Меню
Бесплатно
Главная  /  О заболевании  /  Говорящий алфавит для детей 3 лет. Как учить буквы с ребенком. Что нужно для изучения букв

Говорящий алфавит для детей 3 лет. Как учить буквы с ребенком. Что нужно для изучения букв

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Желание вырастить гениев из своих детей сегодня греет сердца многих из нас. Мы переворачиваем интернет, выискивая самые действенные методики. И часто не думаем о последствиях. Мы «грузим» малыша счетом, сотнями непонятных ему пока названий и изображений, учим с ним буквы. Полезно ли это для детей 3 лет? В каком возрасте лучше начинать подобные занятия?

Разные методики – разный подход

Методик раннего обучения детей чтению существует немало. Самые популярные из них – это методики Е. Н. Зайцева (кубики), Г. Домана (карточки), семьи Никитиных (общее развитие в игровой форме). Принципы их действия основаны на разных подходах к развитию малышей.

  • Кубики Зайцева учат детей воспринимать слова «по складам», что отличается от обычного чтения по слогам. Ребенок учится собирать слова из кубиков с изображением готовых «складов». В итоге малыша бывает довольно трудно переучить обычному, слоговому чтению. Метод этот достаточно непоследовательный, хотя и включает разные стороны развития (анализ, развитие тактильных ощущений, внешнее восприятие). К тому же, он довольно затратный (кубики, умеющие издавать разные звуковые сигналы, достаточно дорогие, часто ломаются). Возрастных ограничений для своей методики автор не выставляет, однако это вовсе не значит, что ребенок способен научиться читать практически с рождения.
  • Карточки Домана многими специалистами расцениваются как противопоказанные в большинстве случаев. Они нагружают малыша тоннами зрительной информации, которая запоминается, но не приносит ребенку никакой пользы, не учит его самого думать и анализировать. Запоминание готовых слов и даже фраз – это не чтение, а механическое воспроизведение заученной информации. Доман предполагает, что такие «развивающие» занятия (причем в довольно интенсивной форме) должны начинаться еще до года. О том, какая это нагрузка на детскую нервную систему, стоит серьезно задуматься.
  • Пожалуй, самым органичным можно назвать метод семьи Никитиных, предполагающий не просто обучение чтению, а комплексное развитие всех сфер деятельности малыша. По данной методике разработано множество игровых пособий, развивающих речь, моторику, двигательные навыки, умственные способности детей на разных возрастных этапах. Игровая форма способствует более естественному восприятию информации маленьким ребенком.

Плюсы раннего обучения

Как видим, методики довольно противоречивые. Чтобы решить, нужно ли раннее обучение ребенку, стоит сначала подумать, достаточно ли мы, родители, компетентны для роли педагогов, и оценить возможные последствия, к которым это может привести.

Итак, в чем польза?

  • Трудностей в адаптации к школе у ребенка и так немало. Если к этому добавить еще и сложности приобретения навыков чтения, ситуация только усугубится. Ребенок, не просто знающий буквы, но и умеющий читать, легче усваивает информацию.
  • В век бурно развивающихся технологий читающий ребенок живет, не отрываясь от тех возможностей, которые ему открывают просторы интернета: может находить нужную ему информацию самостоятельно. Но родители должны следить за тем, чтобы эта информация не навредила малышу.
  • Если с ребенком учить азбуку в игровой форме, это поможет всестороннему развитию маленькой личности в доступной и интересной ему форме. Кроме того, это обогащает семейный досуг и помогает наладить отношения со взрослыми.
  • Правильно построенное обучение постоянно расширяет кругозор малыша, толкает его к самостоятельному познанию действительности. Попутно развиваются другие познавательные способности ребенка (мышление, речь, воображение, внимание, память), что облегчит изучение более сложных школьных дисциплин.
  • Владение грамотой повышает самооценку дошкольника. Игровая форма повышает настроение и стимулирует познавательную деятельность.

Минусы раннего обучения чтению

Как видим, упор в достижении положительного эффекта делается на обучение в игровой форме. Но многие методики содержат далеко не игровые нагрузки. К чему может привести их необдуманное применение?

