Меню
Бесплатно
Главная  /  О заболевании  /  Основные педагогические идеи жан-жака руссо. Руссо, жан жак Сообщение жан

Основные педагогические идеи жан-жака руссо. Руссо, жан жак Сообщение жан

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла через 9 дней после его рождения. Жан Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками.

Впечатлительный, мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал.

Жан Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем. Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний.

Шестнадцатилетний Жан Жак в городе Аннеси познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая «жила милостями сардинского короля» и занималась вербовкой молодых людей в католичество.

Госпожа де Варанс отправила Жана Жака в Турин, в приют для новобранцев, где он был наставлен и принят в лоно католической церкви.

Спустя 4 месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане отправился искать работу. Найти такой труд, который был бы приятен и легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем.

Разошелся с де Варанс осенью 1741 года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Но мировоззрение у них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший к их разрыву.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

Французские просветители, в особенности философы-материалисты XVIII века, вели борьбу против идеологической и политической реакции своей эпохи. Большинство из них сотрудничало в многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», редакторами которой были Д”Аламбер и Дидро.

Некоторое время Руссо был незаметным сотрудником «Энциклопедии», однако, в 1750 году, когда Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Руссо представил жюри великолепный трактат, в котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, при которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».

Тем самым Руссо дал начало новому направлению общественной мысли – эгалитаризму.

В 1763 году был опубликован знаменитый роман Руссо «Эмиль или О воспитании».Здесь Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».

Большой популярностью у современников пользовался и другой роман Руссо «Юлия или Новая Элоиза», написанный им в 1761-1763 годах. Этот роман в письмах повествует о любви аристократки Жюли д”Этанж и ее домашнего учителя Сен-Пре. Руссо на протяжении всего этого произведения подчеркивает социальное неравенство влюбленных.

Кроме того, Руссо писал статьи для «Энциклопедии». Интересна его статья «О политической экономии». Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности имущественные отношения, государственное управление, общественное воспитание.

Он выступает за частную собственность, требуя более равномерного ее распределения. Руссо отрицает крайности, богатство и бедность. Мелкая частная собственность, основанная на личном труде, согласно его учению, является опорой справедливого порядка.

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни душевного спокойствия. После выхода в свет романа «Эмиль или О воспитании» и политического трактата «Об общественном договоре» (в котором Руссо высказывался против абсолютизма и развил демократическую теорию общественного договора) парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.

Королевский суд приговорил «Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию.

Но здесь, как и в Париже, его ожидали преследования. Женевское правительство также осудило «Эмиля» и «Общественный договор» и запретило автору появляться в пределах Женевского округа.

Руссо, ища пристанища, в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили поехать в Англию, куда пригласил его философ Юм. Руссо и Тереза поселились в деревушке Вуттон. Но даже здесь, в глухом уединении, Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм вслед за его бывшими французскими друзьями отвернулся от него.

Очутившись снова на Французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену.

В 1770 году, когда французское правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от политических репрессий и Руссо, к своему удовольствию, мог свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

2 июля 1778 года, вернувшись домой после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан Жак Жак Руссо покончил жизнь самоубийством.

Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику.

Литература:

1.Всемирная история: Эпоха просвещения/

А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: АСТ;Минск:

Харвест,2001 – Т.15

2.Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. – М.: Наука, 1980

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жана-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ.

Детство

Жан-Жак родился в 1712 году 28 июня в Женеве (Швейцария) в семье Сюзанны Бернар, наследницы местного пастора, и Исаака Руссо, умелого часовщика и преподавателя танцев. К сожалению, своей матери Жан-Жак так и не узнал. Она поплатилась своей собственной жизнью ради жизни мальчика.

Исаак очень тяжело переживал утрату супруги, однако на его отношении к маленькому сыну это никак не сказалось. Он горячо любил мальчика и старался воспитать его в лучших традициях. Уже в семилетнем возрасте Жан-Жак свободно владел чтением. Он обожал читать вместе с отцом жизнеописания древнегреческого философа Плутарха и роман Оноре д"Юрфе «Астрея».

Когда Жан-Жак был еще ребенком, его отцу пришлось покинуть родной дом и перебраться в близлежащий кантон. Исаак был очень напуган, так как на одного и его сограждан было совершено вооруженное нападение, и решил, что самое верное решение в подобной ситуации – как можно скорее скрыться. Вскоре Исаак встретил хорошую женщину и женился на ней.

