боевой задачи проявил высокий профессионализм и выучку.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Уже сегодня ракета стала основой Морских стратегических ядерных сил нашей страны. Она обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволит адекватно реагировать на современные военно-политические вызовы.

Ракетa «Синева» предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях . В ней реализован ряд новых технических решений. В частности, создана разделяющаяся головная часть с индивидуальным наведением боевых блоков на цели. Также реализована возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей. Кроме того, применена система полной астрокоррекции и значительно повышена точность стрельбы. Плюс к этому созданы высокоскоростные малогабаритные боевые блоки с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.

Основные характеристики МБР «Синева» :
Масса:
— стартовая — 40,3 т;
— максимальная забрасываемая — 2,8 т;
Максимальная дальность стрельбы – 8300 км;
Головная часть – разделяющаяся:
— 8 неуправляемых блоков ЗГ-32 малого класса мощности;
— 4 перспективных блоков среднего класса мощности с усиленными средствами противодействия ПРО;
Точность (предельное отклонение) — 500 м;
Предельная глубина пуска — 55 м;
Система управления – астрорадиоинерциальная;
Количество ступеней – 3 шт.
Длина ракеты — 14,8 м;
Диаметр первой и второй ступени — 1,9 м;
Носители — подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

Ракета имеет двухступенчатую компоновочную схему в одном диаметре с жидкостными двигателями первой и второй ступеней , размещёнными в топливных баках, и головную часть (боевую ступень). В качестве энергетической установки первой ступени применён двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух камер рулевого блока, размещённых в кардановых подвесах. На второй ступени применён размещённый в кардановом подвесе однокамерный двигатель.

Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жёсткие связи между ступенями снимаются удлинённым детонирующим зарядом. Боевая ступень состоит из приборного, двигательного и боевого отсеков. Предыдущий успешный пуск «Синевы» был произведён 28 октября 2010 года также из акватории Баренцева моря . Напомним, что ещё в 2007 году Президент России подписал указ о принятии ракетного комплекса «Синева» на вооружение ВМФ. Рекордный по дальности пуск «Синевы» был выполнен АПЛ «Тула» в октябре 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008».

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Екатеринбург» , с которого был произведён успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева», относится к третьему поколению атомных подводных лодок:
— полное водоизмещение субмарины — 18.600 тонн,
— длина корпуса — 166 метров,
— диаметр подлодки — 10 метров.

На вооружении подводного ракетоносца 16 баллистических ракет, в носовой части установлены четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом до 12 торпед . Корабль имеет два атомных реактора и две паровые турбины общей мощностью 60.000 лошадиных сил. Силовая установка позволяет атомоходу развивать скорость 24 узла (ориентировочно — 50 км/час). Экипаж — 140 человек.

АПЛ «Екатеринбург» на сегодняшний день — одна из лучших российских подлодок и по техническому оснащению, и по профессионализму и сплочённости экипажа. В ближайшее время также планируется продолжить испытания новейшей российской трёхступенчатой твёрдотопливной ракеты «Булава», которая предназначена для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». Планируется, что в скором времени «Булава» составит основу перспективной группировки Морских стратегических ядерных сил нашей страны.

Изменить размер текста: A A

9 июля 2017 года исполняется 10 лет со дня выхода Указа Президента России о принятии на вооружение ракеты Р-29РМУ2 «Синева» комплекса Д-9РМУ2. Ракета «Синева» обеспечивает стратегическое сдерживание в мире и является основой морских стратегических ядерных сил России. Сегодня мы рассказываем о том, как началась и реализовалась эта опытная конструкторская разработка.

Смутное время

Так случилось, что в «лихие 90-е» проведение заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин» и серийное изготовление ракет Р-29РМУ разработки АО «ГРЦ Макеева » не были подтверждены годовыми планами и фактическим финансированием. В результате изготовление ракет было остановлено (последняя ракета была отправлена с Красноярского машиностроительного завода на Северный флот в 1993 году).

В апреле 1998 года Министерство обороны выработало предложения о развитии морских стратегических сил, которые сокращали количество ремонтируемых лодок и подтверждали прекращение изготовления ракет Р-29РМУ.

