Меню
Бесплатно
Главная  /  Пролежни  /  Иван i данилович калита и его царствование. Краткая биография ивана калита самое главное

Иван i данилович калита и его царствование. Краткая биография ивана калита самое главное

Князь Московский (1325-1340), великий князь Владимирский (1328-1340).

Иван I Данилович Калита родился предположительно около 1283 года в семье удельного князя Московского (1261-1303), младшего сына .

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи под 1296 годом в связи с поездкой в . В начале XIV века его уделом был . В 1305 году Иван Данилович разбил под Переславлем войско тверского боярина Акинфа, пытавшегося захватить город. В 1303-1325 годах Иван Данилович неоднократно замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Золотой Орде и в Новгороде.

Княжение Ивана I Даниловича в началось после гибели князя Юрия Даниловича в 1325 году.

В 1327 году Иван I Данилович вместе с другими русскими князьями принял участие в походе на золотоордынских карательных отрядов и в подавлении там народного восстания против татар. В награду за это он в 1328 году получил от хана Золотой Орды Узбека Костромское княжество, а также право контролировать Новгород.

В 1328 году Иван I Данилович добился у хана Узбека ярлыка на великое княжение Владимирское. Правление Ивана I Даниловича ознаменовалось годами спокойствия для всей Северо-Восточной Руси. Опасаясь ханского гнева, татары перестали совершать набеги на Русь. Узбек отказался от присылки баскаков в русские земли, поручив сбор податей с населения Ивану I Даниловичу. Это привело к обогащению московского князя (отсюда его прозвище «Калита» - денежный мешок). Накопленные средства Иван I Калита израсходовал на покупку земель и сел у своих соседей. Им были приобретены , и . И хотя в этих городах в XIV веке правили местные князья, они, по существу, являлись лишь наместниками московского князя.

Иван I Калита беспощадно расправлялся со своими политическими противниками. В своих целях он использовал влияние церкви. В его правление митрополит «всея Руси» Петр покинул и переехал в Москву, сделав ее своей резиденцией. Петр способствовал Ивану I Калите в проведении политики централизации русских земель.

Иван I Калита обнес Московский Кремль стеной из дуба. При нем были построены первые каменные здания и Архангельского соборов. Им был также перенесен на новое место Свято-Данилов монастырь.

Иван I Калита скончался в Москве 31 марта 1340 года и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Деятельность Ивана I Калиты заложила основу будущего политического и экономического могущества Москвы и способствовала экономическому подъему Руси.

Иван I Данилович Калита (рожд. ок. 1283 или 1288 г. – смерть 31 марта 1340 г.) – сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского, князь Московский, князь Новгородский и Великий князь Владимирский.

Что известно о Иване Калите

Иван Калита большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьей. Согласно летописи, его супругу звали Еленой. Некоторые историки считают, что она была дочь смоленского князя Александра Глебовича.

Считается, что с первой женой Иван прожили счастливой супружеской парой. 1317 год, сентябрь — у них появился первенец – Симеон. 1319 год, декабрь — родился второй сын – Даниил. В памяти москвичей Калита остался как строитель, расширивший и укрепивший Москву.


Иван Данилович слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особенное почтение он оказывал митрополиту Петру, который все чаще наведывался в Москву. Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Петр обосновался в Москве в своем подворье в 1322 году, для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Петр и Иван Калита много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь начал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту. После гибели Юрия в 1325 году Иван, как наследник брата, стал единолично княжить в Московской волости.

Путь к престолу

Калита восседал на московском престоле с 1325-го по 1340 год. Прозвище его – Калита, т. е. денежный мешок, мошна. Иван Калита был одним из самых сильных и богатых князей на Руси. На протяжении долгого времени он оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII–XIV вв., согласно летописи, Иван был наместником в Новгороде, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно замещал на московском княжении своего брата во время его пребывания в Золотой Орде.