  • Функционирование некоторых отделов мозга малыша еще не сформировано. Чрезмерные нагрузки приведут к тому, что у ребенка возникнут проблемы с усидчивостью, контролем над собственным поведением, концентрацией внимания. Малыш просто потеряет интерес к учебе.
  • Перекос в развитии полушарий мозга. Как правило, до 3-4 лет развивается правое полушарие, отвечающее за движения, координацию, творчество, воображение, эмоции. А только затем – левое, отвечающее за интеллект, аналитическое мышление, логику и математические способности. Если эти периоды «поменять местами», то левое полушарие будет развиваться в несвойственное ему время, тем самым тормозя развитие правого. В итоге ребенок вырастет умным, но как минимум, неуклюжим и неловким. При худшем сценарии – получит серьезные двигательные нарушения.
  • Такое форсирование приводит к чрезмерной нагрузке на нервную систему малыша, что чревато возникновением серьезной симптоматики (тики, энурез, заикание, отставание в речевом развитии, агрессивность, вызывающее поведение).

Чтобы избежать серьезных проблем, нужно сделать основной упор на обучение в форме игры, крошечными «порциями» и не ранее 3 лет. Поэтому отложим свои родительские амбиции и вспомним хорошую поговорку: тише едешь – дальше будешь.

Не начинайте обучать малыша чтению, если у него еще не развита речь (он не произносит всех звуков, не может формулировать предложения, не умеет выражать свои мысли, не имеет представления о том, что слово из чего-то состоит).

Как не навредить?

Следует твердо запомнить, что в 3 года мы просто учим алфавит – знакомим ребенка с буквами, не вдаваясь в дальнейшие подробности. Малыша нужно заинтересовать тем, что буквы есть в словах, они чем-то отличаются внешне и по звуку, научить его находить эти отличия.

При этом важно, чтобы ребенок сам проявил интерес к этим непонятным значкам. Как это сделать?

  • Каждый день читайте ребенку интересные книжки. Давайте ему возможность самому выбрать, что будете читать, рассматривайте с ним яркие иллюстрации, обсуждайте их.
  • Объясните малышу, что книги – наши друзья, они нам могут рассказать много интересного, поэтому обижать их – мять, рвать, разрисовывать – нельзя.
  • Читая, садитесь рядом с крохой, чтобы он видел текст. При чтении водите пальцем по строчкам, как в детстве, чтобы ребенок понимал, что вы произносите буквы, которые там написаны. Давайте ребенку самому «пообщаться» с книгами: пусть листает их, рассматривает картинки.
  • Постарайтесь не форсировать события, не принуждайте малыша к занятиям! Дождитесь, пока ребенок сам спросит о том, как вы умеете читать. Тогда объясните ему, что вы знаете буквы, из которых состоят слова, и можете эти буквы соединять между собой. Скажите, что когда он подрастет, тоже сможет так делать. Пусть спросит, что такое буквы, какие они бывают и т. д. В общем, даст понять, что ему интересно познакомиться с буквами. Тогда играть в знакомство он будет куда охотнее.

Кстати, иногда ребенка проще заинтересовать яркими титрами мультфильмов. Тогда ему стоит рассказать, что это слова о том-то и том-то. Чтобы их прочитать, нужно выучить все буквы.

Когда интерес сформирован, можно начинать обучение ребенка алфавиту. В этом родителям могут помочь следующие простые правила.

  • Изучать буквы в строгом алфавитном порядке смысла нет. Легче воспринимаются буквы, простые в произношении и частые в употреблении. А затем уже ребенок осваивает более редкие и сложные.
  • Не нужно «гнать лошадей». Одной новой буквы в несколько дней вполне достаточно. Чтобы малыш не забыл предыдущие буквы, играя, просите его показать их в букваре, детской книжке или еще где-то. И каждое занятие (игру!) по изучению новой буквы начинайте с повторения предыдущей.
  • Буквы можно показывать на кубиках, плакатах, наклейках, магнитной азбуке.
  • Можно вместе нарисовать новую букву, придумать, на что она похожа (ассоциативное запоминание более эффективно, чем просто зрительное).