В это время Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева при поддержке Российского космического агентства, в ведение которого в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1998 года были переданы вопросы боевой ракетной техники стратегического назначения, внесли в Совет безопасности РФ предложения о возобновлении производства ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов ракетоносцев «Дельфин». Представленные предложения были восприняты с пониманием.

Впоследствии, когда на государственном уровне были приняты предложения Минэкономики и Минобороны о прекращении опытно-конструкторской разработки по теме «Барк», были также приняты предложения ГРЦ и Роскосмоса о возобновлении производства (модернизации) ракет Р-29РМУ и проведении заводских ремонтов подводных лодок «Дельфин».

В июле 1998 года по результатам рассмотрения предложений ГРЦ и Роскосмоса были даны поручения определить необходимые объемы и сроки дальнейшего производства ракет Р-29РМУ, после чего руководство страны установило порядок и сроки разработки ракеты «Синева» и комплекса, начиная с выпуска авиапроекта.


Благодаря этому решению Россия сохранила морские стратегические ядерные силы в условиях, когда «форсированная» разработка твердотопливной ракеты «Булава» (головной разработчик Московский институт теплотехники) оказалась несостоятельной, поскольку в настоящее время летные испытания ОКР «Булава» все еще не завершены, а ракета находится на третьем году опытно-штатной эксплуатации.

Начало разработки

В октябре 1998 года на совещании предприятий промышленности, ВМФ и Генерального штаба ВС РФ, проведенном на Красноярском машиностроительном заводе, были выработаны предложения о порядке и сроках реализации принятых решений. От ГРЦ в работе совещания, ставшего поистине историческим, принимал участие первый заместитель генерального конструктора В.Г. Дегтярь, который в декабре был назначен генеральным конструктором - начальником ГРЦ им. академика В.П. Макеева. Так началась опытно-конструкторская разработка.

В декабре 1998 года разработаны технические предложения, в которых определялся объем работ по ракете и комплексу. В июле 1999 года Министерством обороны (ВМФ) утверждено тактико-техническое задание на опытно-конструкторскую работу «Синева» и заключен государственный контракт. В ноябре 1999 года выполнен эскизный проект, в январе 2000 года для дальнейшей разработки принят вариант ракеты «существующего типа» (без изменения габаритов ступеней) с четырехблочным оснащением, при сохранении технической возможности применения многоблочной комплектации со средствами противодействия противоракетной обороне.

Возобновление производства стратегических ракет после остановки их серийного производства требует изготовления по действующей документации установочных партий, деталей, узлов, агрегатов и т. д., проведения квалификационных и других необходимых испытаний. В конце 90-х такой путь, соответствующий установленному порядку, стал нереальным. Во-первых, из-за невозможности воспроизводства бортовой аппаратуры системы управления на «старой» элементной базе, вследствие утраты расположенных в «ближнем

зарубежье» производств комплектующих электрорадиоизделий и приборов; по боевым блокам аналогичная проблема была решена заблаговременно проведением опытно-конструкторской работы «Станция». Во-вторых, из-за необходимости замены ряда комплектующих изделий, материалов, заготовок, которые по тем или иным причинам перестали поступать с российских предприятий.

В 1999-м были начаты и в 2000 году в полной мере развернуты работы по возобновлению производства ракет с проведением квалификационных испытаний двигательных установок первой, второй и третьей ступеней. В феврале 2000 года утверждена правительственная «Программа возобновления серийного производства …», определившая финансирование части работ за счет средств Федерального бюджета, направленных на капитальное строительство (заказчик Роскосмос). В апреле 2001 года принято решение о совмещении работ по производству первых товарных партий носителей ракет с изготовлением их в интересах опытно-конструкторской работы «Синева». После успешной защиты эскизного проекта разработана конструкторская документация, а затем в полном объеме была проведена экспериментальная отработка макетов и узлов ракеты.