Не следует считать, что укрепление Москвы началось только после прихода к власти князя Ивана Даниловича. Еще в 1304 году старший брат Ивана князь Юрий Московский совершил завоевательный поход на Можайск, в котором принимали участие и его младшие братья, в том числе и Иван. Как результат этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тем меркам город, располагавшийся у истоков Москвы-реки. Он давал возможность московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.

Московский Кремль при Иване Даниловиче Калите

Правление

В первом же году своего правления он, желая положить благое начало своему княжению, призвал в Москву из Владимира митрополита Петра на постоянное жительство. Это сразу сделало Москву духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр поспособствовал Ивану в проведении политики централизации русских земель.

Калита был жестокий правитель, в то же время умный и упорный в достижении намеченных целей. Он ладил с татаро-монгольским ханом Узбеком, неоднократно ездил в Орду, где заслужил расположение и доверие хана. 1327 год — Иван принимал участие в походе на Тверь золотоордынских отрядов. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.

Первая, длительная поездка в Золотую Орду, которая продлилась около полутора лет, дала князю очень много. Он основательно познакомился с ханским двором, завел многочисленные полезные знакомства, познал обычаи и уклад жизни татар и их правителей. Скорей всего, младший брат русского великого князя произвел на хана Узбека хорошее впечатление. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.

Иван Калита, раздающий милостыню

«Великая тишина»

1332 год — Калита добился у Узбека ярлыка на Владимирское великое княжество и признания себя великим князем Всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой Калита собирал для нее с населения огромную дань, а все народные недовольства, вызывавшиеся тяжелыми поборами, Иван беспощадно пресекал. Также при помощи татар он устранил многих своих политических соперников – других князей. Основанием этой «великой тишины» в Московском государстве стал исправный сбор ордынской дани.

После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси наступила тишина на многие годы. Опасаясь гнева хана, татары прекратили совершать набеги на Русь. Узбек даже не стал присылать своих людей в земли князя, поручив сбор податей с населения Ивану. Калита накопил большие богатства.

В.О. Ключевский высоко оценил «великую тишину», которую смог создать Иван Калита: «…многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и начали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. Тогда как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простой люд.

В то же время московские князьки, братья Юрий и Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская в ход против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды смогли отбить его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли.

И как только произошло все это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русских землях. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за 100 лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой. Так в первой половине XIV века подросло поколение, выросшее под впечатлением этой тишины, которое начало отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарах. Не зря представителя этого поколения, сына великого князя Ивана Калиты, Симеона современники прозвали Гордый. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

Деятельность Ивана Калиты

Ордынский хан отблагодарил Ивана за сбор дани – в состав его владений вошла Сретенская половина Ростовского княжества.

Ивану было дано право сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина смогли собрать недоимки.

Московские князья и ранее, имея свободные деньги, скупали земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Калита постоянно стремился к расширению территории своего княжества и в собирании русских земель вокруг Москвы. Накопленные средства он пускал на приобретение территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростов, Тверь, Углич, Галич, Псков, Белоозеро). И хоть в этих городах правителями были местные князья, они, по сути, были только наместниками московского князя.

В Москве возвели дубовый Кремль, который защищал не только центр города, но и посад за его пределами. Также в Москве он построил Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, а при ней открыл монастырь. В Переяславле-Залесском Иваном был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

Успенский собор при великом князе Иване Калите

Начало единодержавия. Итоги правления

Годы правления Калиты стали эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами.

Согласно летописи, князь заботился о безопасности жителей, строго преследовал и казнил разбойников и воров, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим. За это он получил второе свое прозвище – Добрый.

Калита был крупным политическим деятелем своей эпохи. Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Им был введен в действие земледельческий закон и установлен новый порядок наследования. После смерти князя великокняжеский престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам. Со времени княжения Калиты принято говорить о начале единодержавия.

При князе получил окончательное воплощение новый принцип строения государства – принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, в независимости от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу брали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Во время правления Ивана Даниловича приобрело международный политический вес и начало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии – Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе оказались возможными, как видно, потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения.