Когда отец уехал, воспитанием Жан-Жака занялся его родной дядя по материнской линии. В период 1723-1724 годов мальчик учился в протестантском пансионе Ламберсье, после чего стал учеником нотариуса, а еще чуть позже – учеником гравера. С ранних лет приученный к чтению, Жан-Жак не раз получал нагоняй от своих наставников за то, что вместо работы тот сидит за книжками. Устав от постоянных гонений и запретов, весной 1728 года Жан-Жак принял решение покинуть Женеву. На тот момент ему было всего лишь шестнадцать лет.

Юность

Покинув Женеву, Жан-Жак направился в Савойю. Поступить именно так ему подсказал один священник. Он дал Руссо письмо, адресованное некой Франсуазе Луизе де Варан, и велел отправляться к ней. Франсуаза, познакомившись в Жан-Жаком, предложила ему принять католицизм и отправила его в монастырь в Турине. Проведя четыре месяца в стенах монастыря, Жан-Жак вышел на свободу убежденным католиком.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После принятия католицизма Руссо устроился лакеем в один приличный дом семьи аристократов. Чуть позже он снова появился на пороге госпожи де Варан, которая с радостью оставила сообразительного юношу у себя. Женщина учила его красиво писать, способствовала обогащению его словарного запаса, давала ему дельные советы о том, как нужно вести себя в приличном обществе. Через некоторое время Франсуаза Луиза определила Руссо в семинарию. Затем она приложила все силы для того, чтобы юноша стал учеником органиста. Но Жану-Жаку не очень понравилась такая жизнь и вскоре он ушел от органиста. Он хотел было отправиться вновь к де Варан, но та уже успела перебраться в Париж.

После этого целых два года Жан-Жак Руссо бессмысленно скитался по Швейцарии. Денег совершенно не было, его одолевали голод и нужда. Ему приходилось коротать ночи под открытым небом, однако особенной скорби по этому поводу не испытывал. Ему всегда очень нравилась природа.

В 1732 году Жан-Жак все же нашел Франсуазу Луизу де Варан. Несмотря на то, что в тот момент у женщины была уже другая «игрушка» (швейцарец Ане), Руссо не пренебрег шансом вновь обрести крышу над головой и остался в доме Франсуазы. Там он остался вплоть до 1737 года, после чего де Варан отправила его в Монпелье на лечение. Когда он вернулся, его заботливая подруга уже жила недалеко от Шамбери с новым юнцом (Ане скончался задолго до этого). Жан-Жак в очередной раз стал третьим в этом странном, но все же дружном семействе.

Рабочие тяготы

Очень скоро Руссо почувствовал, что в его искусственно созданной семье не так уж все и гладко. Все чаще он стал ощущать, что мешает своим присутствием окружающим. Его одолела депрессия, затянувшаяся на долгие два года. В один прекрасный момент Жан-Жак понял, что дальше так продолжаться просто не может. Он обязан найти работу и стать самостоятельным.

В 1740 году Руссо стал домашним наставником в одном семействе из Лиона. Правда, долго он на новом месте не продержался. Жан-Жак оказался совершенно неприспособленным к жизни – он не умел общаться с детьми, нередко позволял себе выпивать, флиртовал с девушками в доме.

После этого Руссо удалось получить должность домашнего секретаря графа Монтегю, французского посла в Венеции. Но и здесь все пошло наперекосяк – граф воспринимал Жана-Жака как прислугу, помощника, а Руссо воображал себя успешным дипломатом, стал зазнаваться и перестал следить за субординацией. В результате граф Монтегю выставил непослушного секретаря за дверь, так и не выплатив жалования. Жан-Жак, кстати, в долгу за свою оскорбленную честь не остался. Прибыв в Париж, он немедленно подал жалобу на недобросовестного работодателя, которая была быстро рассмотрена и удовлетворена.

Творчество

После долгой вереницы неудач Жану-Жаку наконец-то удалось устроиться секретарем у откупщика Франкеля. Дом Франкеля почти каждый день собирал самых модных в то время писателей и публицистов. Руссо почувствовал себя в своей тарелке. Он начал ставить домашние комедии, которые пользовались у публики (пусть и немногочисленной) определенным успехом.