Как играть?

Итак, главной мотивацией для детей 3 лет остается игра. Чтобы поиграть с буквами (не со словами или слогами!), приобретите для малыша интерактивные говорящие книги или плакаты. Просите называть предметы, игрушки, начинающиеся на нужную букву, иногда «забывайте» букву, пусть малыш напомнит.

Вот еще несколько примеров игр с буквами.

  • Изучаемую букву можно выкладывать из мелких подручных предметов: круп, палочек, пуговиц, камешков, макарон, деталей конструктора и т. д. Это, к тому же, позволит развивать мелкую моторику.
  • Можно рисовать букву на рассыпанной муке, манной крупе, песке. Это тоже полезно для мелкой моторики.
  • Если мама предложит ребенку «закрасить» трафарет буквы пластилином, малыш точно придет в восторг.
  • А если украсить ее бантиками, сделать ей вместе одежки, ручки-ножки, нарисовать смешную мордочку – с такой «буквокуклой» можно будет поиграть. Например, с помощью мамы она расскажет, какие слова с нее начинаются, или в каких она «прячется». С помощью малыша – какой у нее характер, что она любит, с кем дружит, какое у нее настроение и т. д. Внимание, родители! В таких диалогах дети чаще всего переносят на воображаемого героя (в данном случае — букву) свои переживания, мысли, настроение. В такой игре можно прощупать скрытые психологические проблемы ребенка!
  • Для закрепления изученных букв можно показать малышу музыкальное видео «Алфавит для малышей» или «Алфавит в мультфильмах».

Прекрасным примером игр с буквами являются забавные, яркие и меткие стишки и потешки из тематических детских «азбук» замечательных детских поэтов: Самуила Маршака, Бориса Заходера, Генриха Сапгира. У Сапгира, кстати, таких стихов очень много: «Про овечку и человечка», «Ящер», «Красный шар», «А-у», «Журавлиная книга», «Лесная азбука». Дети усваивают внешний образ буквы, им намного легче ее запомнить, если она знакомится с малышом в забавной стихотворной форме.

Что дальше?

Напомним, что в 3 года учить ребенка чтению рано. Поэтому сейчас ограничиваемся изучением букв.

В дальнейшем родителям предстоит большая поэтапная работа:

  • развить фонематический слух малыша (умение распознавать отдельные звуки в составе слова, в разных его частях);
  • развить чувство ритма (это поможет точнее разбивать слова на слоги);
  • научить ребенка выговаривать все буквы, правильно формулировать свои мысли;
  • натренировать память (иначе запоминать слоги и их комбинации будет непросто);
  • познакомить малыша со слогами, научить складывать их в простые слова;
  • научить собирать слова в первые простые предложения.

Главными помощниками на этом пути тоже должны стать игры. Игры, которые научат различать звуки, а затем слоги в слове, распознавать разные окружающие нас звуки, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику (писать ведь тоже совсем скоро придется учиться). Игры, развивающие артикуляцию (если у ребенка есть проблемы с произношением), силу выдоха, силу подачи голоса – все это нужно для правильной устной речи.

Легко понять, как «стягивать» буквы в слоги, поможет букварь Н. С. Жуковой. Ведь обычно главная трудность у детей состоит именно в том, чтобы сообразить, как из букв получаются слоги. Этот первый детский учебник легко решает сложную проблему, показывая малышу, как «сливать» два звука. К тому же, букварь содержит подробную методику для родителей, включающую разъяснения и полезные советы.

Но все это у малыша и родителей – впереди. Если они решат заняться ранним обучением ребенка чтению, первое, что можно сделать – познакомить его с буквами. Играя, не торопя события. Если малыш на чем-то застопорится, процесс можно временно отложить. Это как раз тот случай, когда «недо-» куда полезнее для маленького организма, чем «пере-». Ведь самое важное в раннем развитии – не навредить. Тогда знания, вложенные в малыша, помогут ему в дальнейшем обучении и развитии, а не отвернут от них.