В 2003 году под руководством государственной комиссии были начаты испытания, которые успешно завершились в июне 2004 года (председатель государственной комиссии - начальник штаба Северного флота, вице-адмирал С.В. Симоненко , технический руководитель - генеральный директор, генеральный конструктор АО «ГРЦ Макеева» В. Г. Дегтярь).

С учетом положительных результатов совместных летных испытаний государственной комиссией подписан «Акт о завершении испытаний», в котором было предложено летные испытания считать завершенными и рекомендовано принять корабельный ракетный комплекс Д-9РМУ2 с ракетой Р-29РМУ2 «Синева» на вооружение ВМФ.

Результаты разработки

В декабре 2004 года итоговый отчет государственной комиссии рассмотрен и одобрен Военно-Морским Флотом и Роскосмосом. Также в декабре совместным решением ВМФ, Роскосмоса, Росатома и Федерального агентства по промышленности был утвержден акт Центральной межведомственной комиссии (председатель - начальник 1077 ВП МО, капитан 1 ранга А.И. Юрчиков), рекомендовавший конструкторскую, эксплуатационную и технологическую документации для серийного производства и эксплуатации.

В результате ОКР «Синева» созданы:

Ракета Р-29РМУ2, как ракета «существующего типа РСМ-54» в терминологии Договора СНВ-1, которая оснащается боевыми блоками среднего класса мощности, разработанными в опытно-конструкторской работе «Станция», и средствами противодействия противоракетной обороне; при этом в бортовой аппаратуре системы управления применена новая (российская) элементная база;

Корабельная цифровая вычислительная система «Арбат -У2», в прототип которой введены: малогабаритное долговременное запоминающее устройство, позволяющее оперативно внедрять любые программные доработки, а также цифровой счетно-решающий прибор; внедрение вновь созданных приборов и устройств позволило использовать на подводной лодке все ракеты типа Р-29РМ при любом их сочетании;

Унифицированная система «малой телеметрии»; средства подготовки технической информации на гибком магнитном диске по боекомплекту ракет; средства подготовки данных для автоматизированного боевого планирования применения ракет; реализованы доработки системы прицеливания и наземного оборудования.

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» так же, как и ее предшественницы, начиная с базовой ракеты Р-29РМ, обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди отечественных и зарубежных, морских и сухопутных стратегических ракет и имеет ряд новых реализованных качеств: увеличенные размеры круговой и произвольной зон разведения боевых блоков; применение настильных траекторий во всем диапазоне дальностей стрельбы; повышенную точность стрельбы в астроинерциальном и астрорадиоинерциальном (при коррекции по спутникам системы ГЛОНАСС ) режимах работы системы управления. Оснащение ракеты средствами противодействия повышает эффективность ее использования в условиях развертывания ракетной обороны. Боевая ступень ракеты и средства противодействия разработаны на основе адаптивно-модульного принципа и предусматривают возможность гибкого реагирования на изменения противоракетной обороны.

Мировой рекорд

Высокие энергетические возможности ракеты Р-29РМУ2 «Синева» были продемонстрированы в испытательных и учебно-боевых пусках в рамках стратегических командно-штабных учений Военно-морского флота «Стабильность-2008», когда в Баренцевом море с борта ракетоносца «Тула » были произведены пуски ракет Р-29РМУ2 «Синева». 11 октября 2008 года состоялось два пуска ракет: на рекордную максимальную дальность в акваторию Тихого океана и по специальной (настильной) траектории с малым подлетным временем по боевому полю «Кура ». Президент РФ Дмитрий Медведев высоко оценил результаты учений на Северном флоте, особо отметив пуск «Синевы» на максимальную дальность стрельбы: «В рамках одного из эпизодов учений состоялся пуск баллистической ракеты «Синева» на дальность полета. В пуске была зафиксирована дальность 11 тыс. 547 км. Это лучший результат, который когда-либо был достигнут при использовании этой баллистической ракеты», - сказал он в ходе беседы с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов » и в заключение подчеркнул: «Это хороший результат, и это означает, что у нашей баллистической ракеты «Синева» есть хорошие перспективы. Практически ни одна ракета такого класса на такое расстояние, на такую дальность еще не летала».