В 1749 году Жан-Жак Руссо, почитывая газеты, неожиданно осознал одну очень простую вещь. Он вдруг понял, что культура – это ложь, просвещение – это вред. Он как можно скорее поделился своим открытием с товарищами и моментально стал популярным. Обличив всех творцов разом (художников, писателей, танцоров, певцов, скульпторов и прочих), Жан-Жак каким-то образом смог стать их предводителем. Так начался самый продуктивный за всю жизнь Руссо период его творчества – его стихотворения, поэмы, статьи, романы и даже оперы общество жадно принимало и требовало еще. Это был настоящий звездный час Руссо, его эпоха, его время.

Жан-Жак очень круто поменял свой образ жизни: на смену модному костюму пришли грубые одежды из просто сукна, изящная речь стала изобиловать ругательствами, а перспективное место секретаря у Франкеля писатель решил заменить скромным трудом переписчика нот. Со временем его личность становилась все более загадочной – друзей он постепенно растерял, появляться на публике не любил. Однако, несмотря на это, он до конца своих дней оставался настоящим революционером, противником общего строя, ненавистником прогресса.

Личная жизнь

В середине 40-х годов, когда Жан-Жак был еще бедным, никому не известным молодым человеком, в его жизни появилась Тереза Левассер – молодая крестьянка, не отличавшаяся ни блестящим умом, ни привлекательной внешностью. Особенных чувств Жан-Жак к ней никогда не испытывал. Правда, отсутствие любви не помешало Руссо и Терезе родить пятерых детей. Все дети были впоследствии отданы в воспитательный дом. Сам Руссо оправдывал свой низкий поступок тем, что у него просто не было денег на то, чтобы поднять на ноги пятерых отпрысков.

Все дети были рождены вне брака. Жан-Жак и Тереза обвенчались лишь спустя двадцать лет после знакомства.

Закат

Каждое произведение Жана-Жака было насквозь пропитано его философией, его бунтарской и неприглядной для общества философией. В 1762 году писатель был вынужден убраться из Франции, так как ему грозил арест за вызвавший бурю эмоций трактат «Об общественном договоре» и за антицерковный роман «Эмиль, или О воспитании». В Париж он вернулся только в 1770 году. К этому моменту разум Руссо был уже сильно помутнен – повсюду ему виделись злодеи и недоброжелатели, он был уверен, что вокруг него плетутся заговоры и интриги.

Последние пару месяцев своей жизни Жан-Жак Руссо провел на севере Франции в Шато де Эрменонвиль в загородной резиденции своего товарища маркиза де Жирардена. Маркиз де Жирарден самостоятельно принял решение позаботиться о друге, так его психическое здоровье стало не на шутку пугать его.

2 июля 1778 года Жан-Жак Руссо скончался на руках своей верной спутницы Тереза. Его тело было похоронено в парке на территории резиденции маркиза де Жирардена (Руссо за пару дней до гибели сам попросил старинного друга закопать его именно там – видимо, он чувствовал приближение смерти).

В 1794 году останки Жана-Жака Руссо были перенесены в Пантеон. В середине 1810-х годов два неизвестных фанатика выкрали останки Руссо и уничтожили их, бросив в яму с известью.

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла через 9 дней после его рождения. Жан Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками.

Впечатлительный, мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал.

Жан Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем. Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний.

Шестнадцатилетний Жан Жак в городе Аннеси познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая «жила милостями сардинского короля» и занималась вербовкой молодых людей в католичество.

Госпожа де Варанс отправила Жана Жака в Турин, в приют для новобранцев, где он был наставлен и принят в лоно католической церкви.

Спустя 4 месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане отправился искать работу. Найти такой труд, который был бы приятен и легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем.

Разошелся с де Варанс осенью 1741 года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Но мировоззрение у них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший к их разрыву.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

Французские просветители, в особенности философы-материалисты XVIII века, вели борьбу против идеологической и политической реакции своей эпохи. Большинство из них сотрудничало в многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», редакторами которой были Д”Аламбер и Дидро.

Некоторое время Руссо был незаметным сотрудником «Энциклопедии», однако, в 1750 году, когда Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Руссо представил жюри великолепный трактат, в котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, при которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».

Тем самым Руссо дал начало новому направлению общественной мысли эгалитаризму.

В 1763 году был опубликован знаменитый роман Руссо «Эмиль или О воспитании».Здесь Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин богатый или бедный, сильный или слабый есть плут».

Большой популярностью у современников пользовался и другой роман Руссо «Юлия или Новая Элоиза», написанный им в 1761-1763 годах. Этот роман в письмах повествует о любви аристократки Жюли д”Этанж и ее домашнего учителя Сен-Пре. Руссо на протяжении всего этого произведения подчеркивает социальное неравенство влюбленных.