Наследие

Иван Данилович заложил основы могущества Московского княжества. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, смог добиться от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это поспособствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.

По завещанию Ивана Калиты Московское княжество делилось между его сыновьями Семеном, Иваном и Андреем; наследником Калиты был его старший сын Семен Гордый.

Скончался великий князь Всея Руси Иван I Данилович Калита 31 марта 1341 года в Москве. Он был погребен в Архангельском соборе Кремля.

(1325-1340 или 1341) наследовал власть после своего старшего брата Юрия Даниловича , который погиб в Орде от руки князя тверского Дмитрия Грозные Очи. Вслед за убийством Юрия мстивший за гибель своего отца Дмитрий был казнён татарами, однако ярлык на великое княжение хан оставил за Тверью. Там сел брат казнённого Дмитрия, Александр Михайлович, и чаша весов в московско-тверском соперничестве опять качнулась в сторону Твери – но ненадолго.

В 1327 году к князю Александру в Тверь приехал с большой свитой ордынский посол Чолхан (по-русски – Щелкан), двоюродный брат ордынского хана Узбека. Татары вели себя в городе нагло, задирая и обижая русское население. Чаша терпения жителей вскоре переполнилась, и одна стычка с иноплеменниками, задумавшими отнять кобылу у дьякона Дудко, закончилась общим нападением тверичей на свиту Чолхана. Часть татар была перебита. Остальные заперлись на княжьем дворе и были сожжены там разъярённой массой вместе с самим Щелканом.

Татарские баскаки. Картина С. Иванова, 1909

Хан Узбек тут же двинул на Русь 50-тысячное войско. К нему присоединил свои дружины и соперник Твери, Иван Калита московский. Против таких сил тверичи не могли устоять. Вся их область была жестоко опустошена (1328). Князь Александр Михайлович бежал во Псков. Хан отнял у Твери ярлык на великое княжение и передал его Москве.

Эти события стали переломным моментом московско-тверского соперничества за главенство над русским Северо-Востоком. После погрома 1328 года Тверь никогда больше вполне не оправилась. На тверской стол сел брат Александра Михайловича, Константин. По приказу хана Иван Калита и другие русские князья потребовали во Пскове выдать беглого Александра татарам. Когда псковичи отказали в этом, дружественный Калите митрополит Феогност отлучил их от церкви. Александру пришлось на время бежать в Литву к князю Гедимину , но вскоре он вернулся во Псков и стал править им как удельный подручник литовцев.

В 1337 году Александр Михайлович сумел вымолить прощение у хана и вернулся княжить в родную Тверь. Иван Калита, стараясь предотвратить новое возвышение этой старой московской соперницы, завёл в Орде интриги с целью очернить Александра. Они увенчались успехом. В 1339 Александр тверской был вызван в Орду. В октябре ему и его сыну Федору отрубили там головы . Твери вновь пришлось склониться перед московским могуществом. На тверской престол вместо деятельного Александра опять сел смирный, осторожный и неопасный для Калиты Константин Михайлович.

Изо всего этого, однако, нельзя делать вывод, что Иван Калита предавал Русь татарам. Вслед за разорением Твери в 1328 и утверждением на русском Северо-Востоке прочной московской гегемонии зависимость Руси от Орды стала не крепче, а слабее. Татарские вторжения, шедшие на рубеже XIII-XIV веков непрерывной чередой, после 1328 прекратились примерно на 40 лет. По словам летописи, «седе на великое княжение Иван Данилович [Калита] – и бысть тишина христианам на многа лета, и престаша татарове воевати Русскую землю». Степень самостоятельности Руси в отношениях с Ордой явно поднялась. Татарская дань («выход»), которую ранее взимали в русских землях приезжавшие от хана мусульманские и иудейские откупщики, стала теперь собираться и отвозиться в Орду самим князем московским. Это сильно облегчило жителей, избавив их от насилий иноплеменных сборщиков.

Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462

Взяв верх в соперничестве с Тверью, Иван Калита сильнее подчинил Москве и другие соседние княжества . Он расширил московские земли скупкой многих деревень и городов у обедневших владетелей. По некоторым сведениям, им были приобретены Углич, Галич Мерский и Белозерск. Московские бояре свободно распоряжались в Ростовской земле, чей князь женился на дочери Ивана Калиты. Иван Данилович притеснял и богатый Новгород. В 1332 Калита потребовал с новгородцев увеличенной дани и в ответ на отказ захватил новгородские пригороды Торжок и Бежецкий Верх. Начавшаяся война прекратилась лишь от угрозы вмешательства в неё сильного Гедимина литовского. Но в самом конце правления Калита вновь поссорился с новгородцами и опять готовился воевать с ними. Одновременно он во главе коалиции большинства прочих соседних князей собирался выступить против вступившего в союз с Литвой Смоленска.

Бережливый и крутой нравом Иван Данилович строго преследовал воров и разбойников, установил прочный порядок и скопил немалые сокровища. От своего денежного богатства он, видимо, и получил прозвище Калита, что означает «денежный мешок», «кошель».

Важнейшим для возвышения Москвы обстоятельством был переезд в неё из Владимира русского митрополита. сразу после прибытия в Северо-Восточную Русь (1309) поссорился с тверскими князьями, которые хотели возвести на митрополию своего же тверского епископа, литвина Андрея. Вражда с Тверью сблизила Петра и Москву. Имея официальную резиденцию во Владимире, митрополит часто и подолгу жил у москвичей. В Москве Пётр и умер (1326). Его преемник, грек Феогност, приехавший на Русь в 1328, в момент торжества Ивана Калиты над Тверью, окончательно перенёс в Москву митрополичью кафедру .

Митрополит Пётр. Икона XV века

– великий князь владимирский (1328–41), князь московский, первый собиратель Северо-Восточной Руси. В борьбе с другими князьями Иван Калита часто пользовался помощью татар. Еще при жизни своего брата Юрия Даниловича Иван принимал участие в управлении московским княжеством. В 1304 Иван оборонял недавно присоединённый Москвой Переяславль от тверских князей. Три дня Переяславль держали в осаде тверские полки боярина Акинфа. На четвертый день пришедший из Москвы боярин Родион Несторович, ударил тверичам в тыл, а Иван сделал вылазку из города. Тверичи были разбиты. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил от хана ярлык на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в управление Ивана.

В 1322 ордынцы отняли у Москвы ярлык на великое княжение и вернули его тверичам. После убийства Юрия Даниловича в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи (1325) московское княжение перешло к Калите. Дмитрий был казнён в Орде татарами, но великое княжение Владимирское хан Узбек отдал его брату, тверскому князю Александру. Однако вскоре положение резко изменилось. В Тверь прибыл с большой свитой ордынский вельможа Щелкан (Чолхан), сын того воеводы Дюденя, который в 1293 разорил Северную Русь с такой жестокостью, что его поход сравнивали с Батыевым нашествием. Щелкан держал себя в Твери с великой гордостью; его татары творили насилия на жителями. В народе ходили слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и истребить православную веру. 15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. Остаток их заперся с Чолханом на княжем дворе, но горожане зажгли его. Все татарское посольство погибло; избиты были и находившиеся в Твери ордынские купцы.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить тверских соперников, поспешил в Орду, возвратился с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иван получил от хана ярлык на великое княжение. Узбеку донесли, что тверское восстание разжигал сам князь Александр. Хан отдал Тверь брату Александра, Константину. Сам Александр бежал в Новгород, а потом в Псков. Калита и другие князья требовали, чтобы Александр ехал к хану в Орду, но псковичи не пустили его. Калита, другие князья и новгородцы пошли было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, решили действовать не оружием, а другой мерой: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено.