Таким образом, была превышена максимальная дальность стрельбы ракеты ВМС США «Трайдент-2» (11.300 км). Ракета «Синева» обладает модернизационным потенциалом, реализация которого позволила адекватно реагировать на военные вызовы XXI века. Возможности «Синевы» и группировки подводных ракетоносцев «Дельфин» с целью создания запаса прочности при развитии стратегических ядерных сил достаточно велики и долгосрочны.

Ракета двойного назначения

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» явилась примером создания ракеты-носителя двойного назначения. Что это значит? С одной стороны, БРПЛ обеспечивает стратегическое сдерживание и является важным элементом военной стратегии страны на ближайшие десятилетия. Сегодня эта ракета стала основой морской составляющей стратегических сил России, ею вооружены все ракетоносцы класса «Дельфин» Северо-Западной группировки подводных сил ВМФ. С другой стороны, ГРЦ - один из крупнейших научно-технических центров страны. Его специалисты проводят работы в рамках Федеральной космической программы, участвуют в международных космических программах в качестве партнера ведущих космических агентств Европы и Азии . Ракетный центр обладает значительным научным потенциалом, уникальными технологиями и современной экспериментальной базой.

В рамках использования оборонной тематики в мирных целях АО «ГРЦ Макеева» организует и проводит коммерческие пуски переоборудованных БРПЛ с выведением в космос полезных нагрузок. Завершенными работами в этих направлениях являются запуски с подводных лодок в верхние слои атмосферы экспериментальных и технологических блоков с целью проведения научных исследований, получения новых материалов и биопрепаратов в условиях микрогравитации, а также запуски космических аппаратов в околоземное пространство.

«Гордость Отечества»

В 2008 г. ракета-носитель «Штиль-Синева» стала победителем регионального конкурса «20 лучших товаров Челябинской области» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» и была выдвинута на соискание почетного статуса «Гордость Отечества» федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России».

На состоявшейся 24 декабря 2008 года торжественной церемонии, проходившей в резиденции губернатора, представителям АО «ГРЦ Макеева» были вручены Почетный диплом победителя и памятный Знак от губернатора Челябинской области «Лауреат премии по качеству 2008 года в сфере промышленности».

По итогам федерального этапа Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» ракета-носитель «Штиль-Синева» признана лидером в области продукции высокого качества и удостоена почетного статуса «Гордость Отечества». Особая значимость этой награды заключается в том, что лишь единственный вид продукции со всей России получает ее один раз в год. 16 февраля 2009 г. в Москве в рамках работы XV юбилейной научной конференции Академии проблем качества состоялось вручение этой награды. Президент Академии проблем качества Григорий Элькин вручил представителям АО «ГРЦ Макеева» памятный Знак и сертификат почетного статуса «Гордость Отечества».

Организаторами Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» было особо отмечено, что впервые на конкурсе представлена ракета двойного назначения, которая по энергомассовому совершенству опережает иностранные аналоги (американский «Трайдент-2» и французский М-51), а оснащение системой управления с коррекцией траектории по спутникам глобальной навигационной системы ГЛОНАСС обеспечивает ракете повышенную точность.

Награды Родины

Указом Президента Российской Федерации (сентябрь 2010 года) «За большой вклад в разработку и создание специальной техники, и многолетний добросовестный труд» за разработку ракеты и ракетного комплекса «Синева», который будет продолжать оставаться основой морской составляющей стратегических ядерных сил России до 2025 года и далее, были награждены специалисты ГРЦ: орденом Почета - первый заместитель генерального конструктора Ю.С. Телицын и заместитель генерального конструктора Г.В. Додин ; медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: первый заместитель генерального конструктора В.К. Прокофьев , заместитель генерального директора по госзаказам Н.В. Пестерева, заместитель генерального директора по экономике и финансам С.А. Глазырин , заместитель начальника отделения Л. Н. Баранова , начальники отделов Т.В. Белоконная, О.И. Вядро, В.И. Лямкин, С.Н. Мальцев , П.В. Петров , А.Н. Беляков , заместители начальников отделов В.И. Фомин , А.И. Исаков , начальник сектора Е.В. Балдин , начальники групп Н.П. Ерахнович, М.Н. Сибгатуллин , ведущий инженер В. Ф. Волков . Генеральный директор, генеральный конструктор предприятия В.Г. Дегтярь был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов в Правительственной телеграмме от всей души пожелал работникам ГРЦ, удостоенным высоких государственных наград, доброго здоровья, большого личного счастья и дальнейшей плодотворной деятельности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Венцом научных разработок стала ракета-носитель «Штиль», созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок «Синева» для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты (далее «Штиль-Синева»). Так, например,