Кроме того, Руссо писал статьи для «Энциклопедии». Интересна его статья «О политической экономии». Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности имущественные отношения, государственное управление, общественное воспитание.

Он выступает за частную собственность, требуя более равномерного ее распределения. Руссо отрицает крайности, богатство и бедность. Мелкая частная собственность, основанная на личном труде, согласно его учению, является опорой справедливого порядка.

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни душевного спокойствия. После выхода в свет романа «Эмиль или О воспитании» и политического трактата «Об общественном договоре» (в котором Руссо высказывался против абсолютизма и развил демократическую теорию общественного договора) парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.

Королевский суд приговорил «Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию.

Но здесь, как и в Париже, его ожидали преследования. Женевское правительство также осудило «Эмиля» и «Общественный договор» и запретило автору появляться в пределах Женевского округа.

Руссо, ища пристанища, в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили поехать в Англию, куда пригласил его философ Юм. Руссо и Тереза поселились в деревушке Вуттон. Но даже здесь, в глухом уединении, Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм вслед за его бывшими французскими друзьями отвернулся от него.

Письма, получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо тяжелый недуг. В течение ряда лет он страдал манией преследования и подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.

Очутившись снова на Французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену.

В 1770 году, когда французское правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от политических репрессий и Руссо, к своему удовольствию, мог свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

2 июля 1778 года, вернувшись домой после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан Жак Жак Руссо покончил жизнь самоубийством.

Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику.

Литература:

1.Всемирная история: Эпоха просвещения/

А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. М.: АСТ;Минск:

Харвест,2001 Т.15

2.Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980

Жан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, сочинения которого в XVIII веке обсуждала вся Европа.

Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Систематического образования получить не смог: до отъезда отца из Женевы в 1722 г. воспитывался тетями, с 1723 по 1724 гг. провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы, по возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. В юности работал лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву и до 1741 г. проживал в Швейцарии.

Затем уехал в Париж, где сблизился с просветителями, среди которых были Дидро, Д" Аламбер, Гольбах, Мариво, Фонтенел, Фридрих Гримм, Луиза д"Эпине и сотрудничал в энциклопедии: был автором статей по вопросам музыки. В 1743 - 1744 гг. являлся секретарем французского посольства в Венеции.

С 1750 г. его произведения начали издаваться и постепенно набирать популярность у населения за критику устоявшихся в общество положений. Из-за идей Руссо, изложенных в политическом трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила Руссо гражданства, а парижский парламент запретил Эмиль и приговорил философа к тюремному заключению. Философу пришлось скрываться: он бежал в Верден, затем в Мотье. В 1764 Руссо уехал в Англию, где прожил три года. В мае 1767 года Руссо вернулся во Францию, так как поссорился с пригласившим его в Англию Юмом.

В Париж возвратился только в 1770 году. Последние годы жил уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к существованию, писал мемуары. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа – в имении маркиза Р.Л. Жирардена, где провел последние месяцы жизни.

Основные произведения

«Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат).

«Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат).

«Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах).

«Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат).

«Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе).

«Исповедь» (1766 − 1769, автобиографический роман).

Основные идеи

  • каждый человек имеет одинаковые права, все люди от рождения равны; ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, каждый человек рождается свободным и никто не в праве распоряжаться его свободой. Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды
  • подвергает критике прогресс человеческой цивилизации; считал, что прогресс не только не облегчил жизнь простого народа, но и породил социальное неравенство, которое, по мнению философа, является основной причиной деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных. Именно поэтому, считает, что всякое развитие способствует деградации
  • люди утратили свое первобытное блаженство, а самое счастливое время для человечества - первобытные времена. Именно в первобытные времена все были равны. Общественное устройство деградирует, жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей находится на вершине славы и богатства, они не считаются ни с кем и живут только в свое удовольствие, не принося никакой пользы обществу
  • основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде
  • под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
  • сравнение семьи и государства. Отец – глава государства, который должен заботиться о своих детях – подданных. Семья держится лишь на согласии, решения, которые повлияют на жизнь всей семьи (государства), должны применяться всеми ее членами (гражданами)
  • закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон
  • депутаты являются уполномоченными народа, они лишь выражают его волю. К сожалению, фактически наиболее значимые решения принимаются горсткой влиятельных граждан, которые действуют в своих интересах, не согласовываясь с народом
  • власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству
  • восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.