Угроза Феогноста отлучить Псков от церкви заставила Александра на время уехать в Литву (1329). Князья оставили псковичей в покое. Вскоре Александр воротился в Псков под покровительством литовского князя Гедимина и правил этим городом несколько лет. Но он скучал о Твери; его мучила мысль, что его дети будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к хану Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение (1337). Соперничество Ивана Калиты с Тверью грозило возобновиться. Некоторые тверские бояре были недовольны возвращением Александра. Они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю Калите.

Калита отправился к татарам. По его внушению, хан послал Александру приказ явиться в Орду. Александр отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду; но, как и отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели навлечь татарское мщение на своих подданных. Когда провожаемый тверичами князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением, но и оно не побудило Александра отложить поездку.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября 1339 года. В этот день Александр и его сын Фёдор исповедовались и сами вышли навстречу убийцам, возглавляемым мурзой Товлубием. Татары пронзили Александра и Федора и отрубили им головы. Их тела бояре отвезли в Тверь, где снова сел княжить осторожный Константин Михайлович. Иван Калита вернулся в Москву из Орды с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти его в Москву.

Самовластно распоряжался Иван Калита и в других княжествах. В Ростове его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили за ноги старшего ростовского боярина Аверкия (1330). Князь Суздальский, Александр Васильевич, был покорным подручником Москвы. Одну из своих дочерей Иван Калита отдал за князя Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев. В 1332 Калита начал войну с Новгородом, который отказался уплатить старинную дань («закамское серебро»), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму и, когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. Эта распря окончилась уже при его сыне. Князья рязанские ввиду татарской угрозы тоже должны были повиноваться Ивану I. В 1340 Калита, по приказу хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и вместе с татарами опустошил Смоленскую область.

Иван Калита, с одной стороны, является с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. Но, с другой, утверждения, что он «продавал Русь татарам», несправедливы и легковесны. Если бы это было так, то татарское иго над Северо-Восточной Русью при Калите должно было бы усилиться. Но на деле мы видим обратное: после окончательной победы Ивана I в борьбе с Тверью монгольское владычество над Русью не укрепилось, а значительно ослабло. Опустошительные татарские набеги после 1327 прекратились на целых четыре десятилетия. Владения Ивана Калиты и весь русский Северо-Восток стали пользоваться спокойствием и благосостоянием: «Бысть тишина христианам и престаша татарове воевать Русскую землю», – говорят летописцы, разумея в данном случае под Русской землей Владимирское и Московское княжества. Эта «тишина» продолжалась до середины 1360-х годов. При Иване Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с ханом. Ордынскую дань ранее здесь собирали приезжавшие мусульманские и иудейские финансисты. Они брали этот сбор на откуп у хана и потом жестокими насилиями взимали с русского населения гораздо большую сумму. Благодаря умной политике Калиты татары перестали допускать на Русь этих вымогателей. Ордынский «выход» теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, и это очень облегчило народ. Русь пока оставалась под верховной властью Орды, но получила гораздо более высокий, чем раньше, вассальный статус. В тех условиях это было крупным достижением.

Иван Калита был бережливым хозяином, старавшимся увеличить своё княжество и богатство. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иван всегда носил при себе мешок с деньгами – «калиту» – для раздачи бедным). Иван Калита заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он выстроил в Москве новый дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и часть посада. Москва стала быстро расти. К сильному князю Московскому стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Иван заботился о внутренней безопасности своих владений, строго преследовал разбойников и воров.

Важным событием княжения Ивана Калиты было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита приобрёл особое расположение митрополита и по его просьбе воздвиг в Москве каменный Успенский собор. Пётр умер в Москве и был погребён в ней. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иван построил в Москве еще три каменных храма. Каменные церкви в разорённой татарами Владимирской Руси тогда были редкостью.

О земельных присоединениях к московскому княжеству в эпоху Ивана Калиты точных сведений нет. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Дмитрия Донского, сомнительно, так как сам Иван не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иван Калита принял пострижение. Все свое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою: Москву оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану - Звенигород, Кремичну, Рузу и 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.