7 июня 1998 года впервые в мире с подводной лодки «Дельфин» из подводного положения переоборудованной ракетой «Штиль-Синева» выведены на орбиту ИСЗ «Tubsat-N» и «Tubsat-N1» разработки Берлинского технического университета, а 26 мая 2006 года такой же ракетой выведен на орбиту космический аппарат «Компас-2», разработанный специалистами ГРЦ в рамках Федеральной космической программы. Аппарат предназначен для отработки методик предсказания землетрясений.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С момента принятия на вооружение кооперацией предприятий (АО «ГРЦ Макеева» - головной разработчик, АО «Красмаш» - головной завод-изготовитель) на 1 января 2017 года изготовлено и передано на боевое дежурство Военно-морскому флоту достаточное количество серийных ракет Р-29РМУ2 «Синева» высокого качества. Об этом свидетельствуют результаты практических пусков, выполненных по программе контрольно-серийных испытаний изготовленных партий ракет, учебно-практических пусков по планам боевой подготовки, и особенно пусков, произведенных в рамках стратегических командно-штабных учений Минобороны. За этот период был проведен 21 пуск ракеты «Синева», из которых 20 выполнили полетные задания и доставили полезную нагрузку на боевое поле с высокой точностью.

Отмечу, что основную нагрузку при серийном изготовлении ракет Р-29РМУ2 «Синева» несут коллективы заводов-изготовителей: Красноярского (АО «Красмаш»), Златоустовского (АО «Златмаш»), Миасского (АО «ММЗ») машиностроительных заводов, которые вместе с АО «НИИ «Гермес» в настоящее время включены в интегрированную структуру акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» и вместе с коллективом ГРЦ имеют прямое отношение к почетному статусу «Гордость Отечества», которым удостоена в 2008 году ракета Р-29РМУ2 «Синева», называемая в иностранной печати «шедевром морского ракетостроения».

Подготовлено пресс-службой АО «ГРЦ Макеева».

Межконтинентальная трехступенчатая с последовательным расположением ступеней баллистическая ракета (БР) третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV). Ракета принята на вооружение в 1986 г. Первоначальный гарантийный срок в 10 лет после технического освидетельствования был продлен. Выпускается Красноярским машиностроительным заводом.

Масса ракеты составляет 40,3 т, масса головной части - 2,8 т, длина - 14,8 м, диаметр - 1,9 м. Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 м при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета до 8300 км, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 м. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета «Синева» обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева", в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно ее оснащение осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.


Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска (произведен 6.08.1989 г. с борта подводной лодки К-407, которая в 1997 г. переименована в "Новомосковск").

По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета "Синева" считается лучшей в мире. Для сравнения, если у РСМ-54 этот показатель составляет 46 единиц, то у американской БР морского базирования "Трайдент-1" он составляет 33, а "Трайдент-2" - 37,5.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" - ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 кг.

9 июля 2007 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева". Она разработана Государственным ракетным центром "КБ им. академика В.П. Макеева" и обладает достаточно большим техническим потенциалом, что не раз подтверждалось на практике. Так, 9 сентября 2006 г. атомный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) ВМФ России "Екатеринбург" произвел пуск ракеты "Синева" с Северного полюса в район полигона в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили назначенные цели.

Ракета СМ-54 "Синева", названная немецкими специалистами шедевром морского ракетостроения, по мнению генерального конструктора ГРЦ "КБ имени. В.П. Макеева" Владимира Дегтяря, б удет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 г.