Как научить ребенка буквам легко и непринужденно?

Когда мама считает, что возраст ребенка уже предполагает обучение буквам, перед ней встает вопрос о методе обучения. Мама не захочет нагружать ребенка серьезными занятиями. Поэтому многие пытаются сделать этот процесс интересным, но в то же время очень эффективным.

Иногда мнения специалистов расходятся в данном вопросе. Однако есть некоторые наиболее общие рекомендации:

  • Учить нужно тогда, когда у ребенка уже будет возможность и заниматься чтением. Смысл этого заключения в том, что ребенок может выучить буквы и в 1,5 года. Но это будет просто заучивание, которое забудется очень быстро, если его не применять нигде. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что это часть слова. Для него это что-то, что повторяет мама и он должен повторить
  • По этой причине оптимальнее будет учить ребенка буквам в 4 года. Не торопясь, занимаясь с ребенком, вы придете к чтению слогов. А значит к школе ваш малыш будет подготовлен в чтении
  • В 3 года можно начинать малыша знакомить с буквами, но никак не принуждать к обучению. Показывайте ему буквы и говорите, что это. Произносите звуки. А когда малыш будет готов, он и начнет повторять сам
  • Но если ребенок очень хорошо развит, умеет говорить и просит вас научить читать, или вы видите его желание понять какие-то надписи — значит ваш ребенок готов к обучению
  • Но это не означает, что вы должны тут же устроить ему серьезные занятия с экзаменами. Нет. Возможно, после начала обучения вы увидите, что ребенку сложно, он злится, не понимает. Не настаивайте. Если желание у малыша пропало — подождите до 4 лет
  • Отдельные методики предлагают начать обучение уже в 2 года

ВАЖНО: Какие бы советы не давали специалисты, вы должны ориентироваться на своего ребенка. Но в 5 лет все же стоит начать учить буквы, чтобы ребенок пришел в школу более менее подготовленным



Как легко выучить с ребенком буквы?

Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:

  • Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
  • Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
  • Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
  • После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
  • Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
  • Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
  • Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы


  • Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то
  • Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
  • Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву

ВАЖНО: Действуя по таким советам, обучение доставит вашему ребенку лишь удовольствие

Как выучить с ребенком буквы, играя?

Игра — это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.

Игра 1. Кубики.

  • Самая простая и незатейливая игра
  • Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные
  • Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз.» При этом показывайте и на букву
  • Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же


Игра 2. Аппликация.

  • Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину
  • Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата
  • Выбрав материал садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал.
  • При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А»
  • После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы
  • Пусть ребенок сам выберет место для аппликации
  • Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно


Игра 3. Прятки.

  • Распечатайте каждую букву в двух экземплярах
  • Выберите первую игровую букву. Предположим «О»
  • Одну оставьте у себя
  • Второй экземпляр положите куда-либо так, чтобы ребенок нашел ее
  • Несколько других букв также положите в разные доступные и видные места
  • Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти
  • Когда ребенок пойдет искать, следуйте за ним и при необходимости подсказывайте
  • Ребенок не должен расстраиваться, что не может найти, иначе такой метод станет для вашего малыша неинтересным


Игра 4. Правильный выбор.

  • Игра уже скорее на закрепление
  • Распечатайте картинки с буквами
  • Разложите перед ребенком и просите показать нужную букву
  • Найдя букву можно показывать предмет, начинающийся на эту букву


Игра 5. Кто быстрее.

  • В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку
  • Разбросайте на полу несколько одинаковых букв
  • По команде участники должны приносить буквы
  • Хвалим каждого
  • Обязательно повторяем звук буквы каждый раз
  • Можно подбадривать участников словами или лозунгами типа «Букву А найди скорей, а ну давай-ка побыстрей!»


Игра 6. Сюрпризы в мешке.

  • Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы
  • Например: бегемот, бык, барабан, будильник
  • Заинтригуйте своего ребенка
  • И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого

ВАЖНО: Все дети разные. Попробуйте разные игры и выберите подходящую для вашего ребенка

Видео на тему: Учим буквы алфавита: 3 игры с манкой [Супермамы]

Ассоциации букв

ВАЖНО: Легко малыш запомнит буквы, которые вызывают у него ассоциации. Подходит метод в том числе для самых маленьких

  • Для каждой буквы, которую вы изучаете, придумайте ассоциацию: на что похожа буква или кто издает такой звук
  • Вы можете придумать сами ассоциацию, можете почерпнуть идеи ниже
  • Если видите, что некоторая ассоциация не срабатывает у ребенка, то временно отложите букву в сторону
  • Через некоторое время вернитесь к букве уже с другой ассоциацией
  • Ассоциации хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и вам не придется повторять ему букву сотню раз, что он ее запомнил


Некоторые ассоциации.

Буква Б.

  • Буква Б — это бегемотик, который хорошо покушал и у него стал большой животик
  • Можно попытаться придумать рифмованные строки типа «Бегемотик наш поел, походил, устал и сел»
  • При этом демонстрируйте все действия, которые делает бегемот

Буква Д.

Буква Ж.

  • Вырезать букву из картона и сказать, что это жучок
  • Показать, как ползает и жужжит «ж-ж-ж-ж»
  • Предложите ребенку приклеить жучку глазки
  • Дайте ребенку самому поползать с жуком или прокатить его на машине

Буква О.

  • Буква О похожа на ротик ребенка, который плачет и кричит «о-о-о-о-о»
  • Дорисуйте ротику зубки и язык

Буква С.

  • На букву С сыпется песок
  • Вырежьте букву из картона
  • Сыпьте на нее песок или манку аккуратно, как бы зарисовывайте букву песком
  • Говорите при этом «Песочек сыпется с-с-с-с-с-с-с»

Буква Т.

  • Вырежьте из картона
  • Буква Т похожа на молоток
  • Издает звук «тук-тук»
  • Постукивайте молоточком по полу и дайте ребенку повторите за вами, произнося «тук-тук»

Буква Х.

  • Буква Х похожа на пересечение двух дорог
  • Возьмите кукол или своими пальцами изображайте хождение по дороге
  • При этом говорите рифмованный строки
  • Например: «Ходим-ходим по дорожке, у меня устали ножки. До конца сейчас дойдем, а после сядем, отдохнем»

Буква Ш.

  • Похожа на змейку, которая ползет и издает звук «ш-ш-ш-ш»
  • Ползайте со змеей по полу и не забудьте нарисовать голову с глазками и языком


  • Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию
  • Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов

Где, чем и как писать?

  • Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге
  • Мелом на доске или асфальте
  • Красками на бумаге
  • Палочкой на песке
  • Пальцам на муке или манке
  • Выложить буквы камушками на асфальте

ВАЖНО: Рисуйте сами, но обязательно давайте рисовать и ребенку, но помогайте ему. Если малыш совсем еще не владеет ручкой, то помогайте ему с этим

Видео: Обучающий Мультфильм. Прописи для детей:пишем буквы

  • Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее
  • Лепить можно из соленого теста или пластилина
  • Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить


Видео: Учим буквы от А до Д лепим из пластилина Плей До и открываем киндер сюрприз!Развивающий мультик!

  • Разукрашивать можно буквы, которые вы распечатали, написали, вырезали, написали на асфальте или доске, слепили из пластилина, вы сделали из манки, наклеив ее на картон
  • Разукрашивать можно: фломастерами, мелками, пальчиковыми красками, карандашами, ручками, гуашью
  • Можно распечатать буквы, рядом с которыми будут предметы, название которых начинается с этой буквы

Обводить контуры букв

  • Вырезаем букву
  • Кладем на лист бумаги или картона
  • Обводим. Если ребенок сам еще не может, то берите его ручку и обводите
  • Обводить можно точечками, штрихами, прямыми линиями
  • После обводки контур можно выложить камушками, фасолью, макаронами




Печенье из букв

  • К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности
  • Воспользуйтесь этим интересом
  • Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его
  • Тесто должно быть эластичным и не липким
  • Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться
  • Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой
  • Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба
  • Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает
  • Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине


Если такого рецепта у вас нету, то воспользуйтесь следующим:

  • Два яйца смешайте с ванилином по вкусу
  • Взбейте миксером до пены примерно 10 минут
  • Добавьте предварительно растопленное до состояния сметаны сливочное масло (100 г)
  • Перемешивайте в течение 5 минут
  • 300 г сметаны взбейте с 150 г сахара
  • Добавьте смесь в миску с остальными ингредиентами
  • Всыпьте 1 ст. л. муки, смешанную с 1/2 чайной ложки соды и перемешайте
  • Добавляйте еще по ложке муки
  • Тесто должно стать эластичным и не липким
  • Замешенное тесто поставьте в холодильник на 30 минут, чтобы легче было формировать буквы


  • Вырезав буквы, отправляйте печенье на смазанный маслом противень в разогретую духовку
  • Печенье должно приобрести золотистый цвет


Листайте книги, журналы

  • Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы
  • Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве
  • Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом
  • Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад
  • Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
  • Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт

Игра говорящая азбука

Говорящая азбука подходит:

  • Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
  • Просто для закрепления материала
  • Для разнообразия занятий

Плакаты с говорящей азбукой.

  • Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
  • Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
  • Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
  • Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
  • При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы

Онлайн игры.

  • Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
  • Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
  • Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия

Говорящие азбуки в видео-формате.

  • Также означает нахождение ребенка за компьютером
  • В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
  • Также будет хорош иногда для разнообразия
  • Один из примеров такого видео смотрите ниже

Видео: Говорящая азбука. Учим русский алфавит для самых маленьких. Для детей 3-6 лет

Компьютер: смотрим буквы

  • Этот способ обучения подойдет для ленивых или занятых мам, которые не могут заниматься с ребенком с помощью простых подручных средств
  • Смотреть буквы и слушать о них — это непременно хорошее и полезное занятие
  • Но не забывайте, что лучше добавить разрисовки, аппликации и вырезания букв
  • Как правило, обучение буквам на компьютере сводится к просмотру обучающих мультфильмов
  • Один из примеров видео смотрите ниже


Видео: Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей

Как играть в игру Азбука?

  • Игра Азбука может встречаться в разных вариантах
  • Это онлайн-игры, в которых нужно ставить буквы на места, находить предмет, начинающийся с нужной буквы; искать пары для каждой буквы
  • Игры смогут понять дети от 3 лет
  • Обязательно должны находиться рядом родители и помогать
  • Не увлекайтесь такими онлайн-играми, ведь компьютер для малыша не приносит никакой пользы
  • Если игра не компьютерная, а купленная в магазине, то играйте, прочитав инструкцию. Таких игр может быть очень много разнообразных


Игра Азбука

Развивающие игры для детей: учим буквы 5 — 6 лет

  • В 5-6 лет обязательно нужно научить ребенка буквам, если он их еще не знает
  • В таком возрасте основным методом становятся не ассоциации, а слова, начинающиеся с данной буквы: «А-арбуз», «Б-банан»
  • Ребенок уже отлично будет понимать связь буквы и слова
  • Все игры будут сводиться к построению слов для такого возраста
  • Купите буквы-магнитики и складывайте слова из них


  • Основные принципы обучения такие же, как и для раннего возраста (читайте второй раздел данной статьи)
  • В помощь в таком возрасте обязательно придет книга-букварь
  • Там вы и увидите картинки и прочитаете ребенку занимательные стихи
  • Ребенок в таком возрасте уже не захочет играть в совсем детские игры (смотрите выше)
  • Заучите букву и попросите ребенка собрать по дому вещи, которые он видит на выбранную букву. За каждую вещь можете предложить небольшой вкусный сюрприз. Так ребенку будет веселее и интереснее
  • Испечь печенье вместе — также актуально для данного возраста (правила и рецепт читайте выше в разделе «печенье из букв»). Только такой взрослый для букв ребенок уже действительно помочь вам вылепить буквы
  • Купите пазл с буквами


  • Лепите, вырезайте, разукрашивайте, делайте аппликации. Для возраста 5-6 лет это также актуально

Всегда хвалите ребенка за успехи

  • Не всегда обучение дается ребенку легко
  • Без вашего подбадривания ребенку скоро надоест этот процесс, если он будет совершать ошибки особенно
  • Всегда хвалите ребенка за успехи
  • Даже в случае не совсем идеального запоминания, понимания и ответа


Мамы, от вас и вашего подхода к этому непростому занятию во многом зависит успех вашего ребенка и его интерес. Не ленитесь заниматься со своим чадом и вскоре вы будете хвалиться окружающим об успехах своего любимого ребенка.