(1288?-1340) великий князь московские

Он родился, когда еще были живы старики, испытавшие ужас первых набегов татар на Русь. Основным настроением, того сложного времени был страх, и Иван разделял его и своими современниками. В раннем детстве, он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Возможно, поэтому, уже став великим князем, он всячески стремился избежать открытого столкновения с ними.

Как и подобало княжескому сыну, Иван рано приобщился к миру взрослых. Отец, а иногда и бояре рассказывали ему об истории и о том, что происходит на Руси. Уже в три года, Иван прошел обряд посага - был впервые посажен на коня. После этого дня, ребенок переходил от нянек и мамок на попечение воспитателей-мужчин. Его начали понемногу приучать к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец - князь Даниил Московский - видел в Иване своего преемника, хотя главным наследником являлся его старший сын Юрий.

Даниил Московский считал, что осторожный Иван более подходит для княжеского престола, чем резкий и неуживчивый Юрий. Тем не менее после смерти Даниила в 1303 году власть перешла именно в руки Юрия. Ему было в то время двадцать два года, а Ивану не исполнилось и пятнадцати.

Первое время, Иван действовал заодно с братом. Он помог Юрию подчинить Владимирское княжество и положил немало сил на то, чтобы отобрать великокняжеский ярлык у тверских князей.

Но резкий характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время поездки в Золотую Орду. Там сознательно устроили встречу двух враждовавших князей, и тверской князь во время драки, убил московского князя.

После смерти брата, на княжеский престол сел Иван. Он сразу же изменил политику в отношении Орды, понимая, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет только к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде, в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества. Иван укреплял Москву и одновременно присоединял к ней близлежащие земли.

Не менее важным было и право собирания налогов, также полученное от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить расположение ее правителей. Собранных таким образом денег хватало и на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог строительству белокаменных церквей и соборов. Прозвище «Калита» (кошель для денег) князь получил потому, что собранные деньги тратил весьма продуманно, стремясь сделать Москву настоящим центром Руси.

Летописец упоминает и о том, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошель, полный серебряных монет, и щедро раздавал их нищим. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так постепенно расширялись границы московского княжества. Он официально перевел столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвался «великим князем всея Руси».

Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем на Руси. В его завещании сохранился список наиболее ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой посуды золотой и серебряной, одна золотая шапка и один золотой ларец.

Что же касается его взаимоотношений с Золотой Ордой, то он проявил себя как умный и осторожный политик. Он не мешал ханским баскакам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые подчинялись власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «бороться с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписав разбой татарам.

В области внутренней политики, Иван Калита был также достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром Руси. Поэтому в 1325 году он добился переезда в Москву митрополита Петра Волынца.

Всего через год, престарелый священник скончался и был погребен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба начали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой земли русской. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святителя Петра, и стала духовным центром Руси. В ней находилась митрополичья кафедра.

Как только Иван Калита сумел стабилизировать отношения с Ордой, в Москву начали переезжать на службу крупные боярские фамилии. Многих из них пригласил сам Иван. Так постепенно вокруг княжеского двора сложился круг новой московской аристократии.

Но гораздо более важным делом Ивана Калита, было другое: за сорок лет его правления татары ни разу не приходили на Русь с опустошительными набегами. В летописях, это время спокойствия на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, ничем не потревоженного сна. Как писал позже В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, не испытывающих безотчетного ужаса перед татарами. Позже они и вышли на Куликово поле».

Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Еленой. Но до наших дней не дошло упоминание о роде, к которому она принадлежала. У них родилось три сына - Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита вновь женился на некоей Ульяне, которая вскоре родила дочь.

Когда пришел срок, Иван Данилович Калита «умер в чернецех»: перед смертью он постригся в монахи. Он был погребен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени вплоть до начала XVIII века там хоронили московских князей и царей.

Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Москву же он отдал им в общее владение, специально оговорив, что она всегда должна быть столицей.