Видео: Учим с ребенком буквы

Описание:
***Самая правильная Азбука!***
Обучающая игра "Азбука и Алфавит для детей" - учим буквы и звуки русского алфавита!
После прохождения этой игры ребенок намного легче научится читать, так как в Азбуке применен опыт лучших педагогов по обучению детей чтению.
***Чему научится ребенок?***
Читайте под спойлером!
Идея: Татьяна Анатольевна Дубовкина, директор центра дошкольного развития "Умничка", автор методик по развитию и обучению детей дошкольного возраста, мама двоих детей.

С помощью "Азбуки и Алфавита для детей" Ваш ребенок сможет:
* Выучить русский алфавит легко и с интересом
* Научиться писать буквы
* Развить фонематический слух
* Разделять буквы на гласные и согласные
* Различать гласные и согласные звуки
* Выучить звуки, а не только буквы. Это поможет в дальнейшем быстро и легко научиться читать.
* Пополнить словарный запас
* А также развить мышление, память, восприятие, воображение и внимание!

ЧТО НОВОГО-Версия 1.2.3:
- Исправление озвучки задания в Проверялке

Дополнительная информация:
***Как играть?***
Ребенок вместе с главными героями Зайкой-Познайкой и его веселыми друзьями Буквариком, Ёжиком и Белкой выучат буквы русского алфавита, выполняя увлекательные задания. Жаба-Проверялка в упражнениях убедится – все ли буквы правильно выучил Зайка и только после этого пропустит героев в волшебный город, где они научатся читать.
Обучение и задания делятся на:
* Гласные. Важный раздел в изучении букв. Изучаем гласные отдельно
* Согласные. Буквы выстроены в правильном порядке, необходимом для более легкого усвоения детьми звуков речи. Изучаем и выполняем задания
* Проверялка. Упражнения в виде игр на закрепление изученного - "Покажи букву", "Найди нужную букву", "С какой буквы начинается слово?"
* Пишем буквы. Интерактивная пропись - учимся писать буквы правильно
* Поём буквы. Алфавит - караоке. Песня, специально адаптированная для самых маленьких детей. Буквы поются раздельно, с интервалами, без пропусков и повторений – правильно и по порядку. Пойте вместе с детьми, чтобы легко выучить алфавит!

***Важно знать***
* В отличие от других приложений буквы и звуки в игре делятся на гласные и согласные
* В настройках есть переключение между буквами и звуками
* По умолчанию буквы в алфавите звучат как ЗВУКИ - ЭТО ВАЖНО, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок легко научился читать. В процессе игры вы легко сможете изменить настройку со звуков на буквы и обратно.
* Раздел "Для родителей". Памятка от автора методики обучения, как правильно изучать азбуку, чтобы легко выучить алфавит, а затем просто и быстро научиться читать.
* Простое и понятное ребенку управление. Интерфейс приложения облегчен так, чтобы ребенок смог самостоятельно играть в игру.
* Для лучшего закрепления материала и новых игр с буквами - установите наш игровой Алфавит
Вы будете во всеоружии: с обучающим приложением, продуманными заданиями, адаптированной для детей песенкой, интерактивными прописями, нашей заботой и поддержкой.
Внимание, приложение содержит внутри-игровую покупку - полная версия игры за 99 руб ($2.99 для других стран).

Описание установки:
1. Сначала скачиваем программу (файл Apk).
2. Для установки приложения, разреши "Неизвестные источники"...(поставь галочку) :смущение:
3. Далее устанавливаем программу, как обыкновенное приложение.